Преподобный Наум Охридский, болгарин, был одним из ближайших учеников и сподвижников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С юности он последовал за своими учителями в Великоморавию и Паннонию, где в течение многих лет (863 – 885) подвижнической жизни проповедовал Слово Божие славянским народам на их родном языке. Преподобный Наум обучал славян грамоте, распространял переведенные равноапостольными братьями с греческого языка на славянский Богослужебные книги. В 868 году в Риме Папой Адрианом II (867 – 872) преподобный был рукоположен во диакона, а затем принял сан пресвитера. Папа Адриан II признал Богоугодным дело учителей Словенских, освятил славянские книги и благословил служить Литургию на славянском языке. Самые тяжелые испытания выпали на долю святого Наума и других учеников святого Мефодия после преставления последнего в 885 году. Епископом Моравским стал давний враг славянского просвещения немец Вихинг. Проповедники были брошены в темницу, прикованы цепями, подверглись истязаниям. По их молитвам Господь явил чудо: сделалось землетрясение, стены темницы обрушились, цепи разорвались. Народ, увидев это, уверовал в святость узников, но Вихинг объявил Божие знамение дьявольским наваждением и изгнал святого Наума и его сподвижников из Великоморавии.
Святые проповедники, движимые Промыслом Божиим, творя многие чудеса, достигли Дуная. Там они разделились на группы. Одни пошли в Мизию, другие – в Дакию и Иллирию, «Слово Божие умножая повсюду сторицею».
Преподобный Наум, вместе со святыми Климентом и Ангеляром, отправился в Болгарию. Святой царь болгарский Борис-Михаил, крестивший свой народ в 865 году, принял с радостью учеников святых Кирилла и Мефодия. Он возложил на них распространение и умножение славянских Богослужебных и проповеднических книг, устроение при храмах и монастырях школ для будущего болгарского духовенства, которое, по замыслу царя, должно было стать преемником духовенства греческого в болгарских землях. Преподобный Наум стал учительствовать и проповедовать в монастыре в честь святого Пантелеимона, близ Преслава.
В 894 году святой Наум возглавил просветительское дело в Деволе в Охридской епархии вместо святого Климента, рукоположенного во епископа Белицкого.
Уже в глубокой старости, «просветив болгар светом проповедания» и «всеявши Божественные догматы в земле Болгарской», преподобный Наум удалился от мира в монастырь в честь архангела Михаила и всех Небесных Сил, который он основал на средства святого царя Бориса и его сына Симеона. Там он закончил свой земной путь в 910 году, приняв перед смертью монашеский постриг. Святая Церковь вскоре причислила преподобного Наума к лику святых, а основанный им монастырь стал известен в народе как монастырь святого Наума. Там и поныне покоятся его мощи, врачуя силой благодати Христовой душевные недуги.
Тропарь, глас 4
Мир оста́вил еси́, прилепи́вся Христу́, /плоть распя́л еси́, пожи́в Ду́ху, /Нау́ме всеблаже́нне, /потща́лся еси́ апо́стольским подвиза́тися тече́нием /и улови́л еси́ к ве́ре Бо́лгарская неисче́тная мно́жества. /Те́мже моли́твами твои́ми //изба́ви нас от искуше́ний.
Кондак, глас 3
Све́тлых твои́х по́двигов пречестна́я па́мять, я́ко ве́лие со́лнце, всем возсия́вает, /ли́ца воспева́ющих тя просвеща́ет, /де́моны и вся́ку боле́знь отгоня́ет: //сего́ ра́ди, соше́дшеся, любо́вию сию́ ве́рно восхва́лим.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Нау́ме, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Предпразднство Рождества Христова. Мчч. иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III). Свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1310). Прп. Нифонта, еп. Кипрского (IV). Прп. Павла, еп. Неокесарийского (IV). Сщмч. Василия Спасского пресв. (1938). Прмч. Макария (Миронова) иером. (1938). Прмч. Ионы (Смирнова) иером. (1938).