5 декаб­ря. Свя­той бла­го­вер­ный князь Миха­ил Тверской
Свя­той бла­го­вер­ный князь Миха­ил Твер­ской родил­ся в 1272 году уже после смер­ти сво­е­го отца вели­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Яро­сла­ви­ча, род­но­го бра­та свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. При поезд­ке в Орду князь Яро­слав забо­лел и, при­няв постриг с…

Свя­той бла­го­вер­ный князь Миха­ил Твер­ской родил­ся в 1272 году уже после смер­ти сво­е­го отца вели­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Яро­сла­ви­ча, род­но­го бра­та свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. При поезд­ке в Орду князь Яро­слав забо­лел и, при­няв постриг с име­нем Афа­на­сий, скончался.

Мать Миха­и­ла, Ксе­ния, вос­пи­та­ла в сыне горя­чую любовь к Богу. Вос­пи­ты­вал­ся и учил­ся Миха­ил под руко­вод­ством Нов­го­род­ско­го архи­епи­ско­па (веро­ят­но, Кли­мен­та). На Твер­ском кня­же­нии сме­нил стар­ше­го бра­та Свя­то­сла­ва. В 1285 году он постро­ил камен­ный храм в честь Спа­са Пре­об­ра­же­ния на месте дере­вян­ной церк­ви Кос­мы и Дамиана.

По смер­ти вели­ко­го кня­зя Андрея Алек­сан­дро­ви­ча Миха­ил, по пра­ву стар­ше­го, полу­чил в Орде ярлык на вели­ко­кня­же­ский пре­стол, но Мос­ков­ский князь Юрий Дани­ло­вич не под­чи­нил­ся ему, сам домо­га­ясь вели­ко­кня­же­ской вла­сти. Часто бывая в Золо­той Орде у ново­го хана Узбе­ка, кото­рый при­нял маго­ме­тан­ство и отли­чал­ся жесто­ко­стью и фана­тиз­мом, Юрий сумел понра­вить­ся хану, женил­ся на его сест­ре Кон­ча­ке и стал вели­ким кня­зем. Но он не успо­ко­ил­ся и начал новую меж­до­усоб­ную вой­ну с Тве­рью. В вой­ско Юрия вхо­ди­ли послан­ные Узбе­ком татар­ские отря­ды во гла­ве с Кав­га­ды­ем. Одна­ко тве­ри­чи, воз­глав­ля­е­мые свя­тым кня­зем Миха­и­лом, 22 декаб­ря 1317 года наго­ло­ву раз­би­ли Юрия. Было захва­че­но мно­го плен­ных, в том чис­ле Кав­га­дый, кото­ро­го свя­той Миха­ил отпу­стил, и жена Мос­ков­ско­го кня­зя Кон­ча­ка, но она неожи­дан­но умер­ла в Твери.

Князь Юрий окле­ве­тал свя­то­го кня­зя Миха­и­ла перед ханом, обви­нив его в отрав­ле­нии Кон­ча­ки. Хан раз­гне­вал­ся, угро­жая разо­ре­ни­ем кня­же­ской вот­чи­ны Миха­и­ла, и потре­бо­вал его к себе для отве­та. Не желая про­ли­вать кровь рус­ских вои­нов в нерав­ной борь­бе с ханом, свя­той Миха­ил сми­рен­но отпра­вил­ся в Орду, пони­мая, что это гро­зит ему смер­тью. Он про­стил­ся с семьей и тве­ри­ча­ми, взял бла­го­сло­ве­ние на муче­ни­че­ский подвиг у сво­е­го духов­но­го отца игу­ме­на Иоан­на. “Отче, – ска­зал свя­той, – мно­го забо­тил­ся я о покое хри­сти­ан, но, по гре­хам моим, не мог пре­кра­тить меж­до­усо­бий. Теперь бла­го­сло­ви меня, если при­дет­ся про­лить кровь мою за них, лишь бы они несколь­ко отдох­ну­ли, а мне бы про­стил Гос­подь грехи”.

В Орде над свя­тым кня­зем был устро­ен непра­вед­ный суд, кото­рый при­знал его винов­ным в непо­кор­стве хану и при­го­во­рил к смер­ти. Свя­то­му Миха­и­лу наде­ли тяже­лую дере­вян­ную колод­ку и отда­ли под стра­жу. В зато­че­нии свя­той Миха­ил, по сво­е­му обык­но­ве­нию, посто­ян­но читал Псал­тирь и бла­го­да­рил Гос­по­да за послан­ные ему стра­да­ния. Он про­сил не оста­вить его и в пред­сто­я­щих муче­ни­ях. Так как и руки свя­то­го стра­даль­ца были зако­ва­ны в коло­ду, перед ним сидел маль­чик и пере­во­ра­чи­вал стра­ни­цы Псал­ти­ри. Дол­го коче­вал с Ордой свя­той князь-узник, тер­пя побои и изде­ва­тель­ства. Ему пред­ла­га­ли бежать, но свя­той муже­ствен­но отве­чал: “Во всю жизнь не бегал я от вра­гов, и если я один спа­сусь, а люди мои оста­нут­ся в беде, какая мне сла­ва? Нет, воля Гос­под­ня да будет”. По мило­сти Божи­ей, он не был лишен хри­сти­ан­ско­го уте­ше­ния: его посе­ща­ли пра­во­слав­ные свя­щен­ни­ки, игу­ме­ны Алек­сандр и Марк, и он каж­дую неде­лю испо­ве­до­вал­ся и при­ча­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн, полу­чив и перед самой смер­тью хри­сти­ан­ское напутствие.

По нау­ще­нию кня­зя Юрия и Кав­га­дыя, кото­рый мстил свя­то­му кня­зю за пора­же­ние, в табор, где содер­жал­ся плен­ник, ворва­лись убий­цы. Они жесто­ко били муче­ни­ка, топ­та­ли его нога­ми, пока один из них не зако­лол свя­то­го Миха­и­ла ножом († 1318).

Обна­жен­ное тело свя­то­го муче­ни­ка было бро­ше­но на пору­га­ние, затем его при­кры­ли одеж­дой и поло­жи­ли на боль­шую дос­ку, при­вя­зан­ную к теле­ге. Ночью два сто­ро­жа были при­став­ле­ны охра­нять тело, но их объ­ял страх и они убе­жа­ли. Наут­ро тела его не нашли на дос­ке. В ту же ночь мно­гие, не толь­ко пра­во­слав­ные, но и тата­ры, виде­ли, как два свет­лые обла­ка оси­я­ли то место, где лежа­ло тело муче­ни­ка и, хотя по сте­пи рыс­ка­ло мно­го хищ­ных зве­рей, ни один из них не кос­нул­ся его. Утром все гово­ри­ли: “Князь Миха­ил – свя­той, невин­но уби­тый”. Из Орды тело свя­то­го кня­зя было пере­ве­зе­но в Моск­ву, где его погреб­ли в церк­ви Спа­са на Бору в Кремле.

Лишь через год, в 1319 году, в Тве­ри узна­ли о судь­бе сво­е­го кня­зя. По жела­нию его супру­ги, кня­ги­ни Анны (память 2 октяб­ря), и по прось­бе тве­ри­чей, мощи свя­то­го Миха­и­ла Твер­ско­го были пере­не­се­ны в его род­ной город и 6 сен­тяб­ря 1320 года поло­же­ны в выстро­ен­ном им самим хра­ме в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Мест­ное празд­но­ва­ние свя­то­му бла­го­вер­но­му кня­зю нача­лось вско­ре после пере­не­се­ния его мощей в Тверь, а на Собо­ре 1549 года состо­я­лось обще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние святого.

24 нояб­ря 1632 года были обре­те­ны нетлен­ные мощи свя­то­го Миха­и­ла. Свя­той князь часто ока­зы­вал бла­го­дат­ную помощь Рус­ской зем­ле. В 1606 году поля­ки и литов­цы, оса­ждав­шие Тверь, мно­го­крат­но виде­ли, как из горо­да выез­жал див­ный всад­ник на белом коне с мечом в руках и обра­щал их в бег­ство. Уви­дев ико­ну свя­то­го бла­го­вер­но­го Миха­и­ла, они клят­вен­но заве­ри­ли Твер­ско­го архи­епи­ско­па Фео­к­ти­ста, что явив­ший­ся всад­ник свя­той Михаил.

Тро­парь, глас 8

Возвы́сив ум твой к Бо́гу, /​и жития́ со А́нгелы возжеле́л еси́, /​тле́нную сла́ву земну́ю оста́вил еси́, блаже́нне, /​и положи́л еси́ ду́шу твою́ за лю́ди твоя́, /​воспpия́л еси́ вене́ц пpоти́ву тpудо́в твои́х, Богому́дpе Михаи́ле, /​/​моли́ Хpи­ста́ Бо́га о чту́щих любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Кондак, глас 2

Вы́шних ищя́ и земну́ю сла́ву презре́в, /​Це́рковь Бо́жию обагри́л еси́ твое́ю кро́вию, /​за Ню́же и пострада́л еси́, свя́те Михаи́ле, /​заколе́ние непра́ведное прие́м веселя́ся. /​Те́мже со А́нгелы пред­стоя́ Хри­сту́ Бо́гу, /​/​моли́ непреста́нно за вся ны.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​благове́рный кня́же Михаи́ле, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​и́же за Хри­ста́ кровь свою́ излия́л еси́, /​и ны́не мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́, Бо́га на́шего.

Молит­ва бла­го­вер­но­му кня­зю Миха­и­лу Тверскому

Ди́вный во страда́льцех святы́й благове́рный вели́кий кня́же Михаи́ле! Ве́лия по́двиги и тру­ды́ твоя́, я́же за правове́рие, за Це́рковь Бо́жию и за оте́чество твое́ град Тверь положи́л еси́. Ты, возжела́в вы́шних, оста́вил еси́ тле́нную сла́ву земну́ю, и ревну́я подви́жником Христо́вым, до́блественно противуста́л еси́ я́рости царя́ нечести́ваго и преще́нию зломы́шленнаго его́ воево́ды. Ты, прие́м непра́ведное осужде́ние и заколе́ние, восприя́л еси́ Небе́сное Ца́рствие, и кро́вными ка́плями, я́ко пречу́дным ка́менем, украси́в на гла­ве́ свое́й вене́ц, предстои́ши ны́не на Небесе́х Престо́лу всех Влады́ки с ли́ки А́нгел и со все́ми святы́ми Его́. Сего́ ра́ди, притека́юще к ра́це моще́й твои́х, лобыза́ем о́ныя серде́чными устна́ми и уми́льно к тебе́ взыва́ем: о тезоимени́те небе́сному воево́де вы́шних сил, вели́кий кня́же Михаи́ле! Моли́ся непреста́нно Хри­сту́ Бо́гу за град твой, за лю́ди и за вся правосла́вныя христиа́ны. Бу́ди спобо́рник кре́пок на враго́в правосла́вия Це́ркви Христо́вой. Бу́ди и нам помо́щник улучи́ти вся, к по́льзе на́шей и ко спасе́нию благопотре́бная, охраня́й нас от искуше́ний и напа́стей, приходя́щих во вре́менней жи́зни, и не лиши́ нас хода́тайства тво­е­го́ ко Хри­сту́ Бо́гу, во е́же получи́ти нам прегреше́ний проще́ние и сподо́битися Небе́снаго селе́ния со избра́нными Его́, я́ко да и в сем сла́вится пречестно́е и великоле́пое и́мя Его́ во ве́ки. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Апп. от 70 Фили­мо­на и Архип­па и мц. рав­но­ап. Апфии (I). Блгв. Яро­пол­ка, во св. Кре­ще­нии Пет­ра, кн. Вла­ди­ми­ро-Волын­ско­го (1086). Мц. Кики­лии (Цеци­лии) и мчч. Вале­ри­а­на, Тивур­тия и Мак­си­ма (ок. 230). Мч. Мениг­на (250). Мч. Про­ко­пия чте­ца (303). Прп. Агав­вы исма­иль­тя­ни­на (V). Прав. Миха­и­ла вои­на, бол­га­ри­на (866). Сщмч. Вла­ди­ми­ра Рясен­ско­го пре­св. (1932) Сщмч. Иоаса­фа, еп. Моги­лев­ско­го (1937). Сщмч. Иоан­на Бара­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Бовы пре­св. (1937) Сщмч. Пав­ла Евдо­ки­мо­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иако­ва Соко­ло­ва пре­св. (1937) Сщмч. Фео­до­ра Гусе­ва пре­св. (1937) Сщмч. Илии Гро­мо­гла­со­ва пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сия Бене­ман­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Афа­на­сия Мило­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Смир­но­ва диак. (1937) Прмч. Гера­си­ма (Моча­ло­ва) иером. (1937) Прмч. Евти­хия (Диден­ко) мон. (1937) Прмч. Аве­ни­ра (Сини­цы­на) ин. (1937) Прмч. Сав­вы (Сус­ло­ва) мон. (1937) Прмч. Мар­ка (Мах­ро­ва) мон. (1937) Мч. Бори­са Коз­ло­ва (1937). При­спц. Парас­ке­вы (Мати­е­ши­ной) ин. (1953).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму