Святой Аверкий был епископом города Иераполя, населенного почти одними язычниками. Они часто собирались в бесовское капище и кланялись идолам. Видя это, Аверкий очень скорбел, что люди, сотворенные по образу Божию, служат не Создателю своему, а бездушным изделиям своих рук. Затворившись у себя дома, епископ молился Богу о спасении жителей и о просвещении их истинной верой.
И явился ему во сне Сам Христос в образе прекрасного юноши, вручил жезл и сказал:
― Аверкий, иди во имя Мое и этим жезлом сокруши ложных богов.
Проснувшись, Аверкий исполнился рвения и Божественной радости. Он той же ночью отправился в языческий храм и палкой перебил там всех идолов. Когда утром язычники узнали об этом, они собрались огромной толпой с намерением убить Аверкия. Христиане хотели спрятать его, но святитель вышел на площадь и стал проповедовать веру Христову собравшемуся народу. Когда же разгневанная толпа приблизилась к площади, совершилось чудо. Трое бесноватых с дикими воплями повалились на землю и закричали:
Аверкий, заклинаем тебя единым истинным Богом, Которого ты исповедуешь, не мучай нас прежде времени.
Люди остолбенели и забыли, зачем пришли, а святой помолился Богу об изгнании бегав и о просвещении всего народа. Бесноватые тотчас исцелились и припали к его ногам, а народ уверовал во Христа и воскликнул:
― Един истинный Бог, проповедуемый Аверкием!
Святой целый день наставлял их, а на следующее утро крестил пятьсот человек. Он исцелил всех болящих в Иераполе и в течение нескольких дней просветил и крестил всех жителей самого Иераполя и окрестных городов и сел.
Однажды, когда Аверкий изгнал из бесноватого демона, этот демон обиделся и сказал, что он отомстит и заставит Аверкия на старости лет идти в Рим. Святитель помолился Богу, чтобы не было по бесовской воле, и явился ему Господь, и сказал:
― Аверкий, ты будешь в Риме Моим промышлением, а не просто по желанию беса. Благодать Моя будет с тобой, не бойся.
А демон задумал следующее. Он вселился в Лукиллу, дочь римского императора Марка Аврелия, и стал ее мучить и кричать:
― Никто меня не изгонит отсюда, кроме иерапольского епископа Аверкия.
Император немедленно послал за святителем, и, действительно, ему на старости лет пришлось идти в Рим. Явившись в столицу, Аверкий немедленно изгнал демона из Лукиллы и в наказание повелел ему взять огромнейший камень и отнести в Иераполь, а потом отправляться в ад. С тяжким стоном диавол повиновался святому.
Некоторое время Аверкий пробыл в Риме, а потом ему явился Христос и послал его в Сирию проповедовать, утверждать церкви и молитвой исцелять болящих. Обойдя всю Сирию, обращая неверных, исправляя заблудших, исцеляя болящих и бесноватых, равноапостольный святитель Аверкий вернулся в Иераполь и через несколько лет мирно скончался, заранее извещенный об этом Господом Иисусом Христом.
Тропарь, глас 4
И́стины пропове́дник и чудотво́рец ди́вен показа́лся еси́, /сиро́т оте́ц и ни́щих засту́пник, /бо́дрый па́стырь слове́снаго ста́да, бе́сом стра́шен, /всех у́бо от тех нападе́ний заступа́й, вопию́щих ти: /Аве́ркие о́тче наш, /моли́ Христа́ Бо́га, //да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 8
Я́ко свяще́нника превели́каго и апо́столов совсе́льника, /Це́рковь почита́ет тя, вся ве́рных, Аве́ркие: /ю́же твои́ми моли́твами соблюда́й, блаже́нне, /непобеди́му и необурева́ему от вся́кия е́реси, и нескве́рну, //я́ко приснопа́мятный.
Величание
Велича́ем тя, /святы́й равноапо́стольный Аве́ркие, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Казанской иконы Божией Матери (празднование в память избавления Москвы и России от поляков, 1612). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408 – 450). Прпп. Феодора (1409) и Павла (после 1409) Ростовских. Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен: Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II – III). Сщмч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа (Полянского) и Мины (Шелаева) архимандритов (1937). Сщмч. Николая Богословского пресв. (1937) Сщмч. Николая Ушакова пресв. (1937) Прмч. Григория (Воробьева) игум. (1937) Сщмч. Никодима, еп. Белгородского (обрет. мощей, 2012). Андрониковской иконы Божией Матери. Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).