5 фев­ра­ля. Свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент, епи­скоп Анкир­ский и муче­ник Агафангел
Свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент родил­ся в Гала­тий­ском горо­де Анки­ре в 258 году от отца языч­ни­ка и мате­ри хри­сти­ан­ки. В мла­ден­че­стве лишил­ся отца, а на две­на­дца­том году – и мате­ри, кото­рая пред­ска­за­ла ему муче­ни­че­скую кон­чи­ну за веру во Хри­ста.…

Свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент родил­ся в Гала­тий­ском горо­де Анки­ре в 258 году от отца языч­ни­ка и мате­ри хри­сти­ан­ки. В мла­ден­че­стве лишил­ся отца, а на две­на­дца­том году – и мате­ри, кото­рая пред­ска­за­ла ему муче­ни­че­скую кон­чи­ну за веру во Хри­ста. Усы­но­вив­шая его жен­щи­на, София, вос­пи­ты­ва­ла его в стра­хе Божи­ем. Во вре­мя страш­но­го голо­да в Гала­тии неко­то­рые языч­ни­ки бро­са­ли сво­их детей, не имея воз­мож­но­сти их про­кор­мить, и София соби­ра­ла несчаст­ных к себе, пита­ла и оде­ва­ла их, а свя­той Кли­мент помо­гал ей в этом. Он учил детей и гото­вил их к при­ня­тию свя­то­го Кре­ще­ния. Мно­гие из них впо­след­ствии скон­ча­лись муче­ни­че­ски за веру во Христа.

За доб­ро­де­тель­ную жизнь свя­той Кли­мент был постав­лен в чте­ца, а затем в диа­ко­на, в восем­на­дцать лет полу­чил сан пре­сви­те­ра, а в два­дца­ти­лет­нем воз­расте был руко­по­ло­жен во епи­ско­па Анкир­ско­го. Вско­ре вспых­ну­ло гоне­ние Дио­кли­ти­а­на (284 – 305) на хри­сти­ан. По доно­су при­вле­чен был к отве­ту и епи­скоп Кли­мент. Пра­ви­тель Гала­тии Доме­ти­ан пытал­ся скло­нить свя­то­го к покло­не­нию язы­че­ским богам, но епи­скоп Кли­мент твер­до испо­ве­до­вал веру Хри­сто­ву и муже­ствен­но пре­тер­пел все муче­ния, кото­рым под­верг его лютый намест­ник. Его веша­ли на дере­ве, реза­ли тело ост­рым желе­зом так, что вид­ны были кости, жесто­ко били пал­ка­ми и кам­ня­ми, вер­те­ли на коле­се и жгли на мед­лен­ном огне. Гос­подь хра­нил Сво­е­го стра­даль­ца и чудес­но исце­лял его истер­зан­ное тело.

Тогда Доме­ти­ан послал свя­то­го в Рим к само­му импе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну с доне­се­ни­ем о том, что епи­скоп Кли­мент был жесто­ко мучим, но ока­зал­ся непре­одо­лим. Дио­кли­ти­ан, уви­дев муче­ни­ка совер­шен­но здо­ро­вым, не пове­рил доне­се­нию и под­верг его еще более жесто­ким пыт­кам, а затем заклю­чил в тем­ни­цу. Мно­гие из языч­ни­ков, видя муже­ство свя­то­го и чудес­ное исце­ле­ние его от ран, уве­ро­ва­ли во Хри­ста. К свя­то­му Кли­мен­ту в тем­ни­цу сте­ка­лись люди для настав­ле­ний, исце­ле­ний и Кре­ще­ния, так что тем­ни­ца пре­вра­ти­лась в храм. Мно­гие из них по доно­су были каз­не­ны импе­ра­то­ром. Дио­кли­ти­ан, пора­жен­ный уди­ви­тель­ным тер­пе­ни­ем свя­то­го Кли­мен­та, ото­слал его в Нико­ми­дию к сво­е­му сопра­ви­те­лю Максимиану.

По доро­ге, на кораб­ле, к свя­то­му при­со­еди­нил­ся уче­ник его Ага­фан­гел, избе­жав­ший каз­ни с дру­ги­ми испо­вед­ни­ка­ми и желав­ший постра­дать и уме­реть за Хри­ста вме­сте с епи­ско­пом Климентом.

Импе­ра­тор Мак­си­ми­ан отдал свя­тых Кли­мен­та и Ага­фан­ге­ла пра­ви­те­лю Агрип­пи­ну, кото­рый под­верг их таким нече­ло­ве­че­ским истя­за­ни­ям, что даже в зри­те­лях-языч­ни­ках вспых­ну­ло чув­ство состра­да­ния к муче­ни­кам и они поби­ли кам­ня­ми мучителей.

Полу­чив сво­бо­ду, свя­тые исце­ля­ли жите­лей горо­да воз­ло­же­ни­ем рук, кре­сти­ли и настав­ля­ли людей, сте­кав­ших­ся к ним во мно­же­стве. Сно­ва схва­чен­ные по рас­по­ря­же­нию Мак­си­ми­а­на, они были отправ­ле­ны на роди­ну в город Анкир, где князь Анкир­ский Кури­ний вновь под­верг их муче­ни­ям, а затем ото­слал в город Ами­сию к намест­ни­ку Доме­тию, отли­чав­ше­му­ся осо­бой жестокостью.

В Ами­сии свя­тые муче­ни­ки были бро­ше­ны в кипя­щую известь, про­бы­ли в ней сут­ки и оста­лись невре­ди­мы. С них сди­ра­ли кожу, били желез­ны­ми пал­ка­ми, кла­ли на рас­ка­лен­ные желез­ные кро­ва­ти и поли­ва­ли серой. Свя­тым все это не вре­ди­ло, и они были отправ­ле­ны в Тарс для новых муче­ний. По доро­ге в пустыне свя­то­му Кли­мен­ту, по его молит­ве, было дано откро­ве­ние, что он еще 28 лет будет стра­дать за Имя Хри­сто­во. Пре­тер­пев мно­же­ство муче­ний, свя­тые были заклю­че­ны в темницу.

После смер­ти Мак­си­ми­а­на свя­той Ага­фан­гел был усе­чен мечом.

Свя­то­го Кли­мен­та осво­бо­ди­ли анкир­ские хри­сти­ане из тем­ни­цы и отвез­ли в пещер­ный храм. Там, после совер­ше­ния Литур­гии, свя­той воз­ве­стил веру­ю­щим спо­рое окон­ча­ние гоне­ний и свое близ­кое отше­ствие. Свя­той муче­ник дей­стви­тель­но вско­ре был убит вои­на­ми горо­да, ворвав­ши­ми­ся в храм.

Свя­то­му Кли­мен­ту отсек­ли мечом голо­ву во вре­мя при­не­се­ния им Бес­кров­ной Жерт­вы. Это про­изо­шло око­ло 312 года.

Тро­парь, глас 4

Лоза́ преподо́бства и стебль страда́льчества, /​цвет свяще́ннейший и плод Богода́нный, /​ве́рным, всесвяще́нне, присноцвету́щ, дарова́лся еси́, /​но я́ко му́чеников сострада́лец /​и священнонача́льников сопресто́льник, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Сад благоцвету́щ израсте́ во оте́чествии свое́м, /​красе́н плод про­зя­бе́ по вселе́нней во вре́мя страда́ний твои́х, /​те́мже па́мять твою́ чтим, преподо́бне Кли́менте. /​/​Сего́ ра́ди источа́еши ми́ро, веселя́щее ду́ши на́ша.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Кли́менте, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прпп. Мав­си­мы Сири­на (IV); Сала­ма­на мол­чаль­ни­ка (ок. 400). Свт. Пав­ли­на Мило­сти­во­го, еп. Нолан­ско­го (431). Свв. отцов VI Все­лен­ско­го Собо­ра (680 – 681). Прп. Ген­на­дия Костром­ско­го и Люби­мо­град­ско­го (1565). Собор Костром­ских свя­тых. Свт. Фео­к­ти­ста, архи­еп. Нов­го­род­ско­го (пере­не­се­ние мощей, 1786). Прмч. Сера­фи­ма (Була­шо­ва) игум. (1938) Прмц. Евдо­кии (Кузь­ми­но­вой) посл. (1938) Прмц. Ека­те­ри­ны (Чер­ка­со­вой) посл. (1938) Мц. Мили­цы Кув­ши­но­вой (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму