Великомученица Анастасия зовется Узорешительницей, за ее служение и облегчения страданий узникам, заключенным в темницах за веру Христову.
Жила она в третьем веке во время Диоклетианова гонения; происходила из Рима от знатных родителей. Отец ее был язычником, а мать Фавста – тайной христианкой. Святая получила и светское, и христианское образование от благочестивого христианина Хрисогона. Когда мать Анастасии умерла, то отец выдал ее замуж за язычника. Очень часто, одевшись в рубище, святая мученица уходила из дома, обходила темницы и, подкупая стражу, ободряла узников – христиан в предстоящих мучениях, приносила им пищу, омывала и перевязывала им раны. Муж нередко бил Анастасию за это, потом запер дома и хотел погубить. Бог наказал его за такое обхождение с женой – он погиб во время бури на море. После гибели мужа святая Анастасия еще с большим усердием начала служить узникам, переходя из города в город, из селения в селение. Императору донесли, что христиане, заключенные в темницах, не отрекаются от Христа, потому что крепко держатся своего учителя Хрисогона, и Диаклитиан приказал умертвить его. После смерти учителя святая Анастасия стала странствовать, чтобы, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой – христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.
Стало известно, что Анастасия – христианка, ее взяли под стражу. Расспросив Анастасию, Диаклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся и немощным. Император приказал верховному жрецу склонить ее принести жертву языческим богам или предать жестокой казни. После долгих дней истязания голодом в темнице, святая Анастасия была предана мученической смерти.
Святую Анастасию растянули между четырьмя столбами и сожгли. Честное же тело ее, неповрежденное огнем, было выпрошено одной благочестивой женою Апполинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонения на церковь прекратились, она воздвигла над могилою мученицы церковь.
Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились, и великою почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь.
Тропарь, глас 4
Победоно́снаго Воскресе́ния /истинноимени́тая нарече́на еси́, му́ченице Христо́ва, /побе́ды на враги́ поста́вила еси́ мук терпе́нием, /Христа́ ра́ди, Жениха́ твоего́, /Его́же возлюби́ла еси́. /Того́ моли́ //спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 2
Во искуше́ниих и ско́рбех су́щии, /к твоему́ хра́му притека́юще, /прие́млют честна́я дарова́ния /от живу́щия в тебе́ Боже́ственныя благода́ти, Анастаси́е: //ты бо при́сно ми́ру то́чиши исцеле́ния.
Величание
Велича́ем тя, /страстоте́рпице Христо́ва Анастаси́е, /и чтим честно́е страда́ние твое́, /е́же за Христа́ //претерпе́ла еси́.
Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице
О многострада́льная и прему́драя великому́ченице Христо́ва Анастаси́е! Ты душе́ю на Небеси́ у Престо́ла Госпо́дня предстои́ши, на земли́ же, да́нною тебе́ благода́тию, разли́чная соверша́еши исцеле́ния. При́зри у́бо ми́лостивно на нас, прося́щия твое́й по́мощи: простри́ ко Го́споду святы́я моли́твы твоя́ о нас, и испроси́ нам оставле́ние согреше́ний на́ших, неду́жным исцеле́ние, скорбя́щим и бе́дствующим ско́рую по́мощь; умоли́ Го́спода, да пода́ст всем нам христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шнем суде́ Свое́м, да сподо́бимся и мы ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Вмц. Анастасии Узорешительницы (ок. 304). Мчч. Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304). Прп. Никифора Прокаженного (1964). Сщмч. Димитрия Киранова пресв. (1938) Сщмч. Феодора Поройкова пресв. (1938).