30 нояб­ря. Свя­ти­тель Гри­го­рий чудо­тво­рец, епи­скоп Неокесарийский
Свя­ти­тель Гри­го­рий Чудо­тво­рец, епи­скоп Неоке­са­рий­ский, родил­ся в горо­де Неоке­са­рии (север Малой Азии) в язы­че­ской семье. Полу­чив пре­крас­ное обра­зо­ва­ние, он с юно­сти стре­мил­ся к Истине, но мыс­ли­те­ли древ­но­сти не мог­ли уто­лить его жаж­ды позна­ния. Исти­на откры­лась ему…

Свя­ти­тель Гри­го­рий Чудо­тво­рец, епи­скоп Неоке­са­рий­ский, родил­ся в горо­де Неоке­са­рии (север Малой Азии) в язы­че­ской семье. Полу­чив пре­крас­ное обра­зо­ва­ние, он с юно­сти стре­мил­ся к Истине, но мыс­ли­те­ли древ­но­сти не мог­ли уто­лить его жаж­ды позна­ния. Исти­на откры­лась ему лишь в Свя­том Еван­ге­лии, и юно­ша стал христианином.

Для про­дол­же­ния обра­зо­ва­ния свя­той Гри­го­рий отпра­вил­ся в Алек­сан­дрию, зна­ме­ни­тый тогда центр язы­че­ской и хри­сти­ан­ской уче­но­сти. Любо­зна­тель­ное юно­ше­ство сте­ка­лось в Алек­сан­дрий­ское огла­си­тель­ное учи­ли­ще, где пре­по­да­вал пре­сви­тер Ори­ген, зна­ме­ни­тый учи­тель, обла­дав­ший огром­ной силой ума и глу­би­ной позна­ний. Свя­той Гри­го­рий стал уче­ни­ком пре­сви­те­ра Ори­ге­на. Впо­след­ствии свя­ти­тель так писал о сво­ем настав­ни­ке: “Этот чело­век полу­чил от Бога вели­чай­ший дар – быть пере­вод­чи­ком сло­ва Бога к людям, разу­меть Сло­во Божие, как Бог Сам его упо­треб­лял, и изъ­яс­нять его людям, как они могут ура­зу­меть”. Восемь лет учил­ся свя­той Гри­го­рий у пре­сви­те­ра Ори­ге­на и при­нял от него Крещение.

Подвиж­ни­че­ская жизнь свя­то­го Гри­го­рия, цело­муд­рие, чисто­та и нес­тя­жа­тель­ность вызы­ва­ли зависть в само­уве­рен­ных и гре­хо­лю­би­вых сверст­ни­ках – язычниках.

Вер­нув­шись в Неоке­са­рию, свя­той отка­зал­ся от дея­тель­но­сти в миру, к кото­рой его настой­чи­во скло­ня­ли вли­я­тель­ные сограж­дане. Он уда­лил­ся в пусты­ню, где в посте и молит­ве стя­жал высо­кое духов­ное совер­шен­ство и бла­го­дат­ные дары про­зор­ли­во­сти и про­ро­че­ства. Свя­той Гри­го­рий полю­бил пустын­но­жи­тель­ство и хотел остать­ся в уеди­не­нии до кон­ца сво­их дней, одна­ко Гос­подь судил иначе.

Епи­скоп Кап­па­до­кий­ско­го горо­да Ама­сии, Федим, узнав о подвиж­ни­че­ской жиз­ни свя­то­го Гри­го­рия, решил поста­вить его епи­ско­пом Неоке­са­рий­ским. Свя­той Гри­го­рий вос­при­нял такое чрез­вы­чай­ное собы­тие как про­яв­ле­ние воли Божи­ей и не посмел противиться.

Свя­той Гри­го­рий перед хиро­то­ни­ей, во вре­мя кото­рой нуж­но было про­из­не­сти Испо­ве­да­ние веры, горя­чо и усерд­но молил­ся, про­ся Бога и Божию Матерь открыть ему истин­ный образ покло­не­ния Пре­свя­той Тро­и­це. Во вре­мя молит­вы ему яви­лась Пре­чи­стая Дева Мария, сия­ю­щая, как солн­це, с апо­сто­лом Иоан­ном Бого­сло­вом, обла­чен­ным в архи­ерей­ские одеж­ды. По пове­ле­нию Бого­ро­ди­цы, апо­стол Иоанн научил свя­то­го, как достой­но и пра­вед­но сле­ду­ет испо­ве­до­вать тай­ну Пре­свя­той Тро­и­цы. Свя­той Гри­го­рий запи­сал все, что открыл ему апо­стол Иоанн Бого­слов. Тай­но­вод­ствен­ный Сим­вол веры, запи­сан­ный свя­ти­те­лем Гри­го­ри­ем Неоке­са­рий­ским, – вели­кое Боже­ствен­ное Откро­ве­ние в исто­рии Церк­ви. На нем осно­ва­но уче­ние о Свя­той Тро­и­це в пра­во­слав­ном Бого­сло­вии. В после­ду­ю­щем оно было рас­кры­то свя­ты­ми отца­ми Церк­ви Васи­ли­ем Вели­ким, Гри­го­ри­ем Бого­сло­вом, Гри­го­ри­ем Нис­ским. Сим­вол свя­то­го Гри­го­рия Неоке­са­рий­ско­го был рас­смот­рен и одоб­рен Пер­вым Все­лен­ским Собо­ром (325 г.), под­твер­див­шим его непре­хо­дя­щее зна­че­ние для Пра­во­сла­вия. Став епи­ско­пом, свя­ти­тель Гри­го­рий напра­вил­ся в Неокесарию.

Когда нача­лось гоне­ние на хри­сти­ан при импе­ра­то­ре Декии (249 – 251), свя­ти­тель Гри­го­рий увел свою паст­ву на отда­лен­ную гору.

После пре­кра­ще­ния гоне­ний свя­ти­тель Гри­го­рий вер­нул­ся в Неоке­са­рию. По его бла­го­сло­ве­нию были уста­нов­ле­ны цер­ков­ные празд­ни­ки в честь муче­ни­ков, постра­дав­ших за Хри­ста. В то вре­мя ста­ло рас­про­стра­нять­ся лже­уче­ние ере­ти­ка Пав­ла Само­сат­ско­го (Само­са­та – город в Сирии). Этот ере­тик сме­ши­вал Сущ­ность Нераз­дель­ной Тро­и­цы с Сущ­но­стью Еди­но­го Бога Отца, сму­щая реча­ми и писа­ни­я­ми умы мно­гих хри­сти­ан. Ересь Пав­ла Само­сат­ско­го была осуж­де­на на пер­вом Антио­хий­ском Собо­ре, состо­яв­шем­ся в 264 году. На этом Собо­ре свя­ти­тель Гри­го­рий зани­мал пер­вен­ству­ю­щее место.

Сво­ей бого­угод­ной жиз­нью, про­ник­но­вен­ной про­по­ве­дью, чудо­тво­ре­ни­я­ми и бла­го­дат­ным управ­ле­ни­ем паст­вой свя­ти­тель неуклон­но умно­жал чис­ло обра­щен­ных ко Христу.

Перед его кон­чи­ной († ок. 266 – 270) в горо­де оста­лось толь­ко 17 язычников.

А когда свя­ти­тель Гри­го­рий чудо­тво­рец, епи­скоп Неоке­са­рий­ский, всту­пал на кафед­ру, в горо­де было толь­ко 17 христиан.

Тро­парь, глас 8

В моли́твах бо́дрствуя, чуде́с де́ланьми претерпева́я, /​тезоиме́ние стяжа́л еси́ исправле́ния; /​но моли́ся Хри­сту́ Бо́гу, о́тче Григо́рие, /​просвети́ти ду́ши на́ша, /​/​да не когда́ у́снем в смерть.

Кондак, глас 2

Чуде́с мно́гих прие́м де́йство, /​зна́меньми ужа́сными де́моны устраши́л еси́ /​и неду́ги отгна́л еси́ челове́ческия, всему́дре Григо́рие, /​чудотво́рец же имену́ешися, /​/​зва́ние от дел прие́м.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Григо́рие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши за нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Гри­го­рию, епи­ско­пу Неокесарийскому 

О пречестна́я и свяще́нная гла­во́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Григо́рие! Пред­стоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́том единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, помо­зи́ во бране́х оте́честву на́шему, и поко­ри́ вся проти́вныя нам вра­ги́, ми́рное и безмяте́жное жи́тельство на́ше устро́й: благостоя́ние святы́х церкве́й утвер­ди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства укра­си́: мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния укре­пи́: град сей и вся гра́ды на́ши и стра­ны́ до́бре сохра­ни́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблю­сти́ нам умо­ли́: мир весь предста́тельством твои́м уми­ри́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохра­ни́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умуд­ри́, вдови́цы поми́луй, си́роты засту­пи́, младе́нцы воз­рас­ти́, плене́нныя воз­вра­ти́, немощству́ющия исце­ли́, и вез­де́ те́пле призыва́ющия тя и с ве́рою притека́ющия к тебе́ и усе́рдно припа́дающия и моля́щияся тебе́ от вся́ких напа́стей и бед хода́тайством твои́м сво­бо­ди́. Моли́ о нас всеще́драго и человеколюби́ваго Хри­ста́ Бо́га на́шего, да и в день стра́шнаго прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Нико­на, игум. Радо­неж­ско­го, уче­ни­ка прп. Сер­гия (1426). Мчч. Ациск­ла и Вик­то­рии Кор­ду­вий­ских (IV). Прп. Лаза­ря ико­но­пис­ца (ок. 857). Мчч. Гобро­на-Миха­и­ла и с ним 133‑х вои­нов (914; груз.). Прп. Сева­сти­а­на Джек­сон­ско­го (1940; серб.). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Елео­то­чи­вая” (Эле­ов­ри­тис­са).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму