31 декаб­ря. Свя­той муче­ник Сева­сти­ан и дру­жи­на его
Свя­той муче­ник Сева­сти­ан родил­ся в горо­де Нар­боне (Гал­лия), а обра­зо­ва­ние полу­чил в Медио­лане. При импе­ра­то­рах-сопра­ви­те­лях Дио­кли­ти­ане и Мак­си­ми­ане (284 – 305) он зани­мал долж­ность началь­ни­ка двор­цо­вой стра­жи. Свя­той Сева­сти­ан поль­зо­вал­ся авто­ри­те­том и любо­вью у вои­нов и при­двор­ных, ибо…

Свя­той муче­ник Сева­сти­ан родил­ся в горо­де Нар­боне (Гал­лия), а обра­зо­ва­ние полу­чил в Медио­лане. При импе­ра­то­рах-сопра­ви­те­лях Дио­кли­ти­ане и Мак­си­ми­ане (284 – 305) он зани­мал долж­ность началь­ни­ка двор­цо­вой стра­жи. Свя­той Сева­сти­ан поль­зо­вал­ся авто­ри­те­том и любо­вью у вои­нов и при­двор­ных, ибо был чело­ве­ком храб­рым, испол­нен­ным пре­муд­ро­сти, прав­ди­вым в сло­вах, спра­вед­ли­вым в суде, преду­смот­ри­тель­ным в сове­те, вер­ным на служ­бе и во всех пору­че­ни­ях. Будучи сам тай­ным хри­сти­а­ни­ном, свя­той мно­го помо­гал бра­тьям по вере.

Зато­чен­ные в тем­ни­цу бра­тья-хри­сти­ане Мар­кел­лин и Марк, сна­ча­ла твер­до испо­ве­до­вав­шие истин­ную веру, под вли­я­ни­ем слез­ных уго­во­ров сво­их роди­те­лей-языч­ни­ков (отца Тран­квил­ли­на и мате­ри Мар­кии), жен и детей поко­ле­ба­лись в сво­ем наме­ре­нии постра­дать за Хри­ста. Свя­той Сева­сти­ан при­шел к цар­ско­му каз­но­хра­ни­те­лю, в доме кото­ро­го содер­жа­лись в заклю­че­нии Мар­кел­лин и Марк, и про­из­нес вдох­но­вен­ную про­по­ведь и убе­дил бра­тьев идти на муче­ни­че­ский подвиг. Речь его потряс­ла всех присутствовавших.

Жена цар­ско­го каз­но­хра­ни­те­ля Нико­стра­та, Зоя, 6 лет назад поте­ряв­шая дар речи, при­па­ла к ногам свя­то­го Сева­сти­а­на и зна­ка­ми про­си­ла исце­лить ее. Свя­той осе­нил жен­щи­ну крест­ным зна­ме­ни­ем, – она тот­час же заго­во­ри­ла и про­сла­ви­ла Гос­по­да Иису­са Хри­ста и ска­за­ла, что виде­ла Анге­ла с рас­кры­той кни­гой, по кото­рой свя­той Сева­сти­ан читал свою про­по­ведь. Тогда все при­сут­ство­вав­шие уве­ро­ва­ли в Спа­си­те­ля мира. Нико­страт снял око­вы с Мар­кел­ли­на и Мар­ка и пред­ло­жил им скрыть­ся, но бра­тья отказались.

В это вре­мя Клав­дий изве­стил Нико­стра­та, что его вызы­ва­ет рим­ский епарх Агре­стий Хро­ма­тий для объ­яс­не­ния, по какой при­чине в его доме собра­ны узни­ки. Нико­страт рас­ска­зал Клав­дию об исце­ле­нии сво­ей жены, и тот при­вел к свя­то­му Сева­сти­а­ну сво­их боль­ных сыно­вей, Сим­фо­ри­а­на и Фелик­са. Вече­ром свя­щен­ник Поли­карп кре­стил Тран­квил­ли­на, его род­ных и дру­зей, Нико­стра­та и его семью, Клав­дия и его сыно­вей, а так­же 16 осуж­ден­ных узни­ков. Все­го ново­кре­щен­ных было 64 человека.

Пред­став перед епар­хом Хро­ма­ти­ем, Нико­страт рас­ска­зал ему, как свя­той Сева­сти­ан обра­тил их в хри­сти­ан­скую веру и мно­гих исце­лил от болез­ней. Сло­ва Нико­стра­та убе­ди­ли епар­ха. Он при­звал к себе свя­то­го Сева­сти­а­на и пре­сви­те­ра Поли­кар­па, про­све­тил­ся от них и уве­ро­вал во Хри­ста. Вме­сте с Хро­ма­ти­ем при­ня­ли свя­тое Кре­ще­ние его сын Тивур­тий и все домо­чад­цы. Коли­че­ство ново­про­све­щен­ных воз­рос­ло до 1400 человек.

Свя­щен­ник Поли­карп был послан для утвер­жде­ния ново­об­ра­щен­ных в вере и совер­ше­ния таинств.

Мно­гие из ново­об­ра­щен­ных были пре­да­ны муче­ни­ям и казнены.

Свя­то­го Сева­сти­а­на допра­ши­вал лич­но импе­ра­тор Дио­кли­ти­ан и, убе­див­шись в непо­ко­ле­би­мо­сти свя­то­го муче­ни­ка, при­ка­зал отве­сти его за город, при­вя­зать к дере­ву и прон­зить стрелами.

Жена санов­ни­ка Касту­ла, Ири­на, при­шла ночью, что­бы похо­ро­нить свя­то­го Сева­сти­а­на, но нашла его живым и при­нес­ла в свой дом. Свя­той Сева­сти­ан вско­ре изле­чил­ся от ран. Хри­сти­ане уго­ва­ри­ва­ли его уда­лить­ся из Рима, но он отказался.

Подой­дя к язы­че­ско­му хра­му, свя­той уви­дел направ­ляв­ших­ся туда импе­ра­то­ров и пуб­лич­но обли­чил их в нече­стии. Дио­кли­ти­ан при­ка­зал отве­сти свя­то­го муче­ни­ка на иппо­дром и каз­нить. Свя­то­го Сева­сти­а­на уби­ли, а тело его бро­си­ли в мусор­ный ров. Свя­той муче­ник в сон­ном виде­нии явил­ся хри­сти­ан­ке Лукине и пове­лел ей взять тело и похо­ро­нить в ката­ком­бах. Бла­го­че­сти­вая хри­сти­ан­ка с честью похо­ро­ни­ла тело святого.

Тро­парь, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди, /​во страда́ниих свои́х вен­цы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего, /​иму́ще бо кре́пость Твою́, /​мучи́телей низложи́ша, /​сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости, /​тех моли́твами /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2

Свети́льницы све́тлии я́вльшеся, /​Боже́ственнии му́ченицы, /​тварь всю све́тлостию чуде́с озаря́ете, /​неду́ги разреша́юще, /​и глубо́кую тьму все­гда́ отгоня́юще, /​/​Хри­сту́ Бо́гу моля́щеся непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​страстоте́рпцы святи́и, /​и чтим честна́я страда́ния ва́ша, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́ли есте́.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Моде­ста, архи­еп. Иеру­са­лим­ско­го (633 – 634). Прп. Сева­сти­а­на Сохот­ско­го, Поше­хон­ско­го (ок. 1500). Прав. Симео­на Вер­хо­тур­ско­го (про­слав­ле­ние, 1694). Сщмч. Фад­дея, архи­еп. Твер­ско­го и Кашин­ско­го (1937). Прп. Фло­ра, еп. Амий­ско­го (VII). При­сп. Миха­и­ла Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (ок. 845). Прп. Дани­и­ла Пустын­ни­ка (XV; румын.). Сщмч. Вик­то­ра Мат­ве­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая, архи­еп. Вели­ко­устюж­ско­го (1937). Сщмч. Илии Бене­ман­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Мирон­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Пре­об­ра­жен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Кобра­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Сер­гия Аста­хо­ва диак. (1942) Мц. Веры Трукс (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму