6 декаб­ря. Свя­ти­тель Мит­ро­фан, в схи­ме Мака­рий, пер­вый епи­скоп Воронежский
Свя­ти­тель Мит­ро­фан, епи­скоп Воро­неж­ский, в миру Миха­ил, родил­ся 8 нояб­ря 1623 года. В сино­ди­ке, при­над­ле­жав­шем свя­ти­те­лю, пере­чень имен начи­на­ет­ся с лиц, обле­чен­ных в свя­щен­ни­че­ский сан, и это дает осно­ва­ние пола­гать, что он родил­ся в семье потом­ствен­ных…

Свя­ти­тель Мит­ро­фан, епи­скоп Воро­неж­ский, в миру Миха­ил, родил­ся 8 нояб­ря 1623 года. В сино­ди­ке, при­над­ле­жав­шем свя­ти­те­лю, пере­чень имен начи­на­ет­ся с лиц, обле­чен­ных в свя­щен­ни­че­ский сан, и это дает осно­ва­ние пола­гать, что он родил­ся в семье потом­ствен­ных свя­щен­ни­ков. Из Духов­но­го заве­ща­ния свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на извест­но, что он “родил­ся от бла­го­че­сти­вых роди­те­лей и вос­пи­тан ими в непо­роч­ном бла­го­че­стии Восточ­ной Церк­ви, пра­во­слав­ной вере”. До соро­ка­лет­не­го воз­рас­та свя­ти­тель жил в миру: был женат, имел сына Иоан­на и слу­жил при­ход­ским свя­щен­ни­ком. Местом пас­тыр­ской дея­тель­но­сти иерея Миха­и­ла было село Сидо­ров­ское, рас­по­ло­жен­ное у реки Молох­ты, при­то­ка Тезы, впа­да­ю­щей в Клязь­му, неда­ле­ко от горо­да Шуи (ныне Вла­ди­мир­ская область).

Лишив­шись супру­ги, свя­щен­ник Миха­ил при­нял постриг с име­нем Мит­ро­фан в Золот­ни­ков­ской пусты­ни в 1663 году.

Пат­ри­арх Иоаким (1674 – 1690), узнав о высо­ком бла­го­че­стии свя­то­го Мит­ро­фа­на, воз­вел его в 1675 году в сан архи­манд­ри­та зна­ме­ни­то­го в то вре­мя Мака­ри­е­во-Унжен­ско­го монастыря.

Свя­той Мит­ро­фан был вызван в сто­ли­цу и 2 апре­ля 1682 года посвя­щен во епи­ско­па Воро­неж­ско­го пат­ри­ар­хом Иоаки­мом и шест­на­дца­тью архи­пас­ты­ря­ми. Нача­ло епи­скоп­ско­го слу­же­ния свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на сов­па­ло с тяж­ким для Руси вре­ме­нем смут и цер­ков­но­го раскола.

Свя­ти­тель Мит­ро­фан начал архи­пас­тыр­скую дея­тель­ность с построй­ки ново­го кафед­раль­но­го собо­ра в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, вза­мен вет­хо­го дере­вян­но­го хра­ма. В 1692 году собор с при­де­ла­ми во имя Архи­стра­ти­га Миха­и­ла и Свя­ти­те­ля Нико­лая был освящен.

Пер­вый Воро­неж­ский свя­ти­тель рев­ност­но забо­тил­ся о нуж­дах паст­вы. Он уте­шал бед­ных и бога­тых, был покро­ви­те­лем вдов и сирот, заступ­ни­ком оби­жен­ных. Его дом слу­жил гости­ни­цей для стран­ни­ков и лечеб­ни­цей для боль­ных. Молил­ся свя­ти­тель не толь­ко о живых, но и об усоп­ших хри­сти­а­нах, и осо­бен­но о вои­нах, пав­ших за Оте­че­ство, впи­сы­вая их име­на в сино­дик. Поми­ная их за про­ско­ми­ди­ей, свя­ти­тель Мит­ро­фан гово­рил: “Еще пра­вед­на душа, то боль­шей части спо­доб­ле­на быва­ет, аще ли греш­на, то будет при­част­ни­ца мило­сти Божией”.

Извест­но о боль­шой друж­бе свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на со свя­ти­те­лем Пити­ри­мом, епи­ско­пом Там­бов­ским (память 28 июля). Они не толь­ко под­дер­жи­ва­ли пере­пис­ку, но и встре­ча­лись для духов­ных бесед.

Свя­ти­тель Мит­ро­фан, как чело­век высо­ко­го пат­ри­о­тиз­ма, сво­им нрав­ствен­ным авто­ри­те­том, мило­сер­ди­ем и молит­ва­ми содей­ство­вал пре­об­ра­зо­ва­ни­ям Пет­ра I, необ­хо­ди­мость и цель кото­рых хоро­шо пони­мал. При построй­ке в Воро­не­же фло­та для похо­да на Азов свя­ти­тель Мит­ро­фан убеж­дал народ все­мер­но помо­гать Пет­ру I. Это было осо­бен­но важ­но, ибо мно­гие счи­та­ли устрой­ство фло­та делом бес­по­лез­ным. Свя­ти­тель не огра­ни­чи­вал­ся толь­ко сове­та­ми царю, но ока­зы­вал и мате­ри­аль­ную под­держ­ку госу­дар­ствен­ной казне, нуж­дав­шей­ся в день­гах для стро­и­тель­ства фло­та, и отда­вал все свои сред­ства, созна­вая, что они идут на бла­го Родины.

Пат­ри­о­ти­че­ские чув­ства свя­ти­те­ля соеди­ня­лись в его душе с непо­ко­ле­би­мой верой и стро­го­стью пра­во­слав­ных убеж­де­ний, ради кото­рых он не боял­ся навлечь на себя цар­ский гнев. Так, свя­ти­тель отка­зал­ся идти во дво­рец к Пет­ру I, пото­му что там сто­я­ли ста­туи язы­че­ских богов, и хотя за ослу­ша­ние цар­ской воли свя­ти­те­лю гро­зи­ла опа­ла, он остал­ся непре­кло­нен. Петр при­ка­зал убрать ста­туи и с того вре­ме­ни про­ник­ся еще боль­шим ува­же­ни­ем к святителю.

Скон­чал­ся свя­ти­тель Мит­ро­фан в 1703 году в глу­бо­кой ста­ро­сти, при­няв перед смер­тью схи­му с име­нем Мака­рий. Погре­бе­ние совер­ше­но было 4 декабря.

Царь Петр I сам нес гроб свя­ти­те­ля от собо­ра до усы­паль­ни­цы. Про­ща­ясь, он ска­зал: “Не оста­лось у меня боль­ше тако­го свя­то­го стар­ца. Ему же буди веч­ная память”.

Одним из заме­ча­тель­ных памят­ни­ков жиз­ни и дея­тель­но­сти свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на явля­ет­ся его Духов­ное завещание.

Память свя­ти­те­лю Мит­ро­фа­ну уста­нов­ле­на в 1832 году.

Тро­парь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, /​сло́вом и житие́м, па́стве твое́й, о́тче смиренному́дре Митрофа́не, был еси́. /​Те́мже и во све́тлостех святы́х, /​со́лнца светле́йше возсия́л еси́, /​венце́м нетле́ния и сла́вы украша́емь, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га, /​/​стране́ на́шей и гра́ду тво­е­му́ в ми́ре спасти́ся.

Кондак, глас 8

Воздержа́нием те́ло ду́ху порабо́тив, /​ду́шу же равноа́нгельну сотвори́в, /​святи́тельскою оде́ялся еси́ оде́ждою, я́ко вене́ц свяще́нства, /​и ны́не, всех Влады́це пред­стоя́, /​/​моли́, всеблаже́нне Митрофа́не, умири́ти и спа­сти́ ду́ши на́ша.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Митрофа́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Мит­ро­фа­ну Воронежскому

О святи́телю о́тче Митрофа́не, се мы гре́шнии, нетле́нием честны́х моще́й твои́х и мно́гими благодея́ньми, чуде́сно соде́янными и содева́емыми тобо́ю, уве́рившеся, испове́дуем, я́ко и́маши ве́лию благода́ть у Го́спода Бо́га на́шего, и всесмире́нно ко тво­е­му́ благосе́рдию припа́дающе, тебе́ мо́лимся си́це: моли́ о нас Хри­ста́ Бо́га на́шего, да низпосле́т всем чту́щим святу́ю па́мять твою́ и усе́рдно к тебе́ прибега́ющим бога́тыя ми́лости Своя́; да утверди́т во святе́й Свое́й Правосла́вной Це́ркви живы́й дух пра́выя ве́ры и благоче́стия, дух ве́дения и люб­ве́, дух ми́ра и ра́дости о Ду́се Свя́те, да вся ча́да ея́, чи́ста су́ща от мирски́х искуше́ний и плотски́х по́хотей и зла́го де́йствия злых духо́в, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́, и усе́рдно о соблюде́нии за́поведей Его́ ко спасе́нию душ свои́х да потща́тся. Па́стырем ея́ да даст Госпо́дь святу́ю ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, во е́же неве́рующия просвети́ти, неве́дущия наста́вити, сомня́щияся вразуми́ти, отпа́дшия от Правосла́вныя Це́ркве к ней возврати́ти, ве́рующия в ве́ре соблю­сти́, гре́шныя на покая́ние подви́гнути, ка́ющияся уте́шити и во исправле́нии жи́зни утверди́ти, и та́ко вся лю́ди ко угото́ванному ве́чному Ца́рству святы́х Его́ при­ве­сти́. Умо­ли́ Го́спода, уго́дниче Христо́в: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зенный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Всем же в держа́ве лю́дем да да́рует благи́й Бог наш мир, тиши­ну́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х, па́че же ко исполне́нию за́поведей Его́ тща́ние неле́ностное; и да изба́вит ца́рствующия гра́ды, град сей и вся ины́я гра́ды и ве́си, от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла. Ей, святи́телю Бо́жий, да устро́иши моли́твами твои́ми вся блага́я душа́м и телесе́м на́шим; да и мы просла́вим в душа́х и телесе́х на́ших Го́спода и Бо́га на́шего, Иису́са Хри­ста́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом сла́ва и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Свт. Амфи­ло­хия, еп. Ико­ний­ско­го (после 394). Свт. Гри­го­рия, еп. Акра­ган­тий­ско­го (VI – VII). Блгв. вел. кн. Алек­сандра Нев­ско­го, в схи­ме Алек­сия (1263). Мчч. Сиси­ния, еп. Кизи­че­ско­го (III), и Фео­до­ра Антио­хий­ско­го (IV). Прп. Колум­ба­на, игум. Люк­сей­ско­го (615). Сщмч. Филип­па Рас­по­по­ва пре­св. (1919) Прмч. Сера­фи­ма (Тье­ва­ра) мон. (1931) Св. Иоан­на Васи­лье­ва исп. (1932) Сщмч. Еле­аза­ра Спи­ри­до­но­ва пре­св. (1937) Мч. Алек­сандра Уксу­со­ва (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму