4 нояб­ря. Ико­на Божи­ей Мате­ри “Казан­ская” (В память избав­ле­ния Моск­вы и Рос­сии от поля­ков, 1612)
Дан­ное празд­но­ва­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­це в честь Ея ико­ны, име­ну­е­мой Казан­ской, уста­нов­ле­но в бла­го­дар­ность за избав­ле­ние Моск­вы и всей Рос­сии от наше­ствия поля­ков в 1612 году. Конец ХVI и нача­ло ХVII сто­ле­тия извест­ны в исто­рии Рос­сии как…

Дан­ное празд­но­ва­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­це в честь Ея ико­ны, име­ну­е­мой Казан­ской, уста­нов­ле­но в бла­го­дар­ность за избав­ле­ние Моск­вы и всей Рос­сии от наше­ствия поля­ков в 1612 году. Конец ХVI и нача­ло ХVII сто­ле­тия извест­ны в исто­рии Рос­сии как Смут­ное вре­мя. Стра­на под­верг­лась напа­де­нию поль­ских войск, кото­рые глу­ми­лись над пра­во­слав­ной верой, гра­би­ли и жгли хра­мы, горо­да и села. Обман­ным путем им уда­лось овла­деть Моск­вой. По при­зы­ву свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на рус­ский народ встал на защи­ту роди­ны. В опол­че­ние, кото­рое воз­глав­лял князь Димит­рий Михай­ло­вич Пожар­ский, был при­слан из Каза­ни чудо­твор­ный образ Пре­свя­той Богородицы.

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский в “Сло­ве на день явле­ния ико­ны Божи­ей Мате­ри в Каза­ни” гово­рил: “Избав­ля­ет Мати Божия от вели­ких бед и зол не ток­мо пра­вед­ныя, но и греш­ныя, но кото­рыя греш­ныя? Ты я, иже воз­вра­ща­ют­ся к Отцу Небес­но­му яко блуд­ный сын, воз­ды­ха­ют бию­щи пер­си своя, яко мытарь, пла­чут у ног Хри­сто­вых, яко греш­ни­ца, омо­чив­шая нозе Его сле­за­ми, испо­ве­да­ние Ему при­но­сят, яко на кре­сте раз­бой­ник. На тако­вая греш­ныя Пре­чи­стая Божия Мати при­зи­ра­ет и уско­ря­ет на помощь им, и от вели­ких бед и зол избавляет”.

Зная, что бед­ствие попу­ще­но за гре­хи, весь народ и опол­че­ние нало­жи­ли на себя трех­днев­ный пост и с молит­вой обра­ти­лись к Гос­по­ду и Его Пре­чи­стой Мате­ри за небес­ной помо­щью. Молит­ва была услышана.

От нахо­див­ше­го­ся в пле­ну у поля­ков свя­ти­те­ля Арсе­ния (впо­след­ствии епи­ско­па Суз­даль­ско­го) при­шла весть, что ему в виде­нии было откры­то о пере­мене суда Божия на милость, по заступ­ни­че­ству Пре­свя­той Девы.

Вооду­шев­лен­ные изве­сти­ем рус­ские вой­ска 22 октяб­ря 1612 года осво­бо­ди­ли Моск­ву от поль­ских захват­чи­ков. Празд­но­ва­ние в честь Казан­ской ико­ны Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы уста­нов­ле­но в 1649 году.

И до наших дней эта ико­на осо­бо почи­та­ет­ся рус­ским пра­во­слав­ным народом.

Тро­парь, глас 4

Засту́п­ни­це усе́рд­ная, /​Ма́ти Го́с­по­да Вы́ш­ня­го, /​за всех мо́­ли­ши Сы́­на Тво­е­го́ Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го, /​и всем тво­ри́­ши спа­сти́­ся, /​в дер­жа́в­ный Твой покро́в при­бе­га́­ю­щим. /​Всех нас засту­пи́, о Гос­по­же́ Цари́­це и Вла­ды­́­чи­це, /​и́же в напа́стех и в ско́р­бех, и в боле́з­нех, обре­ме­не́н­ных гре­хи́ мно́­ги­ми, /​пред­сто­я́­щих и моля́­щих­ся Тебе́ уми­ле́н­ною душе́ю /​и сокру­ше́н­ным се́рд­цем, /​пред пре­чи́­стым Тво­и́м о́бра­зом со сле­за­́­ми /​и невоз­вра́т­но наде́ж­ду иму́­щих на Тя, /​избав­ле́­ния всех зол, /​всем поле́з­ная да́руй /​и вся спа­си́, Бого­ро́­ди­це Де́во /:/ Ты бо еси́ Боже́ствен­ный Покро́в рабо́м Твои́м.

Кондак, глас 8

При­те­це́м, лю́­дие, к ти́­хо­му сему́ и до́бро­му при­ста́­ни­щу, /​ско́рой Помо́щ­ни­це, гото́во­му и те́­п­ло­му спа­се́­нию, покро́ву Де́­вы, /​уско­ри́м на моли́тву и пот­щи́м­ся на пока­я́­ние: /​исто­ча́ет бо нам неоску́д­ныя ми́­ло­сти Пре­чи́стая Бого­ро́­ди­ца, /​пред­ва­ря́ет на по́­мощь и избав­ля́ет от вели́ких бед и зол /​/​бла­го­нра́в­ныя и Бого­бо­я́­щи­я­ся рабы́ Своя́.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем Тя, /​Пре­свя­та́я Де́во, /​и чтим о́браз Твой свя­ты­́й, /​о́т него́ же исте­ка́ет бла­го­да́т­ная по́­мощь /​/​всем, с ве́рою при­те­ка́­ю­щим к нему́.

Молит­ва пред ико­ной Божи­ей Мате­ри “Казан­ская”

О Пре­свя­та́я Гос­по­же́ Вла­ды­́­чи­це Бого­ро́­ди­це! Со стра́­хом, ве́рою и любо́вию пред чест­но́ю ико́­ною Тво­е́ю при­па́­да­ю­ще, мо́­лим Тя: не отвра­ти́ лица́ Тво­е­го́ от при­бе­га́­ю­щих к Тебе́, умо­ли́, Мило­се́р­дая Ма́ти, Сы́­на Тво­е­го́ и Бо́­га на́­ше­го, Го́с­по­да Иису́­са Хри­ста́, да сохра­ни́т ми́р­ну стра­ну́ на́­шу, Це́р­ковь же Сво­ю́ свя­ту́ю непо­ко­ле­би́­му да соблю­де́т и от неве́рия, ере­се́й и рас­ко́­ла да изба́вит. Не и́ма­мы бо ины­́я по́­мо­щи, не и́ма­мы ины­́я наде́ж­ды, ра́з­ве Тебе́, Пре­чи́стая Де́во: Ты еси́ все­си́ль­ная хри­сти­а́н Помо́щ­ни­ца и Засту́п­ни­ца. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́­щих­ся от паде́­ний гре­хо́в­ных, от наве́та злых чело­ве́к, от вся́ких иску­ше́­ний, скор­бе́й, боле́з­ней, бед и от вне­за­́п­ныя сме́р­ти; да́руй нам дух сокру­ше́­ния, сми­ре́­ния се́рд­ца, чисто­ту́ помыш­ле́­ний, исправ­ле́­ния гре­хо́в­ныя жи́з­ни и остав­ле́­ние пре­гре­ше́­ний, да вси, бла­го­да́рне вос­пе­ва́­ю­ще вели́­чия и ми́­ло­сти Тво­я́, явля́е­мыя над на́­ми зде на зем­ли́, спо­до́­бим­ся и Небе́с­на­го Ца́р­ствия и та́­мо со все­́­ми свя­ты­́­ми про­сла́вим пре­чест­но́е и вели­ко­ле́­пое И́мя Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Рав­но­ап. Авер­кия, еп. Иера­поль­ско­го, чуд. (ок. 167) Семи отро­ко́в, иже во Ефе­се: Мак­си­ми­ли­а­на, Иам­вли­ха, Мар­ти­ни­а­на, Дио­ни­сия, Анто­ни­на, Кон­стан­ти­на (Екса­ку­сто­ди­а­на) и Иоан­на (ок. 250; 408 – 450). Прпп. Фео­до­ра (1409) и Пав­ла (после 1409) Ростов­ских. Мчч. Алек­сандра еп., Ирак­лия вои­на и жен: Анны, Ели­са­ве­ты, Фео­до­тии и Гли­ке­рии (II – III). Сщмч. Сера­фи­ма, архи­еп. Углич­ско­го, и с ним Вла­ди­ми­ра Собо­ле­ва, Алек­сандра Андре­ева, Васи­лия Бого­яв­лен­ско­го, Алек­сандра Лебе­де­ва пре­сви­те­ров и прмчч. Гер­ма­на (Полян­ско­го) и Мины (Шела­е­ва) архи­манд­ри­тов (1937). Сщмч. Нико­лая Бого­слов­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Уша­ко­ва пре­св. (1937) Прмч. Гри­го­рия (Воро­бье­ва) игум. (1937) Сщмч. Нико­ди­ма, еп. Бел­го­род­ско­го (обрет. мощей, 2012). Анд­ро­ни­ков­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри. Якоб­штадт­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри (XVII).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму