31 октяб­ря. Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Лука
Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Лука, уро­же­нец Антио­хии Сирий­ской, апо­стол из 70-ти, спо­движ­ник свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла (Флм. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из про­све­щен­ной гре­че­ской сре­ды. Услы­шав о Хри­сте, Лука при­был в Пале­сти­ну и здесь…

Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Лука, уро­же­нец Антио­хии Сирий­ской, апо­стол из 70-ти, спо­движ­ник свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла (Флм. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из про­све­щен­ной гре­че­ской сре­ды. Услы­шав о Хри­сте, Лука при­был в Пале­сти­ну и здесь горя­чо вос­при­нял спа­си­тель­ное уче­ние от Само­го Гос­по­да. В чис­ле 70-ти уче­ни­ков свя­той Лука был послан Гос­по­дом на первую про­по­ведь о Цар­ствии Небес­ном еще при жиз­ни Спа­си­те­ля на зем­ле (Лк. 10, 1 – 3). После Вос­кре­се­ния Гос­подь Иисус Хри­стос явил­ся свя­тым Луке и Кле­о­пе, шед­шим в Еммаус.

Апо­стол Лука при­нял уча­стие во вто­ром мис­си­о­нер­ском путе­ше­ствии апо­сто­ла Пав­ла, и с тех пор они были нераз­луч­ны. Когда свя­то­го Пав­ла оста­ви­ли все сотруд­ни­ки, апо­стол Лука про­дол­жал делить с ним все труд­но­сти бла­го­вест­ни­че­ско­го подви­га (2 Тим. 4, 10). После муче­ни­че­ской кон­чи­ны пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов свя­той Лука поки­нул Рим и с про­по­ве­дью про­шел Ахайю, Ливию, Еги­пет и Фива­и­ду. В горо­де Фивы он муче­ни­че­ски окон­чил зем­ной путь.

Пре­да­ние при­сва­е­ва­ет ему напи­са­ние пер­вых икон Божи­ей Мате­ри. “Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Меня и Моя милость с сими ико­на­ми да будет”, – ска­за­ла Пре­чи­стая Дева, уви­дев ико­ны. Свя­той Лука напи­сал так­же ико­ны свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Еван­ге­лие напи­са­но им в 62 – 63 годах в Риме, под руко­вод­ством апо­сто­ла Пав­ла. Свя­той Лука в пер­вых сти­хах (Лк. 1, 3) чет­ко выра­зил цель сво­е­го тру­да: наи­бо­лее пол­но и в хро­но­ло­ги­че­ской после­до­ва­тель­но­сти опи­сал по поряд­ку все, что извест­но хри­сти­а­нам об Иису­се Хри­сте и Его уче­нии, и тем самым дал твер­дое исто­ри­че­ское обос­но­ва­ние хри­сти­ан­ско­го упо­ва­ния (Лк. 1, 4). Он тща­тель­но иссле­до­вал фак­ты, широ­ко исполь­зо­вал уст­ное пре­да­ние Церк­ви и рас­ска­зы Самой Пре­чи­стой Девы Марии (Лк. 1, 2 – 19, 46).

В бого­слов­ском содер­жа­нии Еван­ге­лие от Луки отли­ча­ет­ся преж­де все­го уче­ни­ем о все­общ­но­сти спа­се­ния, совер­шен­но­го Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, о все­лен­ском зна­че­нии еван­гель­ской про­по­ве­ди. Свя­той апо­стол напи­сал так­же кни­гу Дея­ний свя­тых апо­сто­лов в 62 – 63 годах в Риме. Кни­га Дея­ний, явля­ясь про­дол­же­ни­ем Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия, повест­ву­ет о тру­дах и подви­гах свя­тых апо­сто­лов после Воз­не­се­ния Спа­си­те­ля. В цен­тре повест­во­ва­ния – Апо­столь­ский Собор (51 год по Рож­де­стве Хри­сто­вом), как осно­во­по­ла­га­ю­щее цер­ков­ное собы­тие, послу­жив­шее дог­ма­ти­че­ским осно­ва­ни­ем для отме­же­ва­ния хри­сти­ан­ства от иудей­ства и само­сто­я­тель­но­го рас­про­стра­не­ния его в мире (Деян. 15, 6 – 29). Бого­слов­ским пред­ме­том кни­ги Дея­ний явля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но Домо­стро­и­тель­ство Свя­то­го Духа, осу­ществ­ля­е­мое в осно­ван­ной Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом Церк­ви от Воз­не­се­ния и Пяти­де­сят­ни­цы до Вто­ро­го при­ше­ствия Христова.

Тро­парь, глас 5

Апо́стольских дея́ний сказа́теля /​и Ева́нгелия Христо́ва све́тла списа́теля, /​Луку́ препе́таго, /​сла́вна су́ща Христо́ве Це́ркви, /​пе́сньми свяще́нными свята́го апо́стола похва́лим, /​я́ко вра­ча́ су́ща, /​челове́ческия не́мощи, /​есте­ства́ неду́ги и я́зи душ исцеля́юща /​/​и моля́щася непреста́нно за ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2

И́стиннаго благоче́стия пропове́дника /​и та́ин неизрече́нных ри́тора, /​звез­ду́ церко́вную, Луку́ Боже́ственнаго восхва́лим :/​Сло́во бо его́ избра́, с Па́влом му́дрым язы́ков учи́теля, /​/​Еди́н ве́дый серде́чная.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​апо́столе Христо́в и евангели́сте Луко́, /​и чтим боле́зни и тру­ды́ твоя́, /​/​и́миже труди́лся еси́/ во благове́стии Христо́ве.

Молит­ва апо­сто­лу и еван­ге­ли­сту Луке

О святы́й уго́дниче Бо́жий, апо́столе Луко́! По́двигом до́брым подвиза́вся на зем­ли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства тво­е­го́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, пред­стоя́ Престо́лу Бо́жию, при­и­ми́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу при­не­си́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на зем­ли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Иоси­фа, игум. Волоц­ко­го, чуд. (обрет. мощей, 2001). Мч. Мари́на (IV). Прп. Иули­а­на (IV). Вмц. Зла­ты (Хри­сы) (1795; болг.). Сщмч. Андрея Вос­кре­сен­ско­го пре­св. (1937). Сщмч. Сер­гия Бажа­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Соко­ло­ва пре­св. (1937). Сщмч. Сер­гия Гусе­ва пре­св. (1937). Мц. Ели­са­ве­ты Кры­мо­вой (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму