Происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Прадед богослова Александр Санин был православным выходцем из Литвы. В Великом княжестве Московском Санины владели селом Язвищем в удельном Волоцком княжестве. Иван первым в семье принял постриг, но позднее перешли в монашество все трое его братьев, отец и трое племянников. С восьми лет учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре.
Около 1459 года в возрасте около 20 лет вместе с товарищем из того же сословия Борисом Кутузовым решили принять монашество. Санин сначала направился в Саввин монастырь в Твери, но быстро покинул его и перешёл в Боровск в обитель Пафнутия Боровского, отличавшуюся своими богатствами, где прожил 18 лет под руководством Пафнутия. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.
В 1477 году, после смерти преподобного Пафнутия, монах Иосиф был назначен игуменом монастыря. Однако из-за конфликта с братьями он вынужден покинуть обитель. В конфликт вмешался великий князь Иван III, и в 1479 году Иосиф на короткое время возвратился на свой пост, но в том же году он решил основать собственный Иосифо-Волоколамский монастырь. «Иосиф охотно принимал в свой монастырь постриженников других монастырей». Сохранились свидетельства, что Иосиф принимал в монастырь голодавших, он «повелел расходовать на помощь голодающим все запасы монастыря и занимать деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом братии».
Иосиф с самого начала пользовался поддержкой удельного князя Бориса Волоцкого. Иосиф был крёстным отцом и духовником его сына князя Ивана Рузского. 1 июня он вернулся в родное княжество, князь сразу выделил строителей, и первая деревянная церковь была заложена 6 июня, а 15 августа завершена. Каменный храм был завершён за пять-шесть лет, расписывал его иконописец Дионисий. Монастырь, руководимый Иосифом, отличался особой строгостью поведения.
По сообщению Досифея Топоркова, в 1514 году предсказал поражение русского войска в Оршанской битве.
Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий.
В последние годы жизни тяжело болел и 9 сентября 1515 года предал свою душу Богу.
Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году. Мощи и вериги святого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря.
14 июня 2009 года около монастыря открыт бронзовый памятник преподобному Иосифу.
Тропарь, глас 5
Я́ко по́стников удобре́ние и отце́в красоту́, /ми́лости пода́теля, разсужде́ния свети́льника, /вси ве́рнии, соше́дшеся, восхва́лим /кро́тости учи́теля и е́ресей посрами́теля, /прему́драго Ио́сифа, Росси́йскую звезду́, /моля́щася Го́споду //поми́ловатися душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Жития́ треволне́ния, и мяте́ж мирски́й, /и стра́стная взыгра́ния в ничто́же вмени́в, /пусты́нный граждани́н показа́лся еси́, /мно́гих быв наста́вник, Ио́сифе преподо́бне: /мона́хов собра́тель и моле́бник ве́рен, /чистоты́ рачи́тель, //моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бие о́тче Ио́сифе, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче а́нгелов.
Молитва преподобному Иосифу Волоцкому
О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чуд. (обрет. мощей, 2001). Мч. Мари́на (IV). Прп. Иулиана (IV). Вмц. Златы (Хрисы) (1795; болг.). Сщмч. Андрея Воскресенского пресв. (1937). Сщмч. Сергия Бажанова пресв. (1937) Сщмч. Николая Соколова пресв. (1937). Сщмч. Сергия Гусева пресв. (1937). Мц. Елисаветы Крымовой (1937).