5 янва­ря. Пре­по­доб­ный рав­ноап­о­столь­ный Наум Охридский
Пре­по­доб­ный Наум Охрид­ский, бол­га­рин, был одним из бли­жай­ших уче­ни­ков и спо­движ­ни­ков свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кирил­ла и Мефо­дия. С юно­сти он после­до­вал за сво­и­ми учи­те­ля­ми в Вели­ко­мо­ра­вию и Пан­но­нию, где в тече­ние мно­гих лет (863 – 885) подвиж­ни­че­ской жиз­ни про­по­ве­до­вал…

Пре­по­доб­ный Наум Охрид­ский, бол­га­рин, был одним из бли­жай­ших уче­ни­ков и спо­движ­ни­ков свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кирил­ла и Мефо­дия. С юно­сти он после­до­вал за сво­и­ми учи­те­ля­ми в Вели­ко­мо­ра­вию и Пан­но­нию, где в тече­ние мно­гих лет (863 – 885) подвиж­ни­че­ской жиз­ни про­по­ве­до­вал Сло­во Божие сла­вян­ским наро­дам на их род­ном язы­ке. Пре­по­доб­ный Наум обу­чал сла­вян гра­мо­те, рас­про­стра­нял пере­ве­ден­ные рав­ноап­о­столь­ны­ми бра­тья­ми с гре­че­ско­го язы­ка на сла­вян­ский Бого­слу­жеб­ные кни­ги. В 868 году в Риме Папой Адри­а­ном II (867 – 872) пре­по­доб­ный был руко­по­ло­жен во диа­ко­на, а затем при­нял сан пре­сви­те­ра. Папа Адри­ан II при­знал Бого­угод­ным дело учи­те­лей Сло­вен­ских, освя­тил сла­вян­ские кни­ги и бла­го­сло­вил слу­жить Литур­гию на сла­вян­ском язы­ке. Самые тяже­лые испы­та­ния выпа­ли на долю свя­то­го Нау­ма и дру­гих уче­ни­ков свя­то­го Мефо­дия после пре­став­ле­ния послед­не­го в 885 году. Епи­ско­пом Морав­ским стал дав­ний враг сла­вян­ско­го про­све­ще­ния немец Вихинг. Про­по­вед­ни­ки были бро­ше­ны в тем­ни­цу, при­ко­ва­ны цепя­ми, под­верг­лись истя­за­ни­ям. По их молит­вам Гос­подь явил чудо: сде­ла­лось зем­ле­тря­се­ние, сте­ны тем­ни­цы обру­ши­лись, цепи разо­рва­лись. Народ, уви­дев это, уве­ро­вал в свя­тость узни­ков, но Вихинг объ­явил Божие зна­ме­ние дья­воль­ским нава­жде­ни­ем и изгнал свя­то­го Нау­ма и его спо­движ­ни­ков из Великоморавии.

Свя­тые про­по­вед­ни­ки, дви­жи­мые Про­мыс­лом Божи­им, тво­ря мно­гие чуде­са, достиг­ли Дуная. Там они раз­де­ли­лись на груп­пы. Одни пошли в Мизию, дру­гие – в Дакию и Илли­рию, «Сло­во Божие умно­жая повсю­ду сторицею».

Пре­по­доб­ный Наум, вме­сте со свя­ты­ми Кли­мен­том и Анге­ля­ром, отпра­вил­ся в Бол­га­рию. Свя­той царь бол­гар­ский Борис-Миха­ил, кре­стив­ший свой народ в 865 году, при­нял с радо­стью уче­ни­ков свя­тых Кирил­ла и Мефо­дия. Он воз­ло­жил на них рас­про­стра­не­ние и умно­же­ние сла­вян­ских Бого­слу­жеб­ных и про­по­вед­ни­че­ских книг, устро­е­ние при хра­мах и мона­сты­рях школ для буду­ще­го бол­гар­ско­го духо­вен­ства, кото­рое, по замыс­лу царя, долж­но было стать пре­ем­ни­ком духо­вен­ства гре­че­ско­го в бол­гар­ских зем­лях. Пре­по­доб­ный Наум стал учи­тель­ство­вать и про­по­ве­до­вать в мона­сты­ре в честь свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на, близ Преслава.

В 894 году свя­той Наум воз­гла­вил про­све­ти­тель­ское дело в Дево­ле в Охрид­ской епар­хии вме­сто свя­то­го Кли­мен­та, руко­по­ло­жен­но­го во епи­ско­па Белицкого.

Уже в глу­бо­кой ста­ро­сти, «про­све­тив бол­гар све­том про­по­ве­да­ния» и «все­яв­ши Боже­ствен­ные дог­ма­ты в зем­ле Бол­гар­ской», пре­по­доб­ный Наум уда­лил­ся от мира в мона­стырь в честь архан­ге­ла Миха­и­ла и всех Небес­ных Сил, кото­рый он осно­вал на сред­ства свя­то­го царя Бори­са и его сына Симео­на. Там он закон­чил свой зем­ной путь в 910 году, при­няв перед смер­тью мона­ше­ский постриг. Свя­тая Цер­ковь вско­ре при­чис­ли­ла пре­по­доб­но­го Нау­ма к лику свя­тых, а осно­ван­ный им мона­стырь стал изве­стен в наро­де как мона­стырь свя­то­го Нау­ма. Там и поныне поко­ят­ся его мощи, вра­чуя силой бла­го­да­ти Хри­сто­вой душев­ные недуги.

Тро­парь, глас 4

Мир оста́вил еси́, прилепи́вся Хри­сту́, /​плоть распя́л еси́, пожи́в Ду́ху, /​Нау́ме всеблаже́нне, /​потща́лся еси́ апо́стольским подвиза́тися тече́нием /​и улови́л еси́ к ве́ре Бо́лгарская неисче́тная мно́жества. /​Те́мже моли́твами твои́ми /​/​изба́ви нас от искуше́ний.

Кондак, глас 3

Све́тлых твои́х по́двигов пречестна́я па́мять, я́ко ве́лие со́лнце, всем возсия́вает, /​ли́ца воспева́ющих тя просвеща́ет, /​де́моны и вся́ку боле́знь отгоня́ет: /​/​сего́ ра́ди, соше́дшеся, любо́вию сию́ ве́рно восхва́лим.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Нау́ме, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва. Мчч. иже в Кри­те: Фео­ду­ла, Сатор­ни­на, Евпо­ра, Гела­сия, Евни­ки­а­на, Зоти­ка, Пом­пия, Ага­фо­пу­са, Васи­ли­да и Ева­ре­ста (III). Свт. Фео­к­ти­ста, архи­еп. Нов­го­род­ско­го (1310). Прп. Нифон­та, еп. Кипр­ско­го (IV). Прп. Пав­ла, еп. Неоке­са­рий­ско­го (IV). Сщмч. Васи­лия Спас­ско­го пре­св. (1938). Прмч. Мака­рия (Миро­но­ва) иером. (1938). Прмч. Ионы (Смир­но­ва) иером. (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму