6 декаб­ря. Бла­го­вер­ный вели­кий князь Алек­сандр Нев­ский, в схи­ме Алексий
Князь Алек­сандр был сыном вели­ко­го кня­зя Яро­сла­ва. Его мать зва­ли Фео­до­си­ей. Ростом Алек­сандр был выше дру­гих, голос у него был как тру­ба, а лицо — пре­крас­но. Он был силь­ным, муд­рым и храбрым. Знат­ный чело­век из Запад­ной стра­ны по…

Князь Алек­сандр был сыном вели­ко­го кня­зя Яро­сла­ва. Его мать зва­ли Фео­до­си­ей. Ростом Алек­сандр был выше дру­гих, голос у него был как тру­ба, а лицо — пре­крас­но. Он был силь­ным, муд­рым и храбрым.

Знат­ный чело­век из Запад­ной стра­ны по име­ни Андре­яш спе­ци­аль­но при­шёл посмот­реть на кня­зя Алек­сандра. Вер­нув­шись к сво­им, Андре­яш гово­рил, что не встре­чал чело­ве­ка, подоб­но­го Александру.

Услы­шав об этом, король Рим­ской веры из Полу­ноч­ной стра­ны захо­тел заво­е­вать зем­лю Алек­сан­дро­ву, при­шёл к Неве и послал сво­их послов в Нов­го­род к Алек­сан­дру с изве­ще­ни­ем, что он, король, берёт его зем­лю в плен.

Алек­сандр помо­лил­ся в церк­ви Свя­той Софии, при­нял бла­го­сло­ве­ние от епи­ско­па Спи­ри­до­на и пошёл на вра­гов с неболь­шой дру­жи­ной. У Алек­сандра даже не было вре­ме­ни послать весть к отцу, и мно­гие нов­го­род­цы не успе­ли при­со­еди­нить­ся к походу.

Ста­рей­шине зем­ли Ижор­ской, носив­ше­му имя Пелу­гий (во свя­том кре­ще­нии — Филипп), Алек­сан­дром был пору­чен мор­ской дозор. Раз­ве­дав о силе вра­же­ско­го вой­ска, Пелу­гий пошёл навстре­чу Алек­сан­дру, что­бы рас­ска­зать обо всём. На рас­све­те Пелу­гий уви­дел плыв­шую по морю ладью, а на ней — свя­тых муче­ни­ков Бори­са и Гле­ба. Они ска­за­ли, что соби­ра­ют­ся помочь сво­е­му срод­ни­ку Александру.

Встре­тив Алек­сандра, Пелу­гий пове­дал ему о виде­нии. Алек­сандр велел нико­му об этом не говорить.

Князь Алек­сандр всту­пил в сра­же­ние с лати­ня­на­ми и само­го коро­ля ранил копьём. В бит­ве осо­бен­но отли­чи­лись шесть вои­нов: Тав­ри­ло Олек­сич, Сбыслав Яку­но­вич, Иаков, Миша, Сав­ва и Ратмир.

Тру­пы уби­тых лати­нян нашли и на дру­гом бере­гу реки Ижо­ры, где вой­ско Алек­сандра не мог­ло прой­ти. Их пере­бил ангел Божий. Остав­ши­е­ся вра­ги бежа­ли, а князь воз­вра­тил­ся с победой.

На сле­ду­ю­щий год опять при­шли лати­няне от Запад­ной стра­ны и постро­и­ли город на Алек­сан­дро­вой зем­ле. Алек­сандр немед­ля срыл город, одних вра­гов каз­нил, дру­гих взял в плен, а тре­тьих помиловал.

На тре­тий год, зимой, Алек­сандр сам пошёл на немец­кую зем­лю с боль­шим вой­ском. Ведь вра­ги уже взя­ли город Псков. Алек­сандр осво­бо­дил Псков, но мно­гие немец­кие горо­да заклю­чи­ли союз про­тив Александра.

Бит­ва про­изо­шла на Чуд­ском озе­ре. Лёд там покрыл­ся кро­вью. Оче­вид­цы рас­ска­зы­ва­ли о воин­стве Божи­ем в воз­ду­хе, кото­рое помо­га­ло Александру.

Когда князь воз­вра­щал­ся с побе­дой, духо­вен­ство и жите­ли Пско­ва тор­же­ствен­но встре­ча­ли его у стен города.

Литов­цы нача­ли разо­рять воло­сти Алек­сан­дро­вы, но Алек­сандр раз­бил их вой­ска, и с тех пор они ста­ли его бояться.

В то вре­мя в Восточ­ной стране был силь­ный царь. Он послал послов к Алек­сан­дру и велел кня­зю при­е­хать к нему в Орду. После смер­ти отца Алек­сандр с боль­шим вой­ском при­шёл во Вла­ди­мир. Весть о гроз­ном кня­зе раз­нес­лась по мно­гим зем­лям. Алек­сандр, полу­чив бла­го­сло­ве­ние от епи­ско­па Кирил­ла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воз­дал ему поче­сти и отпу­стил его.

Царь Батый раз­гне­вал­ся на Андрея, суз­даль­ско­го кня­зя (млад­ше­го бра­та Алек­сандра), и его вое­во­да Невруй разо­рил Суз­даль­скую зем­лю. После это­го вели­кий князь Алек­сандр вос­ста­но­вил горо­да и церкви.

К Алек­сан­дру при­шли послы от рим­ско­го папы. Они ска­за­ли, что при­слал папа Алек­сан­дру двух кар­ди­на­лов, кото­рые рас­ска­жут о законе Божьем. Но Алек­сандр отве­тил, что рус­ские закон зна­ют, а от лати­нян уче­ние не приемлют.

В то вре­мя царь из Восточ­ной стра­ны застав­лял хри­сти­ан ходить вме­сте с ним в поход. Алек­сандр при­е­хал в Орду, что­бы уго­во­рить царя не делать это­го. А сына сво­е­го Дмит­рия послал на Запад­ные стра­ны. Дмит­рий взял город Юрьев и воз­вра­тил­ся в Новгород.

А князь Алек­сандр на обрат­ном пути из Орды забо­лел. Он при­нял мона­ше­ство перед смер­тью, стал схим­ни­ком и 14 нояб­ря скончался.

Тело Алек­сандра понес­ли к горо­ду Вла­ди­ми­ру. Мит­ро­по­лит, свя­щен­ни­ки и весь народ встре­ти­ли его в Бого­лю­бо­ве. Были кри­ки и плач.

Поло­жи­ли кня­зя в церк­ви Рож­де­ства Бого­ро­ди­цы. Мит­ро­по­лит Кирилл хотел раз­жать руку Алек­сандра, что­бы вло­жить в неё гра­мо­ту. Но умер­ший сам про­тя­нул руку и взял гра­мо­ту… Об этом чуде рас­ска­за­ли мит­ро­по­лит и его эко­ном Себастьян.

Тро­парь, глас 4

Я́ко благочести́ваго ко́рене /​пречестна́я о́трасль был еси́, блаже́нне Алекса́ндре, /​яви́ бо тя Христо́с, я́ко не́кое Боже́ственное сокро́вище Росси́йстей зем­ли́, /​но́ваго чудотво́рца, пресла́вна и богоприя́тна. /​И днесь соше́дшеся в па́мять твою́ ве́рою и любо́вию, /​во псалме́х и пе́ниих ра́дующеся, сла́вим Го́спода, /​да́вшаго тебе́ благода́ть исцеле́ний, /​Его́же моли́ спа­сти́ град сей, /​и держа́ве Росси́йстей богоуго́дней бы́ти, /​и сыново́м Росси́йским спасти́ся.

Кондак, глас 8

Я́ко звез­ду́ тя пресве́тлу, почита́ем, от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую, /​всю бо стра­ну́ сию́ чуде­сы́ и добро́тою обогаща́еши /​и просвеща́еши ве́рою чту́щия па́мять твою́, Алекса́ндре блаже́нне. /​Сего́ ра́ди днесь пра́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́щии: /​моли́ спа­сти́ Оте́чество твое́ /​и вся притека́ющия к ра́це моще́й твои́х и ве́рно вопию́щия ти: /​ра́дуйся, гра́ду на́шему утвержде́ние.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​благове́рный кня́же Алекса́ндре, /​и чтим свято́е успе́ние твое́, /​и ны́не мо́лиши за нас /​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва бла­го­вер­но­му вели­ко­му кня­зю Алек­сан­дру Невскому

Ско́рый помо́щниче всех усе́рдно к тебе́ прибега́ющих и те́плый наш пред Го́сподем предста́телю, святы́й благове́рный кня́же Алекса́ндре! При́зри ми́лостивно на ны недосто́йныя мно́гими беззако́нии непотре́бны себе́ сотво́ршия, к ико́не твое́й ны́не притека́ющия и из глу­би­ны́ се́рдца тебе́ взыва́ющия: ты в житии́ свое́м ревни́тель и защи́тник правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми моли́твами непоколеби́мы утвер­ди́. Ты вели́кое, возло́женное на тя служе́ние тща́тельно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́йже призва́н есть, наста́ви. Ты, победи́в пол­ки́ супоста́тов, от преде́лов Росси́йских отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех ви́димых и неви́димых враго́в низло­жи́. Ты, оста́вив тле́нный вене́ц ца́рства земна́го, избра́л еси́ безмо́лвное житие́, и ны́не пра́ведно венце́м нетле́н­ным уве́нчанный, на Небесе́х ца́рствуеши, хода́тайствуй и нам, смире́нно мо́лим тя, житие́ ти́хое и безмяте́жное и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие неукло́нное твои́м предста́тельством устро́й нам. Пред­стоя́ же со все́ми святы́­ми Престо́лу Бо́жию, моли́ся о всех правосла́вных христиа́нах, да сохрани́т их Госпо́дь Бог Свое́ю благода́тию в ми́ре, здра́вии, и благоде́нствии, и вся́ком благополу́чии в до́лжайшая ле́та, да и при́сно сла́вим и благослови́м Бо́га, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Свт. Амфи­ло­хия, еп. Ико­ний­ско­го (после 394). Свт. Гри­го­рия, еп. Акра­ган­тий­ско­го (VI – VII). Свт. Мит­ро­фа­на, в схи­ме Мака­рия, еп. Воро­неж­ско­го (1703). Мчч. Сиси­ния, еп. Кизи­че­ско­го (III), и Фео­до­ра Антио­хий­ско­го (IV). Прп. Колум­ба­на, игум. Люк­сей­ско­го (615). Сщмч. Филип­па Рас­по­по­ва пре­св. (1919) Прмч. Сера­фи­ма (Тье­ва­ра) мон. (1931) Св. Иоан­на Васи­лье­ва исп. (1932) Сщмч. Еле­аза­ра Спи­ри­до­но­ва пре­св. (1937) Мч. Алек­сандра Уксу­со­ва (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму