VI Вселенский собор был в 680 году при императоре Константине Погонате (668 – 685) в Константинополе, против монофелитов, которые, для примирения монофизитского учения с православным, признавали в Иисусе Христе два естества подобно православным, но, подобно монофизитам, допускали в нем лишь одну волю – Божественную. Распространение этого учения вызвало большие смуты в Церкви и вызвало со стороны православных ревностных защитников православия, которые открыто выступили против монофелитства, видя в нем лишь прикрытое монофизитство943. Эдикты государей, явно признававшие во Христе одну волю, но в то же время для прекращения смут, предписывавшие избегать выражений и об «единой» и о «двух волях» во Христе и даже наистрожайше повелевавшие прекратить безусловно все прения о спорном вопросе, под опасением гражданского преследования ослушников, дали только повод к большему раздражению и произвели со стороны доблестных защитников православия даже мучеников. При этом восточные и западные отцы и представители церквей разделились, так как среди первых было много монофелитов, а западная церковь открыто заявила себя против ереси и выступила в защиту православного учения. Это и побудило, наконец, императора Константина Погоната к созванию Вселенского собора, который и был открыт в 680 году, по предварительном сношении с Римом. На соборе присутствовало 170 отцов, среди которых лично присутствовали два восточных патриарха: Георгий Константинопольский и Макарий Антиохийский948, оба монофелита; папа же римский Агафон прислал от себя легатов. Император сам присутствовал при заседаниях Собора, который продолжался около года. Изуверство монофелитов дошло до такой степени исступления, что один из фракийских монахов, по имени Полихроний, вызвался пред Собором в доказательство правомыслия монофелитов воскресить мертвеца, но, при дозволенном ему всенародном опыте, был жестоко посрамлен. После многих жарких прений, Собором определено было признавать две воли в Иисусе Христе, Божественную и человеческую, соответствующие двум естествам. Георгий, патриарх Константинопольский, сознался в заблуждении и был принят в общение с Церковью. Но Антиохийский патриарх Макарий остался упорно при монофелитской ереси, вследствие чего и был предан анафеме со всеми предшествовавшими монофелитами. Собор, начавшийся 7 ноября 680 года, окончился 16 сентября 681 года.
Тропарь, глас 8:
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш, /свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый /и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, //Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 8:
Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты /Це́ркве еди́ну ве́ру запечатле́ша, /я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́нну от е́же свы́ше богосло́вия, //исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.
Величание
Велича́ем вас, /отцы́ святии, /и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /вы бо мо́лите за нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прпп. Мавсимы Сирина (IV); Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431). Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565). Собор Костромских святых. Свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (перенесение мощей, 1786). Прмч. Серафима (Булашова) игум. (1938) Прмц. Евдокии (Кузьминовой) посл. (1938) Прмц. Екатерины (Черкасовой) посл. (1938) Мц. Милицы Кувшиновой (1938).