4 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Мака­рий Жабын­ский, Белев­ский чудотворец
Пре­по­доб­ный Мака­рий Жабын­ский, Белев­ский чудо­тво­рец родил­ся в 1539 году. В ран­ней моло­до­сти он при­нял постриг с име­нем Онуф­рий и в 1585 году осно­вал Жабын­скую Вве­ден­скую пустынь близ реки Оки, неда­ле­ко от горо­да Беле­ва. В 1615 году…

Пре­по­доб­ный Мака­рий Жабын­ский, Белев­ский чудо­тво­рец родил­ся в 1539 году. В ран­ней моло­до­сти он при­нял постриг с име­нем Онуф­рий и в 1585 году осно­вал Жабын­скую Вве­ден­скую пустынь близ реки Оки, неда­ле­ко от горо­да Беле­ва. В 1615 году пустынь была пол­но­стью разо­ре­на поль­ски­ми вой­ска­ми под началь­ством Лисов­ско­го. Вер­нув­шись на пепе­ли­ще, пре­по­доб­ный стал воз­об­но­ви­те­лем мона­сты­ря. Он сно­ва собрал бра­тию, и вме­сто дере­вян­но­го был постро­ен камен­ный храм в честь Вве­де­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы во храм, с коло­коль­ней на воро­тах. Пре­по­доб­ный про­во­дил жизнь в суро­вых ино­че­ских подви­гах, пре­тер­пе­вая мороз, зной, голод и жаж­ду, как об этом запи­са­но было в мона­стыр­ском сино­ди­ке. Часто он уда­лял­ся в лес­ную чащу, где в оди­но­че­стве молил­ся Богу.

Одна­жды, когда пре­по­доб­ный шел лес­ной тро­пин­кой, он услы­шал сла­бый стон. Он огля­дел­ся кру­гом и уви­дел при­сло­нив­ше­го­ся к ство­лу сос­ны поля­ка, кото­рый в изне­мо­же­нии полу­ле­жал. Рядом валя­лась его саб­ля. Он отстал от сво­е­го отря­да и заблу­дил­ся в лесу. Еле слыш­ным голо­сом враг, воз­мож­но гра­бив­ший оби­тель, про­сил пить. Любовь и состра­да­ние пре­воз­мог­ли в пре­по­доб­ном. С молит­вой ко Гос­по­ду он уда­рил посо­хом о зем­лю, из кото­рой забил про­хлад­ный род­ник, и напо­ил умирающего.

Когда вос­ста­нов­лен­ный мона­стырь окреп во внеш­ней и внут­рен­ней жиз­ни, свя­той Онуф­рий оста­вил обще­мо­на­стыр­скую жизнь и, пору­чив бра­тию надеж­но­му руко­вод­ству одно­го из сво­их уче­ни­ков, при­нял схи­му с име­нем Мака­рий. Местом сво­е­го уеди­не­ния он избрал вер­хо­вье про­то­ка Жабын­ки — “кла­дезь Жабы­нец”, отсто­я­щий от устья про­то­ка и бере­га реки Оки в одной версте.

Схим­ни­че­ские подви­ги пре­по­доб­но­го Мака­рия были скры­ты не толь­ко от мира, но и от любя­щей его бра­тии. Он скон­чал­ся 84‑х лет в 1623 году, в ноч­ной час, когда запе­ли пету­хи, и был погре­бен 22 янва­ря напро­тив ворот оби­те­ли, близ места, где впо­след­ствии была постро­е­на цер­ковь его имени.

В Ико­но­пис­ном Под­лин­ни­ке сохра­ни­лось опи­са­ние обли­ка пре­по­доб­но­го послед­них лет жиз­ни: он был седой, с неболь­шой боро­дой, поверх мона­ше­ских риз носил схиму.

Почи­та­ние пре­по­доб­но­го Мака­рия уста­но­ви­лось в кон­це XVII — нача­ле XVIII в. Были напи­са­ны его ико­ны; по пре­да­нию, мощи его почи­ва­ли откры­то, но уже в 1721 году их скры­ли под спуд. В XVIII в. оби­тель запу­сте­ла. Память о подви­гах и чуде­сах пре­по­доб­но­го Мака­рия настоль­ко забы­лась, что, когда в 1816 году при построй­ке Николь­ской церк­ви были обре­те­ны нетлен­ные мощи осно­ва­те­ля оби­те­ли, по нем нача­ли слу­жить собор­ную панихиду.

Вос­ста­нов­ле­ние памя­ти пре­по­доб­но­го Мака­рия Белев­ско­го свя­за­но с име­нем игу­ме­на Ионы, кото­рый родил­ся в день памя­ти пре­по­доб­но­го Мака­рия, 22 янва­ря, и начал свой ино­че­ский путь в Опти­ной пусты­ни непо­да­ле­ку от Жабын­ской оби­те­ли. С 1875 года игу­мен Иона стал насто­я­те­лем Жабын­ской пусты­ни. Его про­ше­ние о вос­ста­нов­ле­нии памя­ти пре­по­доб­но­го Мака­рия Жабын­ско­го было под­креп­ле­но хода­тай­ством белев­ских граж­дан, через века сохра­нив­ших веру в свя­тость угод­ни­ка. 22 янва­ря 1888 года после дол­го­го пере­ры­ва совер­ши­лось тор­же­ствен­ное чество­ва­ние памя­ти пре­по­доб­но­го Мака­рия Жабын­ско­го. В 1889 году над местом погре­бе­ния свя­то­го был зало­жен храм его име­ни. Игу­мен Иона, кото­рый жил в то вре­мя на покое в пустыне и дея­тель­но участ­во­вал в стро­и­тель­стве, решил вме­сте с под­ряд­чи­ком работ открыть свя­тые мощи пре­по­доб­но­го Мака­рия. Когда всё было гото­во к испол­не­нию само­чин­но­го пред­при­я­тия, пре­по­доб­ный явил­ся обо­им участ­ни­кам в сон­ном виде­нии и стро­го пре­ду­пре­дил их, что­бы они не дер­за­ли на не свое дело, а ина­че будут нака­за­ны. Память об этом явле­нии бла­го­го­вей­но хра­ни­лась сре­ди ино­ков оби­те­ли. Пре­по­доб­но­му была состав­ле­на служба.

Тро­парь, глас 4

От мирска́го жития́ изше́д /​в ти́хое приста́нище жи́зни и́ноческия, преподо́бне Мака́рие, вшел еси́, /​в не́йже до́бре подвиза́вся, ду́шу твою́ доброде́тельми превысо́кими обогати́л еси́, /​и яви́лся еси́ добр па́стырь и учи́тель и́ноческому собо́ру, /​ему́же и оби́тель возгради́л еси́, /​та́же в безмо́лвие вшед и Богови́дения сподо́бився, ко Го́споду преста́вился еси́, /​И́же да́ром чуде́с тя обо­га­ти́. /​Его́же ны́не моли́, /​/​да спасе́т ве́рою и любо́вию почита́ющих святу́ю па́мять твою́.

Кондак, глас 8

Житие́ чи́стое, терпе́ние, кро́тость и любо́вь нелицеме́рну, /​воздержа́ние соверше́нное, /​умиле́ние Боже́ственное, /​ве́ру же и наде́жду и́стинну и милосе́рдие стяжа́в, /​равноа́нгельно, Мака́рие, на зем­ли́ пожи́л еси́ /​и на Небе­си́ Бо́гови с ли́ки Безпло́тных предстои́ши. /​С ни́ми же, свя́те, моли́ся /​мир Росси́йстей Це́ркви дарова́ти /​/​и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Мака́рие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Мака­рию Жабынскому

О свяще́нная гла­во́! Вели́кий чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Мака́рие, преблаже́нне и пресла́вне, Ду́ха Свята́го исполне́ние! По́стников похва­ло́, мона́шествующих сла́во, пусты́ни Жабы́нския возгради́телю и украси́телю, те́плый о нас, гре́шных, моли́твенниче! Ны́не со а́нгельскими во́инствы предстоя́й у Престо́ла всех Царя́ сла́вы, Го́спода, и наслажда́яйся све́та Единосу́щныя Тро́ицы, и с Го́рними си́лами воспева́яй Трисвяту́ю песнь, я́ко дерзнове́ние име́яй, моли́ся Всеми́лостивому Влады́це спа­сти́ вся ве́рующия во и́мя Его́, испро­си́ мир и тиши­ну́ Святы́м Це́рквам низпосла́ти, ве́ре Правосла́вней укрепле́ние, проти́вныя язы́ки, бра́ни хотя́щия, ви́димых и неви́димыя вра­ги́ низложи́ти, гра́ды, ве́си и оби́тели на́ши утверди́ти, мир весь умири́ти. Моли́ Ми́лостиваго Бо́га, да твои́м благоприя́тным хода́тайством вся правосла́вныя христиа́ны изба́вит Он от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, от наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни, ста́рыя да подкрепи́т, ю́ныя да наста́вит, нему́дрых умудри́т, боля́щия исцели́т, плене́нныя и ю́зники свободи́т, сиро́т заступи́т, младе́нцы воспита́ет и вся лю́ди сохрани́т от бед и напа́стей, и от нападе́ния вра́жия, и смертоно́сныя я́звы, внеза́пныя сме́рти и от вся́каго зла. Днесь же с ве́рою приходя́щих рабо́в твои́х, со стра́хом и любо́вию припа́дающих к честны́м моще́м твои́м и о́браз подо́бия тво­е­го́ любе́зно целу́ющих, я́ко те́плый нам засту́пниче, сохра­ни́, в ско́рбных обстоя́ниих на́ших предста́ни, душе́вных и теле́сных страсте́й сво­бо­ди́, в день Стра́шнаго суда́ шу́ияго стоя́ния изба́ви и с десны́ми овца́ми моли́твами твои́ми ста́ти сподо́би и слы́шати блаже́нный о́ный глас Влады́ки, Хри­ста́ Бо́га на́шего: «Прииди́те, благослове́ннии Отца́ Мое­го́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рство от сложе́ния ми́ра». Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. от 70-ти Тимофе́я Ефес­ско­го (ок. 96). Прмч. Анаста́сия Перся́нина (628). Прмч. Анаста́сия Печер­ско­го, диа­ко­на, в Ближ­них пеще­рах (XII). Мчч. Мануи́ла, Гео́ргия, Пет­ра, Лео́нтия (Лео́на), епи­ско­пов, Сио́ния, Гаврии́ла, Иоа́нна, Лео́нта, Паро́да, пре­сви­те­ров, и про­чих 377-ми (ок. 817). Сщмчч. Иоа́нна Успен­ско­го и Евфи́мия Тихо­нра­во­ва, пре­сви­те­ров (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму