31 авгу­ста. Пре­по­доб­ный Иоанн Рыльский
Пре­по­доб­ный Иоанн Рыль­ский – вели­кий духо­нос­ный подвиж­ник Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и Небес­ный покро­ви­тель бол­гар­ско­го наро­да, родил­ся в 876 г. в селе Скри­но Сре­дец­кой обла­сти (древ­ний Сре­дец – ныне София). Раз­дав иму­ще­ство, маль­чик ушел из род­но­го села. Где…

Пре­по­доб­ный Иоанн Рыль­ский – вели­кий духо­нос­ный подвиж­ник Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и Небес­ный покро­ви­тель бол­гар­ско­го наро­да, родил­ся в 876 г. в селе Скри­но Сре­дец­кой обла­сти (древ­ний Сре­дец – ныне София).

Раз­дав иму­ще­ство, маль­чик ушел из род­но­го села. Где и когда свя­той при­нял ино­че­ский постриг, оста­лось неиз­вест­ным. Пер­во­на­чаль­но он под­ви­зал­ся на высо­кой и голой горе, пита­ясь лишь дики­ми рас­те­ни­я­ми. Хижи­на его была из хво­ро­ста. Спу­стя недол­гое вре­мя раз­бой­ни­ки напа­ли на него ночью и, избив, про­гна­ли отту­да. Тогда он нашел глу­бо­кую пеще­ру и посе­лил­ся в ней. Там же вско­ре посе­лил­ся и его пле­мян­ник свя­той Лука.

Две­на­дцать лет про­вел пре­по­доб­ный в дикой пеще­ре, а затем пере­шел в Рыль­скую пусты­ню и посе­лил­ся в дуп­ле дере­ва. Он мно­го постил­ся, молил­ся и посто­ян­но пла­кал; питал­ся толь­ко тра­вой. Видя такое тер­пе­ние, Бог про­из­рас­тил пре­по­доб­но­му бобы, кото­ры­ми он питал­ся дол­гое вре­мя. Избе­гая извест­но­сти, подвиж­ник ушел из люби­мо­го дуп­ла и посе­лил­ся на высо­кой и труд­но­до­ступ­ной ска­ле, где 7 лет про­вел под откры­тым небом.

Слух о вели­ком пустын­ни­ке дошел до бол­гар­ско­го царя Пет­ра (927 – 969), кото­рый желал видеть­ся с ним; но пре­по­доб­ный Иоанн, напи­сав пись­мо, откло­нил сви­да­ние по сми­ре­нию. Поз­же пустын­ник при­нял под свое окорм­ле­ние ино­ков, кото­рые устро­и­ли мона­стырь с хра­мом в пеще­ре, где преж­де жил пре­по­доб­ный Иоанн.

Он муд­ро пас свое ста­до и скон­чал­ся 18 авгу­ста 946 года на 70‑м году жиз­ни. За 5 лет до кон­чи­ны он напи­сал сво­ей рукой “Завет к уче­ни­кам”, одно из луч­ших тво­ре­ний ста­ро­бо­лгар­ской пись­мен­но­сти. Свя­тая жизнь подвиж­ни­ка и зна­ме­ния мило­сти Божи­ей по его молит­вам были самой луч­шей про­по­ве­дью хри­сти­ан­ской веры в ново­кре­ще­ной Бол­гар­ской земле.

В тре­вож­ное вре­мя борь­бы Бол­га­рии с Визан­ти­ей, при запад­но­бо­лгар­ском царе Саму­и­ле (976‑1014), пре­по­доб­ный Иоанн Рыль­ский явил­ся уче­ни­кам, пове­ле­вая пере­не­сти его мощи в Сре­дец (Софию), куда скрыл­ся Пат­ри­арх Бол­гар­ский Дами­ан (927 – 972).

Пред­по­ла­га­ют, что пере­не­се­ние мощей было в 980 г. Немно­го позд­нее пра­вая рука пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го была пере­не­се­на на Русь (пред­по­ло­жи­тель­но в город Рыльск, в кото­ром была постро­е­на цер­ковь во имя пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го с при­де­лом, посвя­щен­ным муче­ни­кам Фло­ру и Лав­ру, в день памя­ти кото­рых – 18 авгу­ста, он скончался).

Имя пре­по­доб­но­го Иоан­на с глу­бо­кой древ­но­сти было извест­но и люби­мо рус­ски­ми людь­ми. Имен­но в рус­ских источ­ни­ках сохра­ни­лась дата кон­чи­ны пре­по­доб­но­го. В 1183 году вен­гер­ский король Бел­ла II (1174 – 1196) во вре­мя похо­да на гре­ков взял вме­сте с дру­ги­ми дра­го­цен­но­стя­ми Сред­ца ков­чег с моща­ми пре­по­доб­но­го Иоан­на и пере­нес в г. Остергом.

В 1187 году, укра­сив ков­чег, он ото­слал свя­тые мощи назад с вели­кой честью. 19 октяб­ря 1238 года мощи пре­по­доб­но­го Иоан­на были тор­же­ствен­но пере­не­се­ны в новую сто­ли­цу – Тыр­но­во и поло­же­ны в хра­ме во имя святого.

1 июля 1469 г. свя­тые мощи пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го были воз­вра­ще­ны в Рыль­ский мона­стырь, где они почи­ва­ют до нынеш­не­го дня, пода­вая бла­го­дат­ную помощь всем верующим.

Тро­парь, глас 4

Те́­ло сми­ри́в поще́­ни­ем, /​ду́­шу же воз­вы­́­сив пе́­ни­ем, /​сосу́д яви́­ся избра́н Свя­то́­му Ду́­ху, /​Иоа́нне, о́т­че наш, /​в чисто­те́ се́рд­ца тво­е­го́, пре­по­до́бне, пожи́в. /​Тем, дерз­но­ве́­ние име́я ко Го́с­по­ду, /​/​моли́ спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

В моли́твах бо́д­рен­но не усы­па́я /​и в пе́­ни­их непре­ста́н­ных А́н­ге­лом подо́­бя­ся, /​в гроб вшел еси́, тле́н­ную жизнь оста́вив, /​и к Небе­си́ пре­ше́л еси́/​на нетле́­ние, Иоа́нне о́т­че, /​от сме́р­ти бо к живо­ту́ ве́ч­но­му /​/​тя пре­се­ли́ Хри­сто́с Бог, я́ко Сво­е­го́ уго́дника.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Иоа́нне, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Иоан­ну Рыльскому

Зем­на́я звез­до́ чуде́с­ная, я́же от пре­де́л Сре́д­ца гра́­да воз­си­я́в­шая, и све́щ­ни­че живы­́й, и́же всю зе́м­лю Бо́л­гар­скую све́том пра́в­ды Бо́­жия оси­я­ва́яй, пре­ди́в­ный в по́ст­ни­цех уго́д­ни­че Бо́­жий, о́т­че Иоа́нне, пре­по­до́б­ных у́бо ра́­до­ва­ние, Це́ркве Бо́л­гар­ския укра­ше́­ние, ве́­ры Пра­во­сла́в­ныя кре́п­кое утвер­жде́­ние, ско́рый помо́щ­ни­че к тебе́ с ве́рою и любо́вию при­те­ка́­ю­щим и вели́кий пред Го́с­по­дем о всех нас пред­ста́­те­лю! При­и­ми́, преб­ла­же́нне, моле́­ния на́­ша и умо­ли́ Хри­ста́ Бо́­га на́­ше­го, я́ко да вси, тобо́ю неви́­ди­мо охра­ня́е­ми и сою́­зом бра́т­ския люб­ве́ свя­зу́е­ми, лю́­дие сло­ве́н­стии в ми́­ре пре­бы­ва́­ют и бла­го­че́­стии, и да изба́вит их Гос­по́дь от враг ви́­ди­мых и неви́­ди­мых, от наше́ствия ино­пле­ме́н­ник, от неду́­га и гла́­да, от вся́кия ско́р­би и вся́ка­го зла. Пред­сто­я́­щим же зде и моля́­щим­ся пред чест­но́ю ра́кою моще́й тво­и́х испро­си́, пре­по­до́бне, у Го́с­по­да на́­ше­го Иису́­са Хри­ста́ вся, я́же ко спа­се́­нию про­ше́­ния, да вси с тобо́ю непре­ста́н­но про­слав­ля́ем все­свя­то́е и́мя Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, ны́не, и при­́с­но, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Попраздн­ство Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Мчч. Фло­ра и Лав­ра (II). Мчч. Е́р­ма, Сера­пи­о­на и Поли­е́­на Рим­ских (II). Сщмч. Еми­ли­а­на епи­ско­па и с ним Ила­ри­о­на, Дио­ни­сия и Ерми́п­па (ок. 300). Свтт. Иоан­на (674) и Геор­гия (683), пат­ри­ар­хов Кон­стан­ти­но­поль­ских. Прп. Мака­рия, игу­ме­на Пели­кит­ско­го (ок. 830). Сщмч. Гри­го­рия Брон­ни­ко­ва пре­сви­те­ра и мчч. Евге­ния Дмит­ре­ва и Миха­и­ла Ере­год­ско­го (1937). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой «Все­ца­ри­ца».

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму