31 октяб­ря. Пре­по­доб­ный Иосиф Волоцкий
Про­ис­хо­дил из дво­рян­ской семьи, нахо­див­шей­ся на служ­бе удель­но­го кня­зя Бори­са Волоц­ко­го. Пра­дед бого­сло­ва Алек­сандр Санин был пра­во­слав­ным выход­цем из Лит­вы. В Вели­ком кня­же­стве Мос­ков­ском Сани­ны вла­де­ли селом Язви­щем в удель­ном Волоц­ком кня­же­стве. Иван пер­вым в семье…

Про­ис­хо­дил из дво­рян­ской семьи, нахо­див­шей­ся на служ­бе удель­но­го кня­зя Бори­са Волоц­ко­го. Пра­дед бого­сло­ва Алек­сандр Санин был пра­во­слав­ным выход­цем из Лит­вы. В Вели­ком кня­же­стве Мос­ков­ском Сани­ны вла­де­ли селом Язви­щем в удель­ном Волоц­ком кня­же­стве. Иван пер­вым в семье при­нял постриг, но позд­нее пере­шли в мона­ше­ство все трое его бра­тьев, отец и трое пле­мян­ни­ков. С вось­ми лет учил­ся гра­мо­те у стар­ца Арсе­ния в Волоц­ком Кре­сто­воз­дви­жен­ском монастыре.

Око­ло 1459 года в воз­расте око­ло 20 лет вме­сте с това­ри­щем из того же сосло­вия Бори­сом Куту­зо­вым реши­ли при­нять мона­ше­ство. Санин сна­ча­ла напра­вил­ся в Сав­вин мона­стырь в Тве­ри, но быст­ро поки­нул его и пере­шёл в Боровск в оби­тель Паф­ну­тия Боров­ско­го, отли­чав­шу­ю­ся сво­и­ми богат­ства­ми, где про­жил 18 лет под руко­вод­ством Паф­ну­тия. В оби­тель при­шёл и пре­ста­ре­лый отец Сани­на, кото­рый жил с ним в одной келье и за кото­рым Иосиф уха­жи­вал 15 лет.

В 1477 году, после смер­ти пре­по­доб­но­го Паф­ну­тия, монах Иосиф был назна­чен игу­ме­ном мона­сты­ря. Одна­ко из-за кон­флик­та с бра­тья­ми он вынуж­ден поки­нуть оби­тель. В кон­фликт вме­шал­ся вели­кий князь Иван III, и в 1479 году Иосиф на корот­кое вре­мя воз­вра­тил­ся на свой пост, но в том же году он решил осно­вать соб­ствен­ный Иоси­фо-Воло­ко­лам­ский мона­стырь. «Иосиф охот­но при­ни­мал в свой мона­стырь постри­жен­ни­ков дру­гих мона­сты­рей». Сохра­ни­лись сви­де­тель­ства, что Иосиф при­ни­мал в мона­стырь голо­дав­ших, он «пове­лел рас­хо­до­вать на помощь голо­да­ю­щим все запа­сы мона­сты­ря и зани­мать день­ги на покуп­ку хле­ба, не счи­та­ясь с ропо­том братии».

Иосиф с само­го нача­ла поль­зо­вал­ся под­держ­кой удель­но­го кня­зя Бори­са Волоц­ко­го. Иосиф был крёст­ным отцом и духов­ни­ком его сына кня­зя Ива­на Руз­ско­го. 1 июня он вер­нул­ся в род­ное кня­же­ство, князь сра­зу выде­лил стро­и­те­лей, и пер­вая дере­вян­ная цер­ковь была зало­же­на 6 июня, а 15 авгу­ста завер­ше­на. Камен­ный храм был завер­шён за пять-шесть лет, рас­пи­сы­вал его ико­но­пи­сец Дио­ни­сий. Мона­стырь, руко­во­ди­мый Иоси­фом, отли­чал­ся осо­бой стро­го­стью поведения.

По сооб­ще­нию Доси­фея Топор­ко­ва, в 1514 году пред­ска­зал пора­же­ние рус­ско­го вой­ска в Оршан­ской битве.

Игу­мен Иосиф был талант­ли­вым цер­ков­ным писа­те­лем. Он явля­ет­ся авто­ром кни­ги «Про­све­ти­тель» и несколь­ких посланий.

В послед­ние годы жиз­ни тяже­ло болел и 9 сен­тяб­ря 1515 года пре­дал свою душу Богу.

Иосиф Волоц­кий был кано­ни­зи­ро­ван в 1579 году. Мощи и вери­ги свя­то­го поко­ят­ся в Успен­ском собо­ре Иоси­фо-Волоц­ко­го монастыря.

14 июня 2009 года око­ло мона­сты­ря открыт брон­зо­вый памят­ник пре­по­доб­но­му Иосифу.

Тро­парь, глас 5

Я́ко по́стников удобре́ние и отце́в кра­со­ту́, /​ми́лости пода́теля, разсужде́ния свети́льника, /​вси ве́рнии, соше́дшеся, восхва́лим /​кро́тости учи́теля и е́ресей посрами́теля, /​прему́драго Ио́сифа, Росси́йскую звез­ду́, /​моля́щася Го́споду /​/​поми́ловатися душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Жития́ треволне́ния, и мяте́ж мирски́й, /​и стра́стная взыгра́ния в ничто́же вмени́в, /​пусты́нный граждани́н показа́лся еси́, /​мно́гих быв наста́вник, Ио́сифе преподо́бне: /​мона́хов собра́тель и моле́бник ве́рен, /​чисто­ты́ рачи́тель, /​/​моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бие о́тче Ио́сифе, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Иоси­фу Волоцкому

О преб­ла­женне и прис­но­славне отче наш Иоси­фе! Веду­ще твое велие к Богу дерз­но­ве­ние и к тво­е­му твер­до­му заступ­ле­нию при­бе­га­ю­ще, в сокру­ше­нии серд­ца молим тя: оза­ри нас све­том даро­ван­ныя тебе бла­го­да­ти и молит­ва­ми тво­и­ми помо­зи нам бур­ное море жития сего пре­и­ти без­мя­теж­но и при­ста­ни­ща спа­се­ния неблаз­нен­но достиг­ну­ти: пора­бо­ще­ни бо суще сует­ны­ми, и гре­хо­лю­би­ви, и немощ­ни еже от обы­шед­ших нас зол воз­ник­ну­ти, к кому при­бег­нем, аще не к тебе, явив­ше­му неоску­де­ва­е­мое богат­ство мило­сти в зем­нем житии тво­ем? Веру­ем же, яко и по отше­ствии тво­ем мно­жай­шее стя­жал еси даро­ва­ние мило­сер­до­ва­ти бед­ству­ю­щим. Тем­же убо, при­па­да­ю­ще ныне к цель­бо­нос­ней иконе тво­ей, уми­лен­но про­сим тя, свят­че Божий: сам иску­шен быв, помо­зи и нам, иску­ша­е­мым; постом и бде­ни­ем попра­вый силу демон­скую, и нас от напа­де­ний вра­жи­их защи­ти; пре­пи­тавый гла­дом поги­ба­ю­щих, и нам испро­си у Гос­по­да изоби­лие пло­дов зем­ных и вся яже ко спа­се­нию потреб­ная; посра­ми­вый ере­ти­че­ская муд­ро­ва­ния, Цер­ковь Свя­тую от ере­сей и рас­ко­лов, и сму­ще­ний молит­ва­ми тво­и­ми огра­ди: да тож­де мудр­ству­ем вси, еди­нем серд­цем сла­вя­ще Свя­тую, Еди­но­сущ­ную, Живо­тво­ря­щую и Нераз­дель­ную Тро­и­цу, Отца и Сына и Свя­та­го Духа, во вся веки. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Иоси­фа, игум. Волоц­ко­го, чуд. (обрет. мощей, 2001). Мч. Мари́на (IV). Прп. Иули­а­на (IV). Вмц. Зла­ты (Хри­сы) (1795; болг.). Сщмч. Андрея Вос­кре­сен­ско­го пре­св. (1937). Сщмч. Сер­гия Бажа­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Соко­ло­ва пре­св. (1937). Сщмч. Сер­гия Гусе­ва пре­св. (1937). Мц. Ели­са­ве­ты Кры­мо­вой (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму