30 янва­ря. Пре­по­доб­ный Анто­ний Великий
Пре­по­доб­ный Анто­ний, вели­чай­ший подвиж­ник, осно­ва­тель пустын­но­жи­тель­ства и отец мона­ше­ства, полу­чив­ший от Свя­той Церк­ви наиме­но­ва­ние Вели­кий, родил­ся в Егип­те, в селе­нии Кома, близ Фива­ид­ской пусты­ни, в 251 году. Роди­те­ля­ми его были бла­го­че­сти­вые хри­сти­ане знат­но­го происхождения. Услы­шав в…

Пре­по­доб­ный Анто­ний, вели­чай­ший подвиж­ник, осно­ва­тель пустын­но­жи­тель­ства и отец мона­ше­ства, полу­чив­ший от Свя­той Церк­ви наиме­но­ва­ние Вели­кий, родил­ся в Егип­те, в селе­нии Кома, близ Фива­ид­ской пусты­ни, в 251 году. Роди­те­ля­ми его были бла­го­че­сти­вые хри­сти­ане знат­но­го происхождения.

Услы­шав в церк­ви Еван­гель­ские сло­ва Хри­ста, обра­щен­ные к бога­то­му юно­ше: “Если хочешь быть совер­шен­ным, пой­ди, про­дай име­ние твое и раз­дай нищим; и будешь иметь сокро­ви­ще на небе­сах; и при­хо­ди и сле­дуй за Мною” (Мф. 19, 21), Анто­ний вос­при­нял их как ска­зан­ные лич­но ему. Он про­дал име­ние, остав­ше­е­ся ему после смер­ти роди­те­лей, роз­дал день­ги нищим, оста­вил сест­ру на попе­че­нии бла­го­че­сти­вых дев­ствен­ниц в мона­сты­ре, поки­нул роди­тель­ский дом и, посе­лив­шись неда­ле­ко от сво­е­го селе­ния в бед­ной хижине, начал подвиж­ни­че­скую жизнь.

В этот пери­од жиз­ни пре­по­доб­ный Анто­ний под­верг­ся тяж­ким иску­ше­ни­ям от диа­во­ла. Враг рода чело­ве­че­ско­го сму­щал моло­до­го подвиж­ни­ка помыс­ла­ми, сомне­ни­я­ми в избран­ном пути, тос­кой по сест­ре, пытал­ся скло­нить Анто­ния к плот­ско­му гре­ху, но пре­по­доб­ный хра­нил твер­дую веру, непре­стан­но тво­рил молит­ву и уси­лил подвиги.

Твер­дость свя­то­го Анто­ния была силь­нее ухищ­ре­ний вра­га. При­няв вид диких зве­рей, бесы вновь пыта­лись при­ну­дить свя­то­го поки­нуть избран­ное им место, но он опять ото­гнал их силой Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста. Гос­подь под­кре­пил силы Сво­е­го угод­ни­ка: в раз­гар борь­бы с тем­ны­ми сила­ми пре­по­доб­ный уви­дел спус­кав­ший­ся к нему с неба свет­лый луч и вос­клик­нул: “Где был Ты, мило­серд­ный Иису­се? Поче­му с само­го нача­ла не явил­ся исце­лить мои раны?” Гос­подь отве­тил: “Анто­ний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое муже­ство; теперь же, после того, как ты твер­до выдер­жал борь­бу, Я буду все­гда помо­гать тебе и про­слав­лю тебя во всем мире”. После это­го явле­ния пре­по­доб­ный Анто­ний встал исце­лен­ный от ран и гото­вый к новым подви­гам. В это вре­мя ему было 35 лет.

При­об­ре­тя духов­ный опыт в борь­бе с диа­во­лом, пре­по­доб­ный заду­мал уйти в глубь Фива­ид­ской пусты­ни и в пол­ном уеди­не­нии слу­жить Гос­по­ду тру­дом и молит­вой, и пре­по­доб­ный Анто­ний ушел в пусты­ню один.

В пол­ном уеди­не­нии и непре­стан­ной борь­бе с беса­ми пре­по­доб­ный Анто­ний про­жил 20 лет и обрел, нако­нец, спо­кой­ствие духа и мир в помыслах.

В 311 году Цер­ковь постиг­ло испы­та­ние – жесто­кое гоне­ние на хри­сти­ан, воз­двиг­ну­тое импе­ра­то­ром Мак­си­ми­ном. Желая постра­дать вме­сте со свя­ты­ми муче­ни­ка­ми, пре­по­доб­ный Анто­ний поки­нул пусты­ню и при­шел в Алек­сан­дрию. Он откры­то слу­жил муче­ни­кам в их зато­че­нии, при­сут­ство­вал на суде и допро­сах, но мучи­те­ли к нему даже не при­кос­ну­лись! Гос­по­ду угод­но было сохра­нить его на поль­зу христианам.

85 лет сво­ей жиз­ни про­вел пре­по­доб­ный Анто­ний в пустын­ном уединении

Пре­по­доб­ный Анто­ний мир­но скон­чал­ся в 356 году, в воз­расте 105 лет, и погре­бен сво­и­ми уче­ни­ка­ми в про­слав­лен­ной им пустыне в сокро­вен­ном месте.

В 544 году мощи пре­по­доб­но­го Анто­ния Вели­ко­го были пере­не­се­ны из пусты­ни в Алек­сан­дрию, а затем, по заво­е­ва­нии Егип­та сара­ци­на­ми в VII веке, в Кон­стан­ти­но­поль. Из Кон­стан­ти­но­по­ля в Х‑ХI вв. свя­тые мощи пере­не­се­ны в епар­хи­аль­ный округ Вьен­ский, а в ХV веке – в Арис (Фран­ция), в храм свя­то­го Иулиана.

Тро­парь, глас 4

Ревни́теля Илию́ нра́вы подра́жая, /​Крести́телю пра́выми стезя́ми после́дуя, /​о́тче Анто́ние, /​пусты́ни был еси жи́тель, /​и вселе́нную утверди́л еси́ моли́твами твои́ми. /​Те́мже моли́ Хри­ста́ Бо́га, /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Жите́йския мол­вы́ отри́нув, /​безмо́лвно житие́ сконча́л еси́, /​Крести́теля подража́яй вся́ким о́бразом преподо́бнейший, /​с ним у́бо тя почита́ем, /​/​отце́в нача́льниче Анто́ние.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Анто́ние, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче Ангелов.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Блгв. Феодо́сия I Вели­ко­го, импе­ра­то­ра (395). Прп. Анто­ния Дым­ско­го (ок. 1224). Прп. Гер­ма­на Зоси­мов­ско­го (1923). Прпп. Анто­ния Крас­но­холм­ско­го (1481), Анто­ния Ново­го (в Вер­рии Маке­дон­ской), Ахи­лы Испо­вед­ни­ка (V), Анто­ния Чер­но­е­зер­ско­го (XVI). Мч. Геор­гия Янин­ско­го (1838). Свя­тых Анто­ни­ны и Мар­ти­рия. Сщмчч. Вик­то­ра пре­сви­те­ра (1931) и Пав­ла пре­сви­те­ра (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму