Икона была принесена в Николо-Пешношский монастырь известным купцом московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым, когда тот в 1780 году решил поступить в число братии. Икона являлась семейной реликвией Мокеева. Пожертвовав все свои средства в монастырскую казну, образ Божией Матери он оставил в своей келье. После кончины Алексея Григорьевича в 1792 году икона перешла в собственность обители. Настоятель, увидев, что образ написан на холсте (а не на доске) и не в полном соответствии с нормами общепринятого канона, велел поставить ее за монастырскими стенами, над дверью, ведущей в часовню преподобного Мефодия Пешношского.
Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан стоявшего близ обители (в селе Рогачеве) егерского пехотного полка Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы исходил необыкновенный свет. В то время Шабашев подвергся несправедливому обвинению, послужившему причиной удаления его от занимаемой им должности. Не найдя справедливого отношения к делу перед земными властителями, капитан решил обрести истину у Небесной Владычицы. С горячими слезами он склонился перед Её пречистым образом в обители. Через несколько дней после этого он услышал ночью голос Богоматери, явившейся к нему и сказавшей: “Если хочешь избавиться от искушения, то устрой на икону серебряную ризу.” Шабашев исполнил повеление Богоматери. Прошло немного времени, и он был оправдан.
Благочестивый Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма.
Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления. Обитель тогда убереглась от холеры, несмотря на то, что врата ее всегда были открыты для всех, гостиница — заполнена, а монашествующие ходили крестными ходами в ближние селения и совершали требы вместо заболевших или умерших приходских священников. В том же году составили службу и установили день празднования иконе — 17 октября. С этого года икона находилась за клиросом храма.
Ещё более образ прославился в 1888 году, так-как день чудесного спасения царской семьи во время крушения царского поезда был 17 октября — днём праздника иконы. Вернувшись в столицу, император Александр III повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери “Прежде Рождества и по Рождестве Дева” во всех храмах России. Для тех церквей, где такой образ отсутствовал, срочно изготовили списки с него.
В предреволюционный период образ помещается в Покровском монастырском храме, близ мощей преподобного Мефодия Пешношского. После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1920‑х годах первоначальный образ был утрачен.
В новейшее время для возрождённой обители мастерами Троице-Сергиевой Лавры был создан новый список. Этот список был поставлен в Никольском соборе монастыря и также прославился чудесами. Так, в воскресенье 17 марта 2019 года, в Неделю Торжества Православия, во время Божественной литургии произошло обильное мироточение чтимой иконы.
Тропарь, глас 4
Я́ко пресве́тлая звезда́, /просия́ Боже́ственными чудесы́ /святы́й о́браз Твой, Изба́вительнице, /луча́ми благода́ти и милосе́рдия Твоего́ /озари́в в нощи́ скорбе́й су́щих. /Пода́ждь у́бо и нам, Всеблага́я Де́во, /избавле́ние от бед, /исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, //спасе́ние и ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 8
Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Госпоже́, /бе́дствовавшии с ве́рою прите́кше, /заступле́нием Твои́м изба́вишася от злых, /но я́ко Ма́терь Христа́ Бо́га, /и нас свободи́ от лю́тых обстоя́ний, /вре́менных и ве́чных, да зове́м Ти: //ра́дуйся, Изба́вительнице на́ша от всех бед.
Величание
Велича́ем Тя, /Пресвята́я Де́во, /Богоизбра́нная Отрокови́це, /и чтим о́браз Твой святы́й, /и́мже то́чиши исцеле́ния //всем с ве́рою притека́ющим.
Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы “Прежде Рождества и по Рождестве Дева”
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу православную, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити: и умоли, Госпоже, из Тебе без Семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносный язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению: и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко держава его благословена и препрославлена, со Безначальным его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим его Духом, ныне и писно и во веки веков. Аминь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прор. Осии (820 г. до Р. Х.). Прмч. Андрея Критского (767). Прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского (перенес. мощей, 898). Иконы Божией Матери «Избавительница» (ок. 1889). Прп. Антония Леохновского, Новгородского (1611). Мчч. бесср. Космы и Дамиана Аравийских, и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Сщмч. Неофита Любимова пресв. (1918). Сщмч. Анатолия Ивановского пресв. (1918). Прмч. Иакинфа (Питателева) иером. (1918). Прмч. Каллиста (Опарина) иером. (1918). Сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского (1937).