5 нояб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Амбарцумов
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Амбар­цу­мов родил­ся 20 сен­тяб­ря 1892 года в горо­де Сара­то­ве. Его отец Амбар­цум Его­ро­вич Амбар­цу­мов вме­сте с Федо­ром Андре­еви­чем Pay был одним из осно­во­по­лож­ни­ков обу­че­ния и вос­пи­та­ния глу­хо­не­мых в Рос­сии. Овдо­вев, с тре­мя малень­ки­ми детьми…

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Амбар­цу­мов родил­ся 20 сен­тяб­ря 1892 года в горо­де Сара­то­ве. Его отец Амбар­цум Его­ро­вич Амбар­цу­мов вме­сте с Федо­ром Андре­еви­чем Pay был одним из осно­во­по­лож­ни­ков обу­че­ния и вос­пи­та­ния глу­хо­не­мых в Рос­сии. Овдо­вев, с тре­мя малень­ки­ми детьми он при­е­хал в немец­кую коло­нию Сареп­ту под Цари­цы­ном в поис­ках вос­пи­та­тель­ни­цы для оси­ро­тев­ших мла­ден­цев. В мест­ной кир­хе ему поре­ко­мен­до­ва­ли доб­ро­по­ря­доч­ную деви­цу из люте­ран­ской семьи Каро­ли­ну Кноблох.

В 1913 – 1914 годах, учась в Бер­лин­ском поли­тех­ни­ку­ме, Вла­ди­мир Амбар­цу­мов давал част­ные уро­ки. Тогда же он впер­вые позна­ко­мил­ся с хри­сти­ан­ским моло­деж­ным движением.

В Хри­сти­ан­ском сту­ден­че­ском круж­ке Вла­ди­мир позна­ко­мил­ся с Вален­ти­ной Алек­се­е­вой, с кото­рой его свя­зы­ва­ли общие духов­ные устрем­ле­ния, и в 1916 году женил­ся на ней.

До 1924 года хри­сти­ан­ские сту­ден­че­ские круж­ки поль­зо­ва­лись все­ми пра­ва­ми легаль­ных обще­ствен­ных орга­ни­за­ций, про­во­ди­ли пуб­лич­ные лек­ции на рели­ги­оз­ные темы, в том чис­ле и в Поли­тех­ни­че­ском музее. В 1924 году дея­тель­ность хри­сти­ан­ско­го сту­ден­че­ско­го дви­же­ния совет­ской вла­стью была запре­ще­на, и мно­гие руко­во­ди­те­ли дви­же­ния были гото­вы под­чи­нить­ся запре­ще­нию. Но Вла­ди­мир Амбар­цу­мов рас­су­дил ина­че. Он счи­тал, что в такое слож­ное и бур­ное вре­мя, каки­ми были после­ре­во­лю­ци­он­ные годы, хри­сти­ан­ское про­све­ще­ние в Рос­сии необ­хо­ди­мо, и при­нял реше­ние про­дол­жать дея­тель­ность неле­галь­но. Заня­тия круж­ков про­во­ди­лись на част­ных квар­ти­рах, и даже орга­ни­зо­вы­ва­лись съез­ды пред­ста­ви­те­лей кружков.

4 декаб­ря 1927 г. в Пре­об­ра­жен­ском собо­ре г. Гла­зо­ва по реко­мен­да­ции отца Вален­ти­на Свен­циц­ко­го был руко­по­ло­жен свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ком Вик­то­ром (Ост­ро­ви­до­вым) во диа­ко­на, 11 декаб­ря — во иерея.

Иерей Вла­ди­мир слу­жил в мос­ков­ском Князь-Вла­ди­мир­ском хра­ме в Ста­ро­сад­ском пер., рев­ност­но забо­тил­ся о бла­го­ле­пии хра­ма, имел осо­бен­ное попе­че­ние о молодежи.

5 апре­ля 1932 г. В. был аре­сто­ван и обви­нен в уча­стии во «Все­со­юз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­но-монар­хи­че­ской орга­ни­за­ции «Истин­но-пра­во­слав­ная Цер­ковь»». На допро­сах не скры­вал недо­воль­ства рели­ги­оз­ной поли­ти­кой совет­ской вла­сти, отка­зал­ся назы­вать име­на людей, участ­во­вав­ших в хри­сти­ан­ских круж­ках. 7 июля 1932 г. при­го­во­рен к 3 годам ссыл­ки в Север­ный край, в резуль­та­те хода­тай­ства руко­вод­ства Ака­де­мии наук вско­ре осво­бож­ден. В 1933 г. жил в г. Рос­сошь (ныне Воро­неж­ская обл.).

В 1934 г. свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир посе­лил­ся в пос. Кучи­но (Мос­ков­ская область, Бала­ши­хин­ский рай­он), рабо­тая в Инсти­ту­те климатологии.

В 1935 г. пере­ехал в с. Николь­ское, вме­сте с семьей посе­щал храм в честь Поча­ев­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в пос. Сал­ты­ков­ка (Мос­ков­ская область, Бала­ши­хин­ский рай­он), обыч­но молил­ся в алтаре.

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир про­дол­жал руко­во­дить духов­ны­ми детьми, совер­шал бого­слу­же­ния в домах наи­бо­лее близ­ких из них, при этом выпол­нял мно­го науч­ных работ по дого­во­рам, что дава­ло ему зна­чи­тель­ные по тем вре­ме­нам сред­ства, кото­рые он почти все исполь­зо­вал на помощь семьям свя­щен­но­слу­жи­те­лей, нахо­див­ших­ся в заклю­че­нии или умер­ших там.

Сво­ей семье отец Вла­ди­мир остав­лял толь­ко самое необ­хо­ди­мое. Духов­ные дети так­же помо­га­ли семьям заклю­чен­ных, отец Вла­ди­мир сле­дил за тем, что­бы помощь ока­зы­ва­лась свое­вре­мен­но и в доста­точ­ном размере.

В ночь с 8 на 9 сен­тяб­ря 1937 г. свя­щен­но­му­че­ник был аре­сто­ван, заклю­чен в Бутыр­скую тюрь­му, обви­нен в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной деятельности».

На допро­се заявил, что счи­та­ет совет­скую власть явле­ни­ем вре­мен­ным, винов­ным себя не при­знал, отка­зал­ся назвать име­на людей, состав­ляв­ших круг его обще­ния. Рас­стре­лян по при­го­во­ру трой­ки НКВД от 3 нояб­ря 1937 г.

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Амбар­цу­мов Архи­ерей­ским юби­лей­ным Собо­ром РПЦ в 2000 г. при­чис­лен к лику свя­тых ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских, а так­же к лику свя­тых ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков в зем­ле Бала­ши­хин­ской про­си­яв­ших, для обще­цер­ков­но­го почитания.

Тро­парь, глас 3

От ю́ности Бо́га усе́рдно взыска́вый, /​и́стину в Це́ркви Правосла́вней обре́л еси́ /​и, крест па́стырскаго служе́ния ре́вностно подъе́мый, /​ве́рныя во дни гоне́ний до́бре окормля́л еси́. /​Те́мже и преще́ний безбо́жных не убоя́вся, /​да́же до кро́ве пострада́л еси́, /​о́тче священному́чениче Влади́мире, /​/​моли́ Ми́лостиваго Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 7

Ору́жием пра́вды облече́нный, /​страда́ния за ве́ру му́жески прия́л еси́ /​и, я́ко и́стинный во́ин Христо́в, /​мучи́телем противоста́л еси́, глаго́ля: /​привре́менно есть госпо́дство ва́ше. /​Мы же вопие́м ти: /​ра́дуйся, священному́чениче Влади́мире, /​/​во Ца́рствии Небе́снем венце́м нетле́нным от Бо́га увенча́нный.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Влади́мире, /​и чтим честна́я страда́ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​во утвержде́ние на Руси́ Правосла́вия /​/​претерпе́л еси́.

Молит­ва свя­щен­но­му­че­ни­ку Вла­ди­ми­ру Амбарцумову

О, священному́чениче Влади́мире, избра́нный уче­ни­че́ и после́дователю Христо́в! От ю́ности тво­ея́ Бо́га усе́рдно взыска́в, ве́ру и́стинную обре́л еси́ и, сло́вом ева́нгельским, я́ко свети́льником, весь путь жития́ тво­е­го́ озари́в, в те́мную годи́ну гоне́ний крест па́стырский небоя́зненно подъя́л еси́ и, ве́рным наста́вник, окорми́тель и уте́шитель быв, смерть за ве́ру претерпе́л еси́. Те́мже моли́ся и ны́не Влады́це Хри­сту́, правосла́вныя христиа́ны от разделе́ний соблю­сти́, свяще́нники и мона́шествующия в по́двизе укрепи́ти, о́троки от па́губных и бесо́вских наве́тов сохрани́ти и вся ве́рныя в Правосла́вии утверди́ти и сию́ ве́ру святу́ю непрело́жну нам соблю­сти́, да просла́вим ку́пно с тобо́ю на Небесе́х Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. Иако­ва, бра­та Гос­под­ня по пло­ти (ок. 63). Прав. Иако­ва Боро­вич­ско­го, Нов­го­род­ско­го чуд. (пере­нес. мощей, ок. 1544). Свт. Игна­тия, патр. Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (877). Прп. Ели­сея Лав­ри­шев­ско­го (ок. 1250). Сщмч. Нико­лая Ага­фо­ни­ко­ва пре­св. (1937). Сщмч. Алек­сандра Соло­вье­ва пре­св. (1937). Сщмч. Нико­лая Архан­гель­ско­го пре­св. (1937). Сщмч. Еми­ли­а­на Гон­ча­ро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Созон­та Реше­ти­ло­ва пре­св. (1937). Прмц. Евфро­си­нии (Тимо­фе­е­вой) посл. (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму