Святой пророк Осия жил около 734 года до Р.Х., в правление Иеровоама и его преемников – царей Израиля или Самарии. Осия был сыном Беерия, из колена Иссахарова. Как и другие пророки, он не только словами выражал народу послания Господа – вся его жизнь обнаруживала Промысл Божий. Господь повелел пророку жениться на блуднице. Эта женщина была ему неверна так же, как народ Израиля был неверен своему союзу с Богом, поклоняясь идолам. Пронизанными горечью словами пророчеств Осия выражает разочарование любви Господа и угрозы ужасных кар, которые ожидают неверный народ: вторжения чужеземцев и изгнания.
Но Господь наказывает, только чтобы спасти. Он слишком любит избранный Им народ и говорит: «Не сделаю по ярости гнева Моего» (Ос. 11: 9). Бог снова поведет Свой народ в пустыню, то есть в изгнание, как во времена исхода из Египта: «И Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее» (Ос. 2: 14), – чтобы в раскаянии и слезах жена вернулась навсегда к своему Божественному Супругу и наслаждалась бы вечно его миром, его нежностью и любовью. Тогда Бог скажет Церкви: «Ты – Мой народ», и она ответит: «Ты – мой Бог!» (см.: Ос. 2: 23). Это примирение с Богом будет достигнуто только с приходом Христа, Который, по свидетельству Осии, освободит людей от власти смерти. Тогда мы сможем воскликнуть в свете пасхального утра: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (см.: Ос. 13: 14; 1 Кор. 15: 55).
Исполнив порученное ему Богом служение, Осия почил в мире и был похоронен в земле предков. По преданию, пророк внешностью напоминал Иоакима, отца Матери Божией, и еще более был похож на Иосифа, Ее обручника.
Тропарь, глас 2
Проро́ка Твоего́ Оси́и па́мять, /Го́споди, пра́зднующе, /тем Тя мо́лим: //спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 2
Пра́выми стезя́ми после́дуя за́поведем Го́спода Твоего́, проро́че Оси́е, /испо́лнился Ду́ха Свята́го /и, прие́м дар проро́чествия, /провозгласи́л еси́ Изра́илю Христо́во, хотя́щее в после́дняя ле́та бы́ти, прише́ствие, /облича́я заблу́ждшия лю́ди от пути́ пра́ваго /и наставля́я на путь, веду́щий в Вы́шний Иерусали́м, /иде́же ны́не предстоя́, //моли́ся непреста́нно о всех нас.
Величание
Велича́ем тя, /проро́че Бо́жий Оси́е, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прмч. Андрея Критского (767). Прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского (перенес. мощей, 898). Иконы Божией Матери «Избавительница» (ок. 1889). Прп. Антония Леохновского, Новгородского (1611). Мчч. бесср. Космы и Дамиана Аравийских, и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Сщмч. Неофита Любимова пресв. (1918). Сщмч. Анатолия Ивановского пресв. (1918). Прмч. Иакинфа (Питателева) иером. (1918). Прмч. Каллиста (Опарина) иером. (1918). Сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского (1937). Иконы Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827).