30 октяб­ря. Ико­на Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мая “Преж­де Рож­де­ства и по Рож­де­стве Дева”
Ико­на была при­не­се­на в Нико­ло-Пеш­нош­ский мона­стырь извест­ным куп­цом мос­ков­ским куп­цом Алек­се­ем Гри­го­рье­ви­чем Мок­е­е­вым, когда тот в 1780 году решил посту­пить в чис­ло бра­тии. Ико­на явля­лась семей­ной релик­ви­ей Мок­е­е­ва. Пожерт­во­вав все свои сред­ства в мона­стыр­скую каз­ну, образ…

Ико­на была при­не­се­на в Нико­ло-Пеш­нош­ский мона­стырь извест­ным куп­цом мос­ков­ским куп­цом Алек­се­ем Гри­го­рье­ви­чем Мок­е­е­вым, когда тот в 1780 году решил посту­пить в чис­ло бра­тии. Ико­на явля­лась семей­ной релик­ви­ей Мок­е­е­ва. Пожерт­во­вав все свои сред­ства в мона­стыр­скую каз­ну, образ Божи­ей Мате­ри он оста­вил в сво­ей келье. После кон­чи­ны Алек­сея Гри­го­рье­ви­ча в 1792 году ико­на пере­шла в соб­ствен­ность оби­те­ли. Насто­я­тель, уви­дев, что образ напи­сан на хол­сте (а не на дос­ке) и не в пол­ном соот­вет­ствии с нор­ма­ми обще­при­ня­то­го кано­на, велел поста­вить ее за мона­стыр­ски­ми сте­на­ми, над две­рью, веду­щей в часов­ню пре­по­доб­но­го Мефо­дия Пешношского.

Про­слав­ле­ние свя­той ико­ны нача­лось в 1827 году, после того, как капи­тан сто­яв­ше­го близ оби­те­ли (в селе Рога­че­ве) егер­ско­го пехот­но­го пол­ка Пла­тон Оси­по­вич Шаба­шев, про­хо­дя ночью мимо часов­ни, уви­дел, что от ико­ны исхо­дил необык­но­вен­ный свет. В то вре­мя Шаба­шев под­верг­ся неспра­вед­ли­во­му обви­не­нию, послу­жив­ше­му при­чи­ной уда­ле­ния его от зани­ма­е­мой им долж­но­сти. Не най­дя спра­вед­ли­во­го отно­ше­ния к делу перед зем­ны­ми вла­сти­те­ля­ми, капи­тан решил обре­сти исти­ну у Небес­ной Вла­ды­чи­цы. С горя­чи­ми сле­за­ми он скло­нил­ся перед Её пре­чи­стым обра­зом в оби­те­ли. Через несколь­ко дней после это­го он услы­шал ночью голос Бого­ма­те­ри, явив­шей­ся к нему и ска­зав­шей: “Если хочешь изба­вить­ся от иску­ше­ния, то устрой на ико­ну сереб­ря­ную ризу.” Шаба­шев испол­нил пове­ле­ние Бого­ма­те­ри. Про­шло немно­го вре­ме­ни, и он был оправдан.

Бла­го­че­сти­вый Пла­тон рас­ска­зал о чуде­сах от ико­ны насто­я­те­лю мона­сты­ря, и тот пере­нес свя­той образ в оби­тель. Когда на чудо­твор­ную ико­ну хоте­ли надеть ризу, то ока­за­лось, что образ Пре­свя­той Девы, напи­сан­ный на полотне, натя­нут на дос­ку, где было скры­то изоб­ра­же­ние Бого­ро­ди­цы луч­ше­го письма.

Осо­бен­но мно­го­чис­лен­ны были чуде­са от этой ико­ны в 1848 году во вре­мя холе­ры, когда мно­гие моля­щи­е­ся пред ней полу­ча­ли исце­ле­ния. Оби­тель тогда убе­реглась от холе­ры, несмот­ря на то, что вра­та ее все­гда были откры­ты для всех, гости­ни­ца — запол­не­на, а мона­ше­ству­ю­щие ходи­ли крест­ны­ми хода­ми в ближ­ние селе­ния и совер­ша­ли тре­бы вме­сто забо­лев­ших или умер­ших при­ход­ских свя­щен­ни­ков. В том же году соста­ви­ли служ­бу и уста­но­ви­ли день празд­но­ва­ния иконе — 17 октяб­ря. С это­го года ико­на нахо­ди­лась за кли­ро­сом храма.

Ещё более образ про­сла­вил­ся в 1888 году, так-как день чудес­но­го спа­се­ния цар­ской семьи во вре­мя кру­ше­ния цар­ско­го поез­да был 17 октяб­ря — днём празд­ни­ка ико­ны. Вер­нув­шись в сто­ли­цу, импе­ра­тор Алек­сандр III пове­лел слу­жить бла­го­дар­ствен­ный моле­бен обра­зу Божи­ей Мате­ри “Преж­де Рож­де­ства и по Рож­де­стве Дева” во всех хра­мах Рос­сии. Для тех церк­вей, где такой образ отсут­ство­вал, сроч­но изго­то­ви­ли спис­ки с него.

В пред­ре­во­лю­ци­он­ный пери­од образ поме­ща­ет­ся в Покров­ском мона­стыр­ском хра­ме, близ мощей пре­по­доб­но­го Мефо­дия Пеш­нош­ско­го. После закры­тия Нико­ло-Пеш­нош­ско­го мона­сты­ря в 1920‑х годах пер­во­на­чаль­ный образ был утрачен.

В новей­шее вре­мя для воз­рож­дён­ной оби­те­ли масте­ра­ми Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры был создан новый спи­сок. Этот спи­сок был постав­лен в Николь­ском собо­ре мона­сты­ря и так­же про­сла­вил­ся чуде­са­ми. Так, в вос­кре­се­нье 17 мар­та 2019 года, в Неде­лю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия, во вре­мя Боже­ствен­ной литур­гии про­изо­шло обиль­ное миро­то­че­ние чти­мой иконы.

Тро­парь, глас 4

Я́ко пресве́тлая звез­да́, /​про­сия́ Боже́ственными чуде­сы́ /​святы́й о́браз Твой, Изба́вительнице, /​луча́ми благода́ти и милосе́рдия Тво­е­го́ /​озари́в в нощи́ скорбе́й су́щих. /​Пода́ждь у́бо и нам, Всеблага́я Де́во, /​избавле́ние от бед, /​исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, /​/​спасе́ние и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Гос­по­же́, /​бе́дствовавшии с ве́рою прите́кше, /​заступле́нием Твои́м изба́вишася от злых, /​но я́ко Ма́терь Хри­ста́ Бо́га, /​и нас сво­бо­ди́ от лю́тых обстоя́ний, /​вре́менных и ве́чных, да зове́м Ти: /​/​ра́дуйся, Изба́вительнице на́ша от всех бед.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​Богоизбра́нная Отрокови́це, /​и чтим о́браз Твой святы́й, /​и́мже то́чиши исцеле́ния /​/​всем с ве́рою притека́ющим.

Молит­ва пред ико­ной Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы “Преж­де Рож­де­ства и по Рож­де­стве Дева”

О Пре­свя­тая Гос­по­же Вла­ды­чи­це Бого­ро­ди­це! Выш­ши еси всех Ангел и Архан­гел и всея тва­ри чест­ней­ши: Помощ­ни­ца еси оби­ди­мых, нена­де­ю­щих­ся наде­я­ние, убо­гих заступ­ни­ца, печаль­ных уте­ше­ние, алчу­щих кор­ми­тель­ни­ца, нагих оде­я­ние, боль­ных исце­ле­ние, греш­ных спа­се­ние, хри­сти­ан всех помо­же­ние и заступ­ле­ние. О Все­ми­ло­сти­вая Гос­по­же, Дево Бого­ро­ди­це Вла­ды­чи­це! Мило­стию Тво­ею спа­си и поми­луй стра­ну нашу пра­во­слав­ную, прео­свя­щен­ныя мит­ро­по­ли­ты, архи­епи­ско­пы и епи­ско­пы, и весь свя­щен­ни­че­ский и ино­че­ский чин, вое­на­чаль­ни­ки, гра­до­на­чаль­ни­ки и хри­сто­лю­би­вое воин­ство, и доб­ро­хо­ты, и вся пра­во­слав­ныя хри­сти­а­ны ризою Тво­ею чест­ною защи­ти: и умо­ли, Гос­по­же, из Тебе без Семене вопло­тив­ша­го­ся Хри­ста Бога наше­го, да пре­по­я­шет нас силою Сво­ею свы­ше на неви­ди­мыя и види­мыя вра­ги наша. О Все­ми­ло­сти­вая Гос­по­же Вла­ды­чи­це Бого­ро­ди­це! Воз­двиг­ни нас из глу­би­ны гре­хов­ныя, и изба­ви нас от гла­да, губи­тель­ства, от тру­са и пото­па, от огня и меча, от нахож­де­ния ино­пле­мен­ных и меж­до­усоб­ныя бра­ни, и от вне­зап­ныя смер­ти, и от напа­де­ния вра­жия, и от тле­твор­ных ветр, и от смер­то­нос­ный язвы, и от вся­ка­го зла. Подаждь, Гос­по­же, мир и здра­вие рабом Тво­им, всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­ном, и про­све­ти им ум и очи сер­деч­ныя, еже ко спа­се­нию: и спо­до­би ны, греш­ныя рабы Твоя, Цар­ствия Сына Тво­е­го, Хри­ста Бога наше­го, яко дер­жа­ва его бла­го­сло­ве­на и пре­п­ро­слав­ле­на, со Без­на­чаль­ным его Отцем, и Пре­свя­тым и Бла­гим и Живо­тво­ря­щим его Духом, ныне и пис­но и во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прор. Осии (820 г. до Р. Х.). Прмч. Андрея Крит­ско­го (767). Прав. Лаза­ря Чет­ве­ро­днев­но­го, еп. Китий­ско­го (пере­нес. мощей, 898). Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Изба­ви­тель­ни­ца» (ок. 1889). Прп. Анто­ния Леох­нов­ско­го, Нов­го­род­ско­го (1611). Мчч. бесср. Кос­мы и Дами­а­на Ара­вий­ских, и бра­тий их мчч. Леон­тия, Анфи­ма и Евтро­пия (287 или 303). Сщмч. Нео­фи­та Люби­мо­ва пре­св. (1918). Сщмч. Ана­то­лия Ива­нов­ско­го пре­св. (1918). Прмч. Иак­ин­фа (Пита­те­ле­ва) иером. (1918). Прмч. Кал­ли­ста (Опа­ри­на) иером. (1918). Сщмч. Алек­сандра, архи­еп. Семи­па­ла­тин­ско­го (1937).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму