31 янва­ря. Свя­ти­тель Мак­сим Новый, дес­пот Сербский
В миру Геор­гий, родил­ся в 1462 году в Алба­нии. При­над­ле­жал к слав­но­му серб­ско­му роду Бран­ко­ви­чей и был сыном свя­тых — дес­по­та серб­ско­го Сте­фа­на Сле­по­го и дес­по­тис­сы пре­по­доб­ной Анге­ли­ны. Его роди­те­ли бежа­ли от пре­сле­до­ва­ний турок в Ита­лию. После кон­чи­ны…

В миру Геор­гий, родил­ся в 1462 году в Алба­нии. При­над­ле­жал к слав­но­му серб­ско­му роду Бран­ко­ви­чей и был сыном свя­тых — дес­по­та серб­ско­го Сте­фа­на Сле­по­го и дес­по­тис­сы пре­по­доб­ной Анге­ли­ны. Его роди­те­ли бежа­ли от пре­сле­до­ва­ний турок в Ита­лию. После кон­чи­ны отца, семья полу­чи­ла в надел от Вен­гер­ско­го коро­ля Мат­вея Кор­ви­на зем­ли Сре­ма, ранее при­над­ле­жав­шие пра­де­ду Геор­гия Вуку Бран­ко­ви­чу и пере­се­ли­лась сюда в 1486 году.

Став дес­по­том Сре­ма, насе­лен­но­го в основ­ном сер­ба­ми, Геор­гий вме­сте с мате­рью и бра­том осел в горо­де Купи­ни­ке, кото­рый сде­лал сво­ей сто­ли­цей. В 1487 году он женил­ся на Иза­бел­ле, ита­льян­ской род­ствен­ни­це вен­гер­ской коро­ле­вы Беат­ри­сы, одна­ко их брак рас­пал­ся “из-за раз­ли­чия в вере”.

Око­ло 1496/​97 года, Геор­гий под вли­я­ни­ем сво­ей мате­ри, но без ее ведо­ма, отка­зал­ся от всех прав на кня­же­ние и сошел с пре­сто­ла в поль­зу млад­ше­го бра­та, свя­то­го дес­по­та Иоан­на. Сам при­нял мона­ше­ство с име­нем Мак­сим и сан иеро­ди­а­ко­на в Мана­сий­ском мона­сты­ре от Софий­ско­го мит­ро­по­ли­та Калевита.

После смер­ти сво­е­го млад­ше­го бра­та Иоан­на (+ 1502), при­тес­ня­е­мый тур­ка­ми, вме­сте с мате­рью бежал в гор­ные пре­де­лы Румы­нии, где, по насто­я­нию вое­во­ды Раду­ла, был постав­лен на вдов­ству­ю­щую Валаш­скую кафед­ру. Веро­ят­но, это слу­чи­лось в 1505/​06 году, до того, как Вала­хию поки­нул Нифонт, быв­ший пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, кото­рый, как пола­га­ют, и совер­шил епи­скоп­скую хиро­то­нию. Здесь, во вре­мя сво­е­го недол­го­го епи­скоп­ства, архи­епи­скоп Мак­сим, муд­ро управ­лял Хри­сто­вой паст­вой и укреп­лял мит­ро­по­лию. Он при­ми­рил двух сопер­ни­чав­ших вое­вод — валах­ско­го Раду­ла и мол­дов­ско­го Бог­да­на III Кри­во­го, отве­дя опас­ность вой­ны меж­ду ними, встав­ши меж­ду дву­мя арми­я­ми. С его име­нем так же свя­за­но созда­ние пер­во­го печат­но­го стан­ка в Вала­хии, где рабо­тал монах Мака­рий из Черногории.

После дипло­ма­ти­че­ской мис­сии в Буде в 1508/​09 году, пре­по­доб­ный Мак­сим воз­вра­тил­ся в Срем и с 1508 года стал архи­епи­ско­пом и мит­ро­по­ли­том Бел­град­ско-Срем­ским. Вме­сте со сво­ей пре­по­доб­ной мате­рью, и с помо­щью кня­зя Иоан­на Нягое Баса­ра­ба, он осно­вал мона­стырь в Кру­ше­до­ле, кото­рый стал родо­вой усы­паль­ни­цей Бранковичей.

Про­ве­дя жизнь в духов­ном подви­ге и дол­гое вре­мя тер­пе­ли­во пере­но­ся болезнь, свя­ти­тель пре­ста­вил­ся 18 янва­ря 1516 или 1546 года и был похо­ро­нен в церк­ви Кру­ше­доль­ско­го мона­сты­ря рядом со свя­ты­ми отцом и бра­том. В житии свя­ти­те­ля Мак­си­ма гово­рит­ся, что еще при жиз­ни от его руки рас­про­стра­ня­лось благоухание.

Нетлен­ные мощи пре­по­доб­но­го Мак­си­ма, его отца, бра­та и мате­ри лежа­ли в Кру­ше­до­ле до 1716 года, когда тур­ки сожгли мона­стырь. Сре­ди пеп­ла были най­де­ны толь­ко неко­то­рые части рук и ног, кото­рые до сих пор хра­нит­ся в сокро­вищ­ни­це Кру­ше­доль­ско­го монастыря.

В запи­сях XVII века свя­ти­тель Мак­сим назы­ва­ет­ся серб­ским чудо­твор­цем, и почи­та­ние его нача­лось доволь­но рано не толь­ко в Сер­бии, но и в России.

Тро­парь, глас 3

Стра́нное рожде́ние и воспита́ние был еси́ о́тче, /​но па́ки водвори́ся во вла́сти у сво­е­го́ наро́да, /​Небе́снаго Ца́рствия жела́я, /​земно́е ца́рствие оста́вил еси́ /​и смире́нием Вы́шнее сокро́вище получи́л еси́, /​преблаже́нне Макси́ме, /​/​моли́, мо́лимся, о душа́х на́ших.

Кондак, глас 2

Крест взем, мно́гия ско́рби и изгна́ния подъя́л еси́, /​святи́телю Макси́ме всеосвяще́нне, /​оте́чества тво­е­го́ и Бо́гом вруче́ннаго ста́да лиша́емь, /​вся бо до́блественне терпе́л еси́, /​/​душе́внаго ра́ди тво­е­го́ просвеще́ния.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Макси́ме, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свтт. Афа­на­сия (373) и Кирил­ла (444), архи­епи­ско­пов Алек­сан­дрий­ских. Прпп. схим. Кирил­ла и схим. Марии роди­те­лей прп. Сер­гия Радо­неж­ско­го (ок. 1337). Свт. Мак­си­ма Ново­го, дес­по­та Серб­ско­го (1516). Прпп. Мар­ки­а­на Кир­ско­го (ок. 388), Силь­ва­на Пале­стин­ско­го (IV), Ила­ри­о­на, Еми­ли­а­на, Димит­рия. Мчч. Кири­а­ка, Ксе­нии, Фео­до­сии. Свт. Ефре­ма, епи­ско­па Милас­ско­го (V). Прп. Афа­на­сия Сян­дем­ско­го, Воло­год­ско­го (1550). Прав. Афа­на­сия Наво­лоц­ко­го (XVI-XVII). Сщмчч. Миха­и­ла (Кар­го­по­ло­ва) пре­сви­те­ра, Крас­но­яр­ско­го (1919), Вла­ди­ми­ра (Зуб­ко­ви­ча) про­то­и­е­рея, Бело­рус­ско­го (1938), Нико­лая (Кра­сов­ско­го) и Сер­гия пре­сви­те­ров (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму