31 декаб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Фад­дей, архи­епи­скоп Твер­ской и Кашинский
Свя­щен­но­му­че­ник Фад­дей (в миру Иван Васи­лье­вич Успен­ский) родил­ся в 1872 г. в семье сель­ско­го свя­щен­ни­ка Ниже­го­род­ской епар­хии. После окон­ча­ния Ниже­го­род­ской Духов­ной семи­на­рии и Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мии при­нял в 1897 г. мона­ше­ство и руко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. В…

Свя­щен­но­му­че­ник Фад­дей (в миру Иван Васи­лье­вич Успен­ский) родил­ся в 1872 г. в семье сель­ско­го свя­щен­ни­ка Ниже­го­род­ской епар­хии. После окон­ча­ния Ниже­го­род­ской Духов­ной семи­на­рии и Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мии при­нял в 1897 г. мона­ше­ство и руко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. В 1902 г. был назна­чен инспек­то­ром, а затем — с воз­ве­де­ни­ем в сан архи­манд­ри­та — рек­то­ром Оло­нец­кой Духов­ной семинарии.В это вре­мя он под­го­тав­ли­ва­ет к изда­нию свои бого­слов­ские сочи­не­ния «Един­ство кни­ги про­ро­ка Исайи» и «Иего­ва», напи­сан­ные в тра­ди­ци­ях пра­во­слав­ной биб­ле­и­сти­ки; за уче­ные тру­ды ему была при­суж­де­на сте­пень док­то­ра богословия.

В 1908 г. архи­манд­рит Фад­дей был хиро­то­ни­сан во епи­ско­па Вла­ди­ми­ро-Волын­ско­го. Став архи­ере­ем, он не изме­нил сво­е­му мона­ше­ско­му аске­ти­че­ско­му пра­ви­лу — по-преж­не­му мно­го молил­ся и постил­ся. Паства уви­де­ла в сво­ем новом архи­пас­ты­ре чело­ве­ка свя­той жиз­ни, обра­зец кро­то­сти, сми­ре­ния и чистоты.

В пер­вые, тяже­лей­шие меся­цы рос­сий­ской сму­ты он духов­но окорм­лял и под­дер­жи­вал свою паст­ву; в лице вла­ды­ки Фад­дея пра­во­слав­ные полу­чи­ли бес­страш­но­го заступ­ни­ка. В нача­ле 1922 г. епи­скоп Фад­дей был аре­сто­ван и высе­лен за пре­де­лы Волын­ской губер­нии. Вско­ре был осво­бож­ден из тюрь­мы и, при­е­хав в Моск­ву, встре­тил­ся здесь с Пат­ри­ар­хом Тихо­ном. После был новый арест — и сно­ва ссыл­ка, по воз­вра­ще­нии из кото­рой вла­ды­ка Фад­дей был назна­чен в сане архи­епи­ско­па на Аст­ра­хан­скую кафедру.

При­е­хал архи­епи­скоп Фад­дей в Аст­ра­хань в раз­гар обнов­лен­че­ско­го дви­же­ния, когда у пра­во­слав­ных оста­лось в горо­де все­го 10 церк­вей. Во вре­мя сво­е­го прав­ле­ния вла­ды­ка не высту­пал про­тив обнов­лен­че­ства пуб­лич­но, но обли­чал их при­ме­ром сво­ей жиз­ни. Нрав­ствен­ное вли­я­ние архи­епи­ско­па на веру­ю­щих было огром­ным — в их домаш­них ико­но­ста­сах рядом с ико­на­ми сто­я­ли фото­гра­фии архи­пас­ты­ря. Вла­ды­ка Фад­дей вел жизнь насто­я­ще­го бес­среб­ре­ни­ка, был прост и открыт в обще­нии, в сво­бод­ное вре­мя при­ни­мал посе­ти­те­лей, утром и вече­ром совер­шал устав­ные богослужения.

В октяб­ре 1926 г. был аре­сто­ван Пат­ри­ар­ший Место­блю­сти­тель мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский), в пра­ва Место­блю­сти­те­ля всту­пил архи­епи­скоп Ростов­ский Иосиф (Пет­ро­вых), назна­чив­ший архи­епи­ско­па Фад­дея одним из сво­их заме­сти­те­лей. И когда после аре­ста архи­епи­ско­па Иоси­фа место Пат­ри­ар­ше­го Место­блю­сти­те­ля ока­за­лось сво­бод­ным, вла­ды­ка Фад­дей (в сере­дине декаб­ря 1926 г.) выехал в Моск­ву, что­бы при­сту­пить к выпол­не­нию воз­ло­жен­ных на него обя­зан­но­стей по управ­ле­нию Церковью.

Одна­ко до Моск­вы он не дое­хал, так как был задер­жан вла­стя­ми в Сара­то­ве и затем отправ­лен в Куз­нецк. Там он нахо­дил­ся до мар­та 1928 г., а затем осво­бож­ден­ный из заклю­че­ния мит­ро­по­лит Сер­гий назна­чил его на Сара­тов­скую кафед­ру. Но уже в нояб­ре вла­ды­ка Фад­дей был пере­ве­ден в Тверь. И в Тве­ри, ведя жизнь молит­вен­ни­ка и аске­та, он про­дол­жал свое подвиж­ни­че­ское слу­же­ние, не отка­зы­вая в помо­щи страж­ду­щим и боля­щим, духов­но настав­ляя всех к нему при­хо­дя­щих. В 1936 г., когда гоне­ния на пра­во­слав­ных уси­ли­лись, вла­сти лиши­ли архи­епи­ско­па Фад­дея воз­мож­но­сти слу­жить, а в кон­це года он был уво­лен на покой.

20 декаб­ря 1937 г. архи­епи­скоп Фад­дей сно­ва был аре­сто­ван. Десять дней нахо­дил­ся он под аре­стом, муже­ствен­но пре­тер­пе­вая нрав­ствен­ные и физи­че­ские страдания.

31 декаб­ря вла­ды­ка Фад­дей был расстрелян.

Он ото­шел ко Гос­по­ду как испо­вед­ник пра­во­сла­вия и муче­ник за Хри­ста. Память о нем и поныне хра­нит­ся не толь­ко сре­ди веру­ю­щих раз­ных епар­хий, где он совер­шал архи­ерей­ское слу­же­ние, но и сре­ди пра­во­слав­ных, кото­рые узна­ли о пра­вед­ной жиз­ни архи­епи­ско­па Фад­дея из вос­по­ми­на­ний его современников.

26 октяб­ря 1993 г., в празд­ник Ивер­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри, были обре­те­ны чест­ные мощи свя­щен­но­му­че­ни­ка Фад­дея, кото­рые нахо­дят­ся ныне в Воз­не­сен­ском собо­ре горо­да Твери.

В фев­ра­ле 1997 г. в Москве на Архи­ерей­ском Собо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви свя­щен­но­му­че­ник архи­епи­скоп Фад­дей при­чис­лен к лику святых.

Тро­парь, глас 1

Хва­ла́ Бо́­гу и же́рт­ва жива́я/​жити­е́ тво­е́, свя­щен­но­му́­че­ни­че Фад­де́е, яви́­ся. /​Посто́м, бде́­ни­ем и моли́т­вою Небе́с­ная даро­ва́­ния при­и́м, /​мно́­гим до́брый помо́щ­ник и уте́­ши­тель бысть. /​Па́­стыр­скою му́д­ро­стию и ти́­хо­стию нра́­ва укра­ше́н, /​лука́в­ства вра­го́в Хри­сто́­вых пре­по­бе­ди́л еси́. /​Сла́­ва Да́в­ше­му тебе́ во стра­да́­ни­их кре́­пость, /​сла́­ва, я́ко му́­че­ни­ка, Вен­ча́в­ше­му тя, /​/​сла́­ва Де́й­ству­ю­ще­му тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак, глас 4

Ду́­ха небо­я́з­ни, си́­лы, люб­ве́ и упо­ва́­ния /​даде́ Пас­ты­ре­на­ча́ль­ник ти, свя­ти́­те­лю Фад­де́е, /​во стра­да́­нии бо тво­е́м бла­го­да­ре́­ние Бо́­гу воз­да­ва́л еси́ /​и в гоне́­ни­их стра́ж­ду­щия уте­ша́л еси́, гла­го́­ля: /​/​не уны­ва́й­те, Хри­сто́с бо с на́­ми есть.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­щен­но­ис­по­ве́д­ни­че Фад­де́е, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́: /​ты бо мо́­ли­ши за нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­щен­но­му­че­ни­ку Фад­дею, архи­епи­ско­пу Твер­ско­му и Кашинскому

О пре­сла́в­ный и доб­ро­по­бе́д­ный свя­щен­но­ис­по­ве́д­ни­че Хри­сто́в Фад­де́е, па́­сты­рю до́брый, Це́ркве Ру́с­ския укра­ше́­ние, зем­ли́ на́­шея до́брое про­зя­бе́­ние, сро́д­ни­ков тво­и́х похва­ло́ и о́бра­зе! Ты не убо­я́в­ся мучи́­те­ле­ва пре­ще́­ния, ве́­ру Пра­во­сла́в­ную небо­я́з­нен­но испо­ве́­дал еси́, и боле́з­ни и стра­да́­ния с любо́вию ко Хри­сту́ пре­тер­пе­́в, вра­та́­ми пра́в­ды в Небе́с­ное Ца́р­ство вшел еси́. Те́м­же мо́­лим тя: воз­не­си́ ны́не те́­п­лую моли́тву тво­ю́ ко Го́с­по­ду о Оте́­че­стве на́­шем, да утвер­ди́т его́ в ве́­ре Пра­во­сла́в­ней до скон­ча́­ния ве́ка, нас же, чту́­щих па́­мять тво­ю́, да укре­пи́т спа­си́­тель­ныя за́­по­ве­ди Его́ соблю­да́ти: да изба́в­ль­ше­ся от гре­ха́ и ве́ч­ныя му́ки, вку́­пе с тобо́ю спо­до́­бим­ся вос­пе­ва́ти досто­по­кло­ня́е­мое и́мя Отца́, и Сы́­на, и Свя­та́­го Ду́­ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. Сева­сти­а­на и дру­жи­ны его: Нико­стра­та каз­но­хра­ни­те­ля, жены его Зои, Касто­рия, Тран­квил­ли­на пре­св. и сынов его Мар­кел­ли­на и Мар­ка, диа­ко­нов, Клав­дия, началь­ни­ка над тюрь­ма­ми, сына его Сим­фо­ри­а­на, бра­та Вик­то­ри­на, Тивур­тия и Касту­ла (ок. 287). Свт. Моде­ста, архи­еп. Иеру­са­лим­ско­го (633 – 634). Прп. Сева­сти­а­на Сохот­ско­го, Поше­хон­ско­го (ок. 1500). Прав. Симео­на Вер­хо­тур­ско­го (про­слав­ле­ние, 1694). Прп. Фло­ра, еп. Амий­ско­го (VII). При­сп. Миха­и­ла Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (ок. 845). Прп. Дани­и­ла Пустын­ни­ка (XV; румын.). Сщмч. Вик­то­ра Мат­ве­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая, архи­еп. Вели­ко­устюж­ско­го (1937). Сщмч. Илии Бене­ман­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Мирон­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Пре­об­ра­жен­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Кобра­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Сер­гия Аста­хо­ва диак. (1942) Мц. Веры Трукс (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму