6 декаб­ря. Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Акрагантийский
Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Акра­ган­тий­ский, родил­ся на ост­ро­ве Сици­лия, в селе­нии Пре­то­рия, неда­ле­ко от горо­да Акра­ган­та, от бла­го­че­сти­вых Хари­то­на и Фео­до­тии. Вос­при­ем­ни­ком мла­ден­ца Гри­го­рия при Кре­ще­нии был епи­скоп Акра­ган­тий­ский Пата­ми­он. К деся­ти годам маль­чик, отдан­ный на обу­че­ние,…

Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Акра­ган­тий­ский, родил­ся на ост­ро­ве Сици­лия, в селе­нии Пре­то­рия, неда­ле­ко от горо­да Акра­ган­та, от бла­го­че­сти­вых Хари­то­на и Фео­до­тии. Вос­при­ем­ни­ком мла­ден­ца Гри­го­рия при Кре­ще­нии был епи­скоп Акра­ган­тий­ский Пата­ми­он. К деся­ти годам маль­чик, отдан­ный на обу­че­ние, овла­дел гра­мо­той, умел читать, петь цер­ков­ные пес­но­пе­ния. В 12-лет­нем воз­расте свя­той Гри­го­рий был постав­лен в кли­ри­ки. Духов­ное руко­вод­ство над ним было пору­че­но архи­ди­а­ко­ну Дона­ту. Свя­той Гри­го­рий про­слу­жил при церк­ви Акра­ган­тий­ской 10 лет. Одна­жды Ангел Гос­по­день явил­ся свя­то­му юно­ше, имев­ше­му горя­чее жела­ние посе­тить Иеру­са­лим, и ска­зал, что Бог бла­го­сло­вил его намерение.

В Иеру­са­ли­ме свя­той Гри­го­рий был пред­став­лен Пат­ри­ар­ху Мака­рию (563 – 574), кото­рый оста­вил бла­го­че­сти­во­го юно­шу для слу­же­ния в сво­ем кафед­раль­ном собо­ре, руко­по­ло­жив его во диа­ко­на. Душа свя­то­го Гри­го­рия жаж­да­ла ино­че­ско­го подви­га, и Пат­ри­арх, бла­го­сло­вив, отпу­стил его в мона­стырь на Еле­он­скую гору. Через год свя­той Гри­го­рий ушел из оби­те­ли к стар­цу-пустын­ни­ку, кото­рый в тече­ние четы­рех лет учил его духов­ной муд­ро­сти, сми­ре­нию и пра­ви­лам ино­че­ской жиз­ни. Подвиж­ник, про­ви­дя в свя­том Гри­го­рии буду­ще­го вели­ко­го све­тиль­ни­ка Церк­ви, бла­го­сло­вил его поки­нуть затвор.

Несколь­ко лет свя­ти­тель Гри­го­рий мир­но управ­лял вру­чен­ной ему от Бога паст­вой, был защит­ни­ком обез­до­лен­ных, муд­рым про­по­вед­ни­ком, чудо­твор­цем-цели­те­лем. И в архи­ерей­ском сане свя­ти­тель Гри­го­рий вел жизнь ино­ка-подвиж­ни­ка, рев­ност­но хра­ня мона­ше­ские обе­ты. Паства люби­ла сво­е­го свя­ти­те­ля, вери­ла ему. Одна­ко у свя­то­го вла­ды­ки были и недоб­ро­же­ла­те­ли, кото­рые реши­лись его окле­ве­тать. Завист­ни­ки тай­но, когда свя­той Гри­го­рий был в хра­ме, про­ве­ли в его покои под­куп­лен­ную блуд­ни­цу, а затем перед наро­дом, кото­рый после Бого­слу­же­ния про­во­жал сво­е­го вла­ды­ку до две­рей дома, выве­ли ее и обви­ни­ли свя­ти­те­ля Гри­го­рия в смерт­ном гре­хе пре­лю­бо­де­я­ния. Свя­то­го епи­ско­па тут же взя­ли под стра­жу. Народ пытал­ся защи­тить вла­ды­ку, но без­успеш­но. На суде блуд­ни­ца лже­сви­де­тель­ство­ва­ла про­тив свя­ти­те­ля Гри­го­рия. Как толь­ко она про­из­нес­ла сло­ва кле­ве­ты, с ней слу­чил­ся при­ступ бес­но­ва­ния. Тогда судьи обви­ни­ли свя­ти­те­ля в кол­дов­стве. Свя­ти­тель Гри­го­рий был отправ­лен на суд к Рим­ско­му епи­ско­пу вме­сте с доно­сом о его “пре­ступ­ле­ни­ях”. Папа, про­чи­тав донос, не поже­лал видеть обви­ня­е­мо­го и при­ка­зал заклю­чить его в тем­ни­цу. Без­ро­пот­но пере­но­сил свя­той свое уни­же­ние, пре­бы­вая в посто­ян­ной молит­ве. О его молит­вен­ном подви­ге и даре чудо­тво­ре­ний ско­ро ста­ло извест­но в горо­де и окру­ге. В тем­ни­цу ста­ли при­хо­дить бла­го­че­сти­вые рим­ляне, кото­рых заклю­чен­ный свя­ти­тель учил пра­вед­ной жиз­ни, а боль­ным испра­ши­вал у Гос­по­да исцеления.

Через два года к папе при­е­хал про­зор­ли­вый ста­рец, по име­ни Марк, знав­ший свя­то­го Гри­го­рия еще юно­шей. Ста­рец не пове­рил доно­су и упро­сил папу созвать Собор, что­бы разо­брать дело Гри­го­рия. По при­гла­ше­нию папы на Собор при­бы­ли мно­гие кли­ни­ки горо­да Акра­ган­та, а так­же все, окле­ве­тав­шие свя­ти­те­ля, в том чис­ле и блуд­ни­ца. Из Кон­стан­ти­но­по­ля при­бы­ли в Рим три епи­ско­па и импе­ра­тор­ский санов­ник Мар­ки­ан. В доро­ге Мар­ки­ан тяже­ло забо­лел. По сове­ту мно­гих людей, преж­де полу­чив­ших исце­ле­ние молит­ва­ми свя­ти­те­ля Гри­го­рия, слу­ги отнес­ли уми­ра­ю­ще­го в тем­ни­цу, где томил­ся чудо­тво­рец. По молит­вам свя­то­го Гри­го­рия Гос­подь даро­вал Мар­ки­а­ну исцеление.

На Собо­ре кле­вет­ни­ки пыта­лись отста­и­вать свое обви­не­ние и, как глав­ное дока­за­тель­ство, пред­ста­ви­ли суду обе­зу­мев­шую блуд­ни­цу, утвер­ждая, что Гри­го­рий окол­до­вал ее. Свя­ти­тель, сотво­рив над ней молит­ву, изгнал беса. Жен­щи­на при­шла в себя и откры­ла Собо­ру всю прав­ду. Кле­вет­ни­ки были посрам­ле­ны и осуж­де­ны. Мар­ки­ан хотел даже каз­нить их, но свя­той Гри­го­рий испро­сил для них прощение.

Свя­ти­тель Гри­го­рий с поче­стя­ми вер­нул­ся на свою кафед­ру и, окру­жен­ный любо­вью пасо­мых, управ­лял Цер­ко­вью до сво­ей мир­ной кончины.

Тро­парь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, /​воздержа́ния учи́теля /​яви́ тя ста́ду тво­е­му́, /​я́же веще́й и́стина: /​сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, /​нището́ю бога́тая, /​о́тче Григо́рие, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Светолу́чными сия́нии /​Це́рковь Свята́го Ду́ха светово́дит /​све́тлое соверша́ющия твое́ успе́ние, /​/​преподо́бне о́тче всеблаже́нне Григо́рие.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Григо́рие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Свт. Амфи­ло­хия, еп. Ико­ний­ско­го (после 394). Блгв. вел. кн. Алек­сандра Нев­ско­го, в схи­ме Алек­сия (1263). Свт. Мит­ро­фа­на, в схи­ме Мака­рия, еп. Воро­неж­ско­го (1703). Мчч. Сиси­ния, еп. Кизи­че­ско­го (III), и Фео­до­ра Антио­хий­ско­го (IV). Прп. Колум­ба­на, игум. Люк­сей­ско­го (615). Сщмч. Филип­па Рас­по­по­ва пре­св. (1919) Прмч. Сера­фи­ма (Тье­ва­ра) мон. (1931) Св. Иоан­на Васи­лье­ва исп. (1932) Сщмч. Еле­аза­ра Спи­ри­до­но­ва пре­св. (1937) Мч. Алек­сандра Уксу­со­ва (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму