5 мая. Пре­по­доб­ный Фео­дор Сикеот, епи­скоп Анастасиупольский
Пре­по­доб­ный Фео­дор Сикеот родил­ся в сере­дине VI века в селе Сикее, неда­ле­ко от горо­да Ана­ста­си­о­по­ля (Малая Азия) в бла­го­че­сти­вой семье. Пре­по­доб­ный Фео­дор избе­гал люд­ской сла­вы и уда­лил­ся в пол­ное уединение. Подвиж­ни­че­ская жизнь моло­до­го иеро­мо­на­ха при­вле­ка­ла к нему…

Пре­по­доб­ный Фео­дор Сикеот родил­ся в сере­дине VI века в селе Сикее, неда­ле­ко от горо­да Ана­ста­си­о­по­ля (Малая Азия) в бла­го­че­сти­вой семье.

Пре­по­доб­ный Фео­дор избе­гал люд­ской сла­вы и уда­лил­ся в пол­ное уединение.

Подвиж­ни­че­ская жизнь моло­до­го иеро­мо­на­ха при­вле­ка­ла к нему людей, ищу­щих спа­се­ния. Так посте­пен­но око­ло пре­по­доб­но­го собра­лась бра­тия. Пре­по­доб­ный Фео­дор про­дол­жал нести тяже­лые подви­ги. По его прось­бе куз­нец сде­лал для него желез­ную клет­ку без кры­ши, такую узкую, что в ней мож­но было толь­ко сто­ять. В этой клет­ке в тяже­лых вери­гах пре­по­доб­ный сто­ял от Свя­той Пас­хи до Рож­де­ства Хри­сто­ва. От Кре­ще­ния Гос­под­ня до Свя­той Пас­хи он затво­рил­ся в пеще­ре, отку­да выхо­дил толь­ко для совер­ше­ния Бого­слу­же­ния в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье. Во всю свя­тую Четы­ре­де­сят­ни­цу свя­той вку­шал лишь ово­щи и яро­вой хлеб по суб­бо­там и вос­кре­се­ньям. Под­ви­за­ясь таким обра­зом, он полу­чил от Гос­по­да власть над дики­ми зверями.

Малень­кий храм вели­ко­му­че­ни­ка Геор­гия не вме­щал всех, кто хотел молить­ся в нем. Тогда ста­ра­ни­я­ми свя­то­го был постро­ен новый пре­крас­ный храм. В то вре­мя скон­чал­ся Ана­ста­си­о­поль­ский епи­скоп. Жите­ли горо­да упро­си­ли Анкир­ско­го мит­ро­по­ли­та Пав­ла поста­вить им епи­ско­пом пре­по­доб­но­го Феодора.

Как ни про­ти­вил­ся свя­той, послан­цы мит­ро­по­ли­та и жите­ли Ана­ста­си­о­по­ля силой выве­ли его из кельи и увез­ли в город.

Став епи­ско­пом, свя­ти­тель Фео­дор мно­го тру­дил­ся на бла­го Церк­ви. Душа же его иска­ла уеди­нен­но­го обще­ния с Богом. Через несколь­ко лет он отпра­вил­ся на покло­не­ние свя­тым местам в Иеру­са­лим. Там, не откры­вая сво­е­го сана, он посе­лил­ся в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы, где жил в без­мол­вии от Рож­де­ства Хри­сто­ва до Пас­хи. Затем вели­ко­му­че­ник Геор­гий велел ему вер­нуть­ся в Анастасиополь.

Свя­тость пре­по­доб­но­го была столь явна, что во вре­мя совер­ше­ния им Евха­ри­стии бла­го­дать Свя­то­го Духа в виде свет­лой пор­фи­ры покры­ва­ла Свя­тые Дары. Одна­жды, когда пре­по­доб­ный при­под­нял дис­кос с Боже­ствен­ным Агн­цем и про­воз­гла­сил “Свя­тая свя­тым”, – Боже­ствен­ный Агнес под­нял­ся на воз­дух, а затем сно­ва опу­стил­ся на дискос.

Вся Пра­во­слав­ная Цер­ковь почи­та­ла пре­по­доб­но­го Фео­до­ра свя­тым еще при его жизни.

Когда в одном из горо­дов Гала­тии слу­чи­лось страш­ное про­ис­ше­ствие – во вре­мя крест­но­го хода дере­вян­ные кре­сты ста­ли сами собой коле­бать­ся и раз­би­вать­ся, то Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх свя­той Фома (607 – 610) при­звал к себе пре­по­доб­но­го Фео­до­ра, что­бы от него узнать тай­ну это­го страш­но­го чуда. Наде­лен­ный даром про­зре­ния, пре­по­доб­ный Фео­дор объ­яс­нил, что это явля­ет­ся пред­ве­сти­ем гря­ду­щих бед для Церк­ви Божи­ей (так он про­ро­че­ски ука­зал на буду­щую ересь ико­но­бор­че­ства). Опе­ча­лен­ный свя­той Пат­ри­арх Фома про­сил пре­по­доб­но­го молить­ся о сво­ей ско­рей­шей кон­чине, что­бы не видеть ему бедствия.

В 610 году свя­той Пат­ри­арх Фома пре­ста­вил­ся, испро­сив бла­го­сло­ве­ния у пре­по­доб­но­го Фео­до­ра, а в 613 году ото­шел ко Гос­по­ду и сам пре­по­доб­ный Фео­дор Сикеот.

Тро­парь, глас 2

Позна́н быв от пеле́н освяще́н /​и я́влься благода́тей испо́лнен, /​чуде­сы́ мир озари́л еси́ /​и де́монов мно́жество отгна́л еси́, /​священноде́телю Фео́доре, /​/​те́мже о нас моли́ся Го́сподеви.

Кондак, глас 3

Я́ко на о́гненную колесни́цу доброде́тельми, богоно́се, возше́д, /​восте́кл еси́ на Небе́сная жили́ща, /​я́ко Áнгел, с челове́ки пожи́л еси́ /​и, я́ко челове́к, со Áнге­лы о́крест ликовству́еши. /​Сего́ ра́ди показа́лся еси́ чуде́с Боже́ственное прия́телище, /​/​Фео́доре преподо́бне.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Фео́доре, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Апп. Нафана́ила, Луки и Кли­мен­та (I). Пере­не­се­ние мощей блгв. кн. Все­во­ло­да, во Свя­том Кре­ще­нии Гав­ри­и­ла, Псков­ско­го (1834). Мч. Епипо́дия Лион­ско­го (ок. 177). Прп. Вита­лия мона­ха (609 – 620). Мч. Неар­ха. Сщмч. Евста­фия Мала­хов­ско­го пре­сви­те­ра (1918); мч. Димит­рия Вла­сен­ко­ва (1942). Сщмч. Пла­то­на, еп. Банялу́кского (1941) (Серб.).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму