4 фев­ра­ля. Пре­по­доб­но­му­че­ник Ана­ста­сий Персянин
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ана­ста­сий Пе́рсянин был сыном пер­сид­ско­го волх­ва Вава. В язы­че­стве он носил имя Магун­дат и слу­жил в вой­сках пер­сид­ско­го царя Хоз­роя II, кото­рый в побе­до­нос­ной войне про­тив гре­ков раз­гра­бил в 614 году свя­той город Иеру­са­лим и…

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ана­ста­сий Пе́рсянин был сыном пер­сид­ско­го волх­ва Вава. В язы­че­стве он носил имя Магун­дат и слу­жил в вой­сках пер­сид­ско­го царя Хоз­роя II, кото­рый в побе­до­нос­ной войне про­тив гре­ков раз­гра­бил в 614 году свя­той город Иеру­са­лим и увез в Пер­сию Живо­тво­ря­щий Крест Гос­по­день. Вели­кие чуде­са, совер­шав­ши­е­ся от Кре­ста Гос­под­ня, пора­жа­ли пер­сов. Серд­це юно­ши Магун­да­та заго­ре­лось жела­ни­ем узнать подроб­но о вели­кой свя­тыне. Рас­спра­ши­вая всех о Свя­том Кре­сте, юно­ша узнал, что на нем пре­тер­пел рас­пя­тие Сам Гос­подь для спа­се­ния людей. Он озна­ко­мил­ся с исти­на­ми хри­сти­ан­ской веры в горо­де Хал­ки­доне, где на неко­то­рое вре­мя оста­но­ви­лись вой­ска Хоз­роя кре­стил­ся с име­нем Ана­ста­сий, а затем при­нял мона­ше­ство и про­вел семь лет в ино­че­ских подви­гах и тру­дах в одном из иеру­са­лим­ских монастырей.

Читая о муче­ни­че­ских подви­гах, свя­той Ана­ста­сий укреп­лял­ся в жела­нии под­ра­жать им. К это­му его осо­бен­но побу­дил таин­ствен­ный сон, быв­ший ему в Вели­кую Суб­бо­ту перед празд­ни­ком Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Уснув после днев­ных тру­дов, он уви­дел свет­ло­го мужа, пода­ю­ще­го ему золо­тую чашу, напол­нен­ную вином со сло­ва­ми “возь­ми и пей”. Выпив подан­ную ему чашу, он почув­ство­вал неизъ­яс­ни­мую сла­дость. Это виде­ние свя­той Ана­ста­сий вос­при­нял как пред­ска­за­ние о сво­ей муче­ни­че­ской кончине.

Он тай­но ушел из мона­сты­ря в Кеса­рию Пале­стин­скую. Там его схва­ти­ли как хри­сти­а­ни­на и пред­ста­ви­ли на суд. Пра­ви­тель вся­че­ски пытал­ся скло­нить свя­то­го Ана­ста­сия к отре­че­нию от Хри­ста, угро­жая ему мука­ми и смер­тью и обе­щая поче­сти и зем­ные бла­га. Но свя­той остал­ся непо­ко­ле­бим. Тогда его под­верг­ли истя­за­ни­ям: били пал­ка­ми, раз­дро­би­ли голе­ни, под­ве­ши­ва­ли за руки, при­вя­зав к ногам тяже­лый камень, томи­ли заклю­че­ни­ем, изну­ря­ли тяже­лой рабо­той в каме­но­лом­нях с дру­ги­ми узниками.

Нако­нец, пра­ви­тель при­звал свя­то­го Ана­ста­сия и потре­бо­вал ска­зать толь­ко одно сло­во: “Я не хри­сти­а­нин”, обе­щая сво­бо­ду. Свя­той муче­ник отве­тил: “Да не будет это­го со мной. Ни перед тобой, ни перед дру­ги­ми я не отре­кусь от Гос­по­да мое­го ни явно, ни тай­но, ни даже во сне, и никто нико­гда не будет в силах меня чем-либо при­ну­дить к это­му”. Тогда, по при­ка­зу царя Хоз­роя, свя­то­го муче­ни­ка Ана­ста­сия уда­ви­ли. После смер­ти Хоз­роя мощи пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ана­ста­сия были пере­не­се­ны в Пале­сти­ну, в Ана­ста­си­е­ву обитель.

Тро­парь, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Анаста́сий /​во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего, /​имея́й бо кре́пость Твою́, /​мучи́телей низ­ло­жи́, /​сокру­ши́ и де́монов немощны́я де́рзости. /​/​Того́ моли́твами/ спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 1

Боже́ственнаго уче­ни­ка́ и спутеше́ственника Па́влова Тимофе́я, /​ве́рнии, воспои́м вси, /​с сим почита́юще му́драго Анаста́сия, /​возсия́вшаго от Перси́ды, я́ко звез­ду́, /​и отгоня́щаго душе́вныя на́ша стра́сти /​/​и неду́ги теле́сныя.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпче святы́й Анаста́сие, /​и чтим честна́я страда́ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́л еси́.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. от 70-ти Тимофе́я Ефес­ско­го (ок. 96). Прп. Мака­рия Жабын­ско­го, Белев­ско­го чудо­твор­ца (1623). Прмч. Анаста́сия Печер­ско­го, диа­ко­на, в Ближ­них пеще­рах (XII). Мчч. Мануи́ла, Гео́ргия, Пет­ра, Лео́нтия (Лео́на), епи­ско­пов, Сио́ния, Гаврии́ла, Иоа́нна, Лео́нта, Паро́да, пре­сви­те­ров, и про­чих 377-ми (ок. 817). Сщмчч. Иоа́нна Успен­ско­го и Евфи́мия Тихо­нра­во­ва, пре­сви­те­ров (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму