5 фев­ра­ля. Вос­по­ми­на­ние VI Все­лен­ско­го Собора
VI Все­лен­ский собор был в 680 году при импе­ра­то­ре Кон­стан­тине Пого­на­те (668 – 685) в Кон­стан­ти­но­по­ле, про­тив моно­фе­ли­тов, кото­рые, для при­ми­ре­ния моно­фи­зит­ско­го уче­ния с пра­во­слав­ным, при­зна­ва­ли в Иису­се Хри­сте два есте­ства подоб­но пра­во­слав­ным, но, подоб­но моно­фи­зи­там, допус­ка­ли в…

VI Все­лен­ский собор был в 680 году при импе­ра­то­ре Кон­стан­тине Пого­на­те (668 – 685) в Кон­стан­ти­но­по­ле, про­тив моно­фе­ли­тов, кото­рые, для при­ми­ре­ния моно­фи­зит­ско­го уче­ния с пра­во­слав­ным, при­зна­ва­ли в Иису­се Хри­сте два есте­ства подоб­но пра­во­слав­ным, но, подоб­но моно­фи­зи­там, допус­ка­ли в нем лишь одну волю – Боже­ствен­ную. Рас­про­стра­не­ние это­го уче­ния вызва­ло боль­шие сму­ты в Церк­ви и вызва­ло со сто­ро­ны пра­во­слав­ных рев­ност­ных защит­ни­ков пра­во­сла­вия, кото­рые откры­то высту­пи­ли про­тив моно­фе­лит­ства, видя в нем лишь при­кры­тое монофизитство943. Эдик­ты госу­да­рей, явно при­зна­вав­шие во Хри­сте одну волю, но в то же вре­мя для пре­кра­ще­ния смут, пред­пи­сы­вав­шие избе­гать выра­же­ний и об «еди­ной» и о «двух волях» во Хри­сте и даже наи­стро­жай­ше пове­ле­вав­шие пре­кра­тить без­услов­но все пре­ния о спор­ном вопро­се, под опа­се­ни­ем граж­дан­ско­го пре­сле­до­ва­ния ослуш­ни­ков, дали толь­ко повод к боль­ше­му раз­дра­же­нию и про­из­ве­ли со сто­ро­ны доб­лест­ных защит­ни­ков пра­во­сла­вия даже муче­ни­ков. При этом восточ­ные и запад­ные отцы и пред­ста­ви­те­ли церк­вей раз­де­ли­лись, так как сре­ди пер­вых было мно­го моно­фе­ли­тов, а запад­ная цер­ковь откры­то заяви­ла себя про­тив ере­си и высту­пи­ла в защи­ту пра­во­слав­но­го уче­ния. Это и побу­ди­ло, нако­нец, импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Пого­на­та к созва­нию Все­лен­ско­го собо­ра, кото­рый и был открыт в 680 году, по пред­ва­ри­тель­ном сно­ше­нии с Римом. На собо­ре при­сут­ство­ва­ло 170 отцов, сре­ди кото­рых лич­но при­сут­ство­ва­ли два восточ­ных пат­ри­ар­ха: Геор­гий Кон­стан­ти­но­поль­ский и Мака­рий Антиохийский948, оба моно­фе­ли­та; папа же рим­ский Ага­фон при­слал от себя лега­тов. Импе­ра­тор сам при­сут­ство­вал при засе­да­ни­ях Собо­ра, кото­рый про­дол­жал­ся око­ло года. Изу­вер­ство моно­фе­ли­тов дошло до такой сте­пе­ни исступ­ле­ния, что один из фра­кий­ских мона­хов, по име­ни Поли­хро­ний, вызвал­ся пред Собо­ром в дока­за­тель­ство пра­во­мыс­лия моно­фе­ли­тов вос­кре­сить мерт­ве­ца, но, при доз­во­лен­ном ему все­на­род­ном опы­те, был жесто­ко посрам­лен. После мно­гих жар­ких пре­ний, Собо­ром опре­де­ле­но было при­зна­вать две воли в Иису­се Хри­сте, Боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую, соот­вет­ству­ю­щие двум есте­ствам. Геор­гий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, сознал­ся в заблуж­де­нии и был при­нят в обще­ние с Цер­ко­вью. Но Антио­хий­ский пат­ри­арх Мака­рий остал­ся упор­но при моно­фе­лит­ской ере­си, вслед­ствие чего и был пре­дан ана­фе­ме со все­ми пред­ше­ство­вав­ши­ми моно­фе­ли­та­ми. Собор, начав­ший­ся 7 нояб­ря 680 года, окон­чил­ся 16 сен­тяб­ря 681 года.

Тро­парь, глас 8:

Препросла́влен еси́, Хри­сте́ Бо́же наш, /​свети́ла на зем­ли́ отцы́ на́ша основа́вый /​и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, /​/​Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 8:

Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты /​Це́ркве еди́ну ве́ру запечатле́ша, /​я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́нну от е́же свы́ше богосло́вия, /​/​исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​отцы́ свя­тии, /​и чтим святу́ю па́мять ва́шу, /​вы бо мо́лите за нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прпп. Мав­си­мы Сири­на (IV); Сала­ма­на мол­чаль­ни­ка (ок. 400). Свт. Пав­ли­на Мило­сти­во­го, еп. Нолан­ско­го (431). Прп. Ген­на­дия Костром­ско­го и Люби­мо­град­ско­го (1565). Собор Костром­ских свя­тых. Свт. Фео­к­ти­ста, архи­еп. Нов­го­род­ско­го (пере­не­се­ние мощей, 1786). Прмч. Сера­фи­ма (Була­шо­ва) игум. (1938) Прмц. Евдо­кии (Кузь­ми­но­вой) посл. (1938) Прмц. Ека­те­ри­ны (Чер­ка­со­вой) посл. (1938) Мц. Мили­цы Кув­ши­но­вой (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму