30 янва­ря. Пре­по­доб­ный Анто­ний Дымский
Пре­по­доб­ный Анто­ний Дым­ский родил­ся в 1157 году в Нов­го­ро­де. Бого­бо­яз­нен­ные роди­те­ли с дет­ства научи­ли его пра­ви­лам хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. Свя­той Анто­ний избе­гал дет­ских игр, празд­но­сло­вия и сме­ха. Он еже­днев­но посе­щал храм Божий и неле­ност­но молил­ся, стоя вда­ли…

Пре­по­доб­ный Анто­ний Дым­ский родил­ся в 1157 году в Нов­го­ро­де. Бого­бо­яз­нен­ные роди­те­ли с дет­ства научи­ли его пра­ви­лам хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. Свя­той Анто­ний избе­гал дет­ских игр, празд­но­сло­вия и сме­ха. Он еже­днев­но посе­щал храм Божий и неле­ност­но молил­ся, стоя вда­ли от людей. Одна­жды во вре­мя служ­бы ему осо­бен­но запа­ли в душу сло­ва Свя­то­го Еван­ге­лия: Аще кто хощет по мне идти, да отвер­жет­ся себе и воз­мет крест свой и по мне гря­дет (Мф.16:24). Раз­мыш­ляя о сло­вах Спа­си­те­ля, свя­той Анто­ний решил оста­вить роди­тель­ский дом и стать мона­хом. Он при­шел в Хутын­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мона­стырь, игу­мен кото­ро­го, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Хутын­ский († 1192; память 6/​19 нояб­ря), постриг его в монашество.

С того вре­ме­ни пре­по­доб­ный Анто­ний стал жить в совер­шен­ном послу­ша­нии сво­е­му стар­цу – пре­по­доб­но­му Вар­ла­а­му. С усер­ди­ем и сми­ре­ни­ем испол­нял он все послу­ша­ния, нико­гда не опус­кал келей­ных пра­вил и не про­пус­кал цер­ков­ных служб. Свя­той Анто­ний пер­вый при­хо­дил в храм и послед­ний ухо­дил из него.

По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Анто­ний по делам мона­сты­ря ездил в Кон­стан­ти­но­поль. Во вре­мя поезд­ки он посе­тил свя­тые места. Через пять лет пре­по­доб­ный вер­нул­ся в свою оби­тель. Его при­езд сов­пал со днем кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма (6 нояб­ря). На смерт­ном одре свя­той игу­мен бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Анто­ния быть вме­сто себя настав­ни­ком бра­тии и стро­и­те­лем монастыря.

Управ­ляя Хутын­ской оби­те­лью, пре­по­доб­ный Анто­ний во всем соблю­дал устав, остав­лен­ный пре­по­доб­ным Вар­ла­а­мом. Он достро­ил и бла­го­леп­но укра­сил храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. При­ме­ром сво­ей подвиж­ни­че­ской жиз­ни и крот­ким настав­ле­ни­ем пре­по­доб­ный Анто­ний настав­лял бра­тию в ино­че­ском делании.

Все­об­щая любовь и почи­та­ние тяго­ти­ли свя­то­го подвиж­ни­ка. Со сле­за­ми он молил Бога и Пре­чи­стую Бого­ро­ди­цу ука­зать ему место уеди­нен­ных подви­гов. В ско­ром вре­ме­ни пре­по­доб­ный Анто­ний оста­вил Хутын­скую оби­тель и уда­лил­ся в пустын­ное место в Дым­ских лесах, в 15-ти вер­стах от г. Тих­ви­на. Неда­ле­ко от неболь­шо­го озе­ра Дым­ско­го, сре­ди глу­хих лесов пре­по­доб­ный устро­ил себе сна­ча­ла малую кущу, а затем постро­ил неболь­шую кел­лию и выко­пал пеще­ру для жиз­ни зимой. Он с тер­пе­ни­ем пере­но­сил зной и холод, муже­ствен­но борол­ся с демон­ски­ми иску­ше­ни­я­ми. Пре­по­доб­ный Анто­ний вся­че­ски избе­гал покоя: днем он тру­дил­ся до изне­мо­же­ния пло­ти, ночью сто­ял на молитве.

Когда место подви­гов свя­то­го отшель­ни­ка ста­ло извест­но, к нему при­шли ино­ки, ищу­щие уеди­нен­ной жиз­ни под духов­ным руко­вод­ством опыт­но­го настав­ни­ка. Посте­пен­но Дым­ская пустынь засе­ли­лась бого­лю­би­вы­ми мона­ха­ми. Так воз­ник мона­стырь, игу­ме­ном кото­ро­го стал пре­по­доб­ный Анто­ний. Ино­ки постро­и­ли храм во имя пре­по­доб­но­го Анто­ния Вели­ко­го с при­де­ла­ми в честь Покро­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы и во имя свя­ти­те­ля Нико­лая Чудо­твор­ца. Тогда же были постро­е­ны кел­лии, а через неко­то­рое вре­мя – зим­ний (теп­лый) храм с тра­пез­ной во имя свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоанна.

Пре­по­доб­ный Анто­ний муд­ро управ­ляя бра­ти­ей Дым­ско­го мона­сты­ря до бла­жен­ной кон­чи­ны. Про­ви­дя день сво­ей смер­ти, он собрал ино­ков и бла­го­сло­вил их, затем при­ча­стил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Таин и мир­но скон­чал­ся. По пре­да­нию, это про­изо­шло 24 июня 1224 года. Тело пре­по­доб­но­го Анто­ния было погре­бе­но в устро­ен­ном им хра­ме, с левой сто­ро­ны. В 1330 году свя­тые мощи пре­по­доб­но­го Анто­ния были обре­те­ны нетленными.

В 1409 году во вре­мя оче­ред­но­го наше­ствия татар на Нов­го­род­ские зем­ли игу­мен Дым­ской оби­те­ли с бра­ти­ей, боясь над­ру­га­ния над свя­ты­ней, скрыл свя­тые мощи пре­по­доб­но­го Анто­ния под спудом.

Пре­по­доб­ный Анто­ний неиз­мен­но оста­вал­ся хра­ни­те­лем Дым­ской оби­те­ли. После разо­ре­ния шве­да­ми в 1611 году мона­стырь вос­стал из пеп­ла не без молит­вен­ной помо­щи пре­по­доб­но­го Анто­ния. В 1687 году (по дру­гим источ­ни­кам, в 1585 году) в мона­сты­ре два­жды воз­ни­кал пожар, и оба раза пре­по­доб­ный Анто­ний являл­ся в сон­ном виде­нии игу­ме­ну и пре­ду­пре­ждал его о пожа­ре, так что бра­тии уда­ва­лось вовре­мя пога­сить пламя.

Память пре­по­доб­но­го Анто­ния празд­но­ва­лась в оби­те­ли два­жды: 17 янва­ря – в день тезо­име­нит­ства (память пре­по­доб­но­го Анто­ния Вели­ко­го) и 24 июня – в день кон­чи­ны, когда совер­шал­ся крест­ный ход из мона­сты­ря на озе­ро Дымское.

В 1744 году над местом сокры­тия свя­тых мощей петер­бург­ским куп­цом Кали­ти­ным, исце­лен­ным пре­по­доб­ным Анто­ни­ем от про­дол­жи­тель­ной тяже­лой болез­ни, была устро­е­на дере­вян­ная золо­че­ная гроб­ни­ца. В мона­сты­ре сохра­ня­лась тяже­лая желез­ная шап­ка, кото­рую носил пре­по­доб­ный Анто­ний. Широ­кие поля шля­пы при­би­ты к тулье тол­сты­ми гвоз­дя­ми, кото­рые дави­ли подвиж­ни­ку голо­ву. Так через тер­пе­ние и телес­ные стра­да­ния пре­по­доб­ный Анто­ний очи­щал душу для жиз­ни веч­ной. Мно­гие боль­ные полу­ча­ли исце­ле­ния от воз­ло­же­ния на голо­ву этой шап­ки и от покло­не­ния гроб­ни­це над свя­ты­ми моща­ми пре­по­доб­но­го Анто­ния Дымского.

На ико­нах пре­по­доб­ный Анто­ний часто изоб­ра­жа­ет­ся дер­жа­щим в руке хар­тию со сло­ва­ми: Се уда­лих­ся, бегая, и водво­рих­ся в пусты­ни (Пс.54:8). Руко­пис­ное житие пре­по­доб­но­го Анто­ния состав­ле­но в XVII веке.

Тро­парь, глас 4

Доброде́телей ревни́телю, /​пусты́нный жи́тель, /​подви́жник ве́ры Хри­ста́ Бо́га на́шего, /​поще́нием и тру­ды́ умертви́вый плотска́я вожделе́ния, /​тезоимени́те вели́кому Анто́нию, /​его́же житию́ поревнова́л еси́ /​и во его́же и́мя Боже́ственный храм воздви́гл еси́, /​ку́пно с ним, преподо́бне Анто́ние, моли́ Спаси́теля всех, /​да и нас сотвори́т победи́тели плотски́х похоте́й /​и хра́мы Ду́ха Свята́го, /​/​по вели́цей Его́ ми́лости.

Кондак, глас 6

Све́рстник и подража́тель преподо́бному Варлаа́му, /​послуша́ние к нему́ и́стинное стяжа́в, /​досто́ин яви́лся еси́ ему́ прее́мник, /​упа́сши до вре́мене ста́до его́, /​доброде́телем же его поревнова́в, /​в ту́южде ме́ру во́зраста дости́гл еси́, /​безмо́лвие пусты́нное возлюби́в, /​и уго́ден Го́сподеви показа́лся еси́, /​первонача́льник быв пусты́ни при е́зере Ды́мском: /​тем ти вопие́м: /​с преподо́бным Варлаа́мом, о́тче Анто́ние, моли́ о нас Бо́га, /​да даст нам та́кожде угоди́ти Ему́, я́коже и ты, /​/​о́бразе послуша́ния и безмо́лвия ти́хий рачи́телю.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Анто́ние, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Анто­нию Дымскому

О па́стырю до́брый, учи́телю и наста́вниче наш, и святы́я оби́тели Ды́мския нача́льниче, преподо́бный о́тче Анто́ние! Мо́лим тя усе́рдно. Ты, я́ко име́я дерзнове́ние ко Влады́це Хри­сту́ и ко Пречи́стей Его́ Ма́тери, бу́ди о нас недосто́йных, и́же с ве́рою притека́ющих к тебе́, хода́тай и моли́твенник те́плый, заступа́я нас от вся́ких бед и напа́стей, да твои́ми моли́твами и предста́тельством пребу́дем невреди́ми от враго́в на́ших ви́димых и неви́димых. Моли́ милосе́рдие Его́, е́же спа­сти́ нас от прегреше́ний на́ших, и́миже весть судьба́ми. Моли́ бла́гость Его́, е́же ми́лостив подава́ти нам и все­му́ ми́ру потре́бная. Моли́ся Даю́щему всем мир: ниспосла́ти мир Це́рквам, собира́я расточе́нныя во еди́но, сохрани́ти стра­ну́ на́шу в ми́ре и тишине́ и вся́кому ве́рному в до́ме и на пути́ и повсю́ду дни бла́ги и безмяте́жны дарова́ти, умири́ти жизнь на́шу, поми́ловати нас, предстоя́щих зде и за благосло́вною вино́ю отше́дших оте́ц и бра́тий на́ших, и весь мир, и спа­сти́ ду́ши на́ша, да вы́ну сла́вим, хва́лим, пое́м и велича́ем пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Анто­ния Вели­ко­го (356). Блгв. Феодо́сия I Вели­ко­го, импе­ра­то­ра (395). Прп. Гер­ма­на Зоси­мов­ско­го (1923). Прпп. Анто­ния Крас­но­холм­ско­го (1481), Анто­ния Ново­го (в Вер­рии Маке­дон­ской), Ахи­лы Испо­вед­ни­ка (V), Анто­ния Чер­но­е­зер­ско­го (XVI). Мч. Геор­гия Янин­ско­го (1838). Свя­тых Анто­ни­ны и Мар­ти­рия. Сщмчч. Вик­то­ра пре­сви­те­ра (1931) и Пав­ла пре­сви­те­ра (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму