Священномученик Владимир Амбарцумов родился 20 сентября 1892 года в городе Саратове. Его отец Амбарцум Егорович Амбарцумов вместе с Федором Андреевичем Pay был одним из основоположников обучения и воспитания глухонемых в России. Овдовев, с тремя маленькими детьми он приехал в немецкую колонию Сарепту под Царицыном в поисках воспитательницы для осиротевших младенцев. В местной кирхе ему порекомендовали добропорядочную девицу из лютеранской семьи Каролину Кноблох.
В 1913 – 1914 годах, учась в Берлинском политехникуме, Владимир Амбарцумов давал частные уроки. Тогда же он впервые познакомился с христианским молодежным движением.
В Христианском студенческом кружке Владимир познакомился с Валентиной Алексеевой, с которой его связывали общие духовные устремления, и в 1916 году женился на ней.
До 1924 года христианские студенческие кружки пользовались всеми правами легальных общественных организаций, проводили публичные лекции на религиозные темы, в том числе и в Политехническом музее. В 1924 году деятельность христианского студенческого движения советской властью была запрещена, и многие руководители движения были готовы подчиниться запрещению. Но Владимир Амбарцумов рассудил иначе. Он считал, что в такое сложное и бурное время, какими были послереволюционные годы, христианское просвещение в России необходимо, и принял решение продолжать деятельность нелегально. Занятия кружков проводились на частных квартирах, и даже организовывались съезды представителей кружков.
4 декабря 1927 г. в Преображенском соборе г. Глазова по рекомендации отца Валентина Свенцицкого был рукоположен священноисповедником Виктором (Островидовым) во диакона, 11 декабря — во иерея.
Иерей Владимир служил в московском Князь-Владимирском храме в Старосадском пер., ревностно заботился о благолепии храма, имел особенное попечение о молодежи.
5 апреля 1932 г. В. был арестован и обвинен в участии во «Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации «Истинно-православная Церковь»». На допросах не скрывал недовольства религиозной политикой советской власти, отказался называть имена людей, участвовавших в христианских кружках. 7 июля 1932 г. приговорен к 3 годам ссылки в Северный край, в результате ходатайства руководства Академии наук вскоре освобожден. В 1933 г. жил в г. Россошь (ныне Воронежская обл.).
В 1934 г. священномученик Владимир поселился в пос. Кучино (Московская область, Балашихинский район), работая в Институте климатологии.
В 1935 г. переехал в с. Никольское, вместе с семьей посещал храм в честь Почаевской иконы Божией Матери в пос. Салтыковка (Московская область, Балашихинский район), обычно молился в алтаре.
Священномученик Владимир продолжал руководить духовными детьми, совершал богослужения в домах наиболее близких из них, при этом выполнял много научных работ по договорам, что давало ему значительные по тем временам средства, которые он почти все использовал на помощь семьям священнослужителей, находившихся в заключении или умерших там.
Своей семье отец Владимир оставлял только самое необходимое. Духовные дети также помогали семьям заключенных, отец Владимир следил за тем, чтобы помощь оказывалась своевременно и в достаточном размере.
В ночь с 8 на 9 сентября 1937 г. священномученик был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «контрреволюционной деятельности».
На допросе заявил, что считает советскую власть явлением временным, виновным себя не признал, отказался назвать имена людей, составлявших круг его общения. Расстрелян по приговору тройки НКВД от 3 ноября 1937 г.
Священномученик Владимир Амбарцумов Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 г. причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских, а также к лику святых новомучеников и исповедников в земле Балашихинской просиявших, для общецерковного почитания.
Тропарь, глас 3
От ю́ности Бо́га усе́рдно взыска́вый, /и́стину в Це́ркви Правосла́вней обре́л еси́ /и, крест па́стырскаго служе́ния ре́вностно подъе́мый, /ве́рныя во дни гоне́ний до́бре окормля́л еси́. /Те́мже и преще́ний безбо́жных не убоя́вся, /да́же до кро́ве пострада́л еси́, /о́тче священному́чениче Влади́мире, //моли́ Ми́лостиваго Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 7
Ору́жием пра́вды облече́нный, /страда́ния за ве́ру му́жески прия́л еси́ /и, я́ко и́стинный во́ин Христо́в, /мучи́телем противоста́л еси́, глаго́ля: /привре́менно есть госпо́дство ва́ше. /Мы же вопие́м ти: /ра́дуйся, священному́чениче Влади́мире, //во Ца́рствии Небе́снем венце́м нетле́нным от Бо́га увенча́нный.
Величание
Велича́ем тя, /священному́чениче Влади́мире, /и чтим честна́я страда́ния твоя́, /я́же за Христа́ /во утвержде́ние на Руси́ Правосла́вия //претерпе́л еси́.
Молитва священномученику Владимиру Амбарцумову
О, священному́чениче Влади́мире, избра́нный учениче́ и после́дователю Христо́в! От ю́ности твоея́ Бо́га усе́рдно взыска́в, ве́ру и́стинную обре́л еси́ и, сло́вом ева́нгельским, я́ко свети́льником, весь путь жития́ твоего́ озари́в, в те́мную годи́ну гоне́ний крест па́стырский небоя́зненно подъя́л еси́ и, ве́рным наста́вник, окорми́тель и уте́шитель быв, смерть за ве́ру претерпе́л еси́. Те́мже моли́ся и ны́не Влады́це Христу́, правосла́вныя христиа́ны от разделе́ний соблюсти́, свяще́нники и мона́шествующия в по́двизе укрепи́ти, о́троки от па́губных и бесо́вских наве́тов сохрани́ти и вся ве́рныя в Правосла́вии утверди́ти и сию́ ве́ру святу́ю непрело́жну нам соблюсти́, да просла́вим ку́пно с тобо́ю на Небесе́х Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Ап. Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чуд. (перенес. мощей, ок. 1544). Свт. Игнатия, патр. Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250). Сщмч. Николая Агафоникова пресв. (1937). Сщмч. Александра Соловьева пресв. (1937). Сщмч. Николая Архангельского пресв. (1937). Сщмч. Емилиана Гончарова пресв. (1937) Сщмч. Созонта Решетилова пресв. (1937). Прмц. Евфросинии (Тимофеевой) посл. (1942).