30 ноябрь. Пре­по­доб­ный Никон, игу­мен Радо­неж­ский, уче­ник пре­по­доб­но­го Сергия
Пре­по­доб­ный Никон, игу­мен Радо­неж­ский, бли­жай­ший уче­ник и пре­ем­ник пре­по­доб­но­го Сер­гея Радо­неж­ско­го, родил­ся в Юрье­ве-Поль­ском. Услы­шав об ангель­ской жиз­ни Радо­неж­ско­го чудо­твор­ца, отрок при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию и про­сил постричь его в ино­че­ский образ. Пре­по­доб­ный Сер­гий про­ви­дел чисто­ту…

Пре­по­доб­ный Никон, игу­мен Радо­неж­ский, бли­жай­ший уче­ник и пре­ем­ник пре­по­доб­но­го Сер­гея Радо­неж­ско­го, родил­ся в Юрье­ве-Поль­ском. Услы­шав об ангель­ской жиз­ни Радо­неж­ско­го чудо­твор­ца, отрок при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию и про­сил постричь его в ино­че­ский образ. Пре­по­доб­ный Сер­гий про­ви­дел чисто­ту и бла­го­ра­зу­мие отро­ка и дал ему испы­та­ние – послал к сво­е­му уче­ни­ку пре­по­доб­но­му Афа­на­сию Высоц­ко­му. Но и пре­по­доб­ный Афа­на­сий не сра­зу при­нял его. Лишь видя неот­ступ­ность отро­ка, он постриг его в ино­че­ский чин. Пре­по­доб­ный Никон, живя у него, упраж­нял­ся в молит­ве, изу­чал Свя­щен­ное Писа­ние и пре­успе­вал в доб­ро­де­те­ли и чисто­те. Когда он достиг совер­шен­но­ле­тия, то был руко­по­ло­жен в сан священника.

Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Афа­на­сий бла­го­сло­вил его уви­деть­ся с пре­по­доб­ным Сергием.

Пре­по­доб­ный Сер­гий, весе­ло взгля­нув на него, ска­зал: “Хоро­шо, что ты при­шел, чадо Никон”, и любез­но при­нял его. Он пове­лел пре­по­доб­но­му Нико­ну слу­жить бра­тии. Целые дни про­во­дил уче­ник в мона­стыр­ских делах, а ночи – в молит­вен­ных бесе­дах с Богом.

Пре­по­доб­ный Сер­гий уте­шал­ся его жиз­нью. Полу­чив о нем осо­бое изве­ще­ние, пре­по­доб­ный Сер­гий пове­лел уче­ни­ку пре­бы­вать с собой в одной кел­лии, что­бы сде­лать его участ­ни­ком духов­но­го пре­успе­я­ния. Он с любо­вью поучал его и мно­го разъ­яс­нял сущ­ность духов­ной жизни.

Пре­по­доб­ный Сер­гий поста­вил пре­по­доб­но­го Нико­на сна­ча­ла на долж­ность помощ­ни­ка насто­я­те­ля, а за шесть меся­цев до сво­е­го пре­став­ле­ния, когда пре­дал­ся без­мол­вию, назна­чил уче­ни­ка сво­им преемником.

После пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия он с любо­вью под­дер­жи­вал все, что было уста­нов­ле­но осно­ва­те­лем оби­те­ли. Он имел обык­но­ве­ние обхо­дить все мона­стыр­ские служ­бы, но нико­гда не остав­лял и общих дел, тру­дясь наравне с бра­ти­ей. Но бре­мя насто­я­тель­ства тяго­ти­ло пре­по­доб­но­го Нико­на. Вспо­ми­ная свою без­молв­ную жизнь сна­ча­ла в Сер­пу­хов­ском Высоц­ком мона­сты­ре, а затем с пре­по­доб­ным Сер­ги­ем, он оста­вил насто­я­тель­ство и уеди­нил­ся в осо­бую кел­лию. Шесть лет оби­те­лью руко­во­дил пре­по­доб­ный Сав­ва Сторожевский.

В 1400 году он осно­вал свой мона­стырь под Зве­ни­го­ро­дом, и бра­тия умо­ли­ла пре­по­доб­но­го Нико­на сно­ва при­нять насто­я­тель­ство. Он согла­сил­ся, но назна­чил себе на каж­дый день извест­ное вре­мя для без­мол­вия, что­бы наедине пред­сто­ять Богу. Когда раз­нес­ся слух о наше­ствии на Рус­скую зем­лю хана Еди­гея (1408), пре­по­доб­ный Никон усерд­но молил­ся Богу о сохра­не­нии оби­те­ли. В тон­ком сне ему яви­лись свя­ти­те­ли Мос­ков­ские Петр и Алек­сий с пре­по­доб­ным Сер­ге­ем и ска­за­ли, что­бы он не скор­бел о разо­ре­нии оби­те­ли, кото­рая не запу­сте­ет, а еще более рас­про­стра­нит­ся. Ино­ки ушли из оби­те­ли, захва­тив свя­ты­ни и келей­ные вещи, а когда вер­ну­лись, то уви­де­ли, что их воз­люб­лен­ное место обра­ще­но в пепелище.

Но пре­по­доб­ный Никон не впал в уны­ние, а подвиг бра­тию на новые тру­ды. Преж­де все­го был постро­ен дере­вян­ный храм во Имя Пре­свя­той Живо­на­чаль­ной Тро­и­цы и освя­щен в 1411 году в день пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия, 25 сен­тяб­ря. Оби­тель вос­ста­нав­ли­ва­лась, и пре­по­доб­ный Никон пред­при­нял постро­е­ние камен­ной церк­ви над гро­бом сво­е­го духов­но­го отца пре­по­доб­но­го Сергия.

Во вре­мя копа­ния рвов для фун­да­мен­та 5 июля 1422 года были обре­те­ны нетлен­ные мощи пре­по­доб­но­го Сер­гия. При общей радо­сти свя­тые мощи поло­жи­ли в новую раку и поста­ви­ли в пере­не­сен­ную на новое место дере­вян­ную цер­ковь (ныне на этом месте храм в честь Соше­ствия Свя­то­го Духа). Новую камен­ную цер­ковь пре­по­доб­ный Никон воз­двиг во Имя спо­спе­ше­ство­вав­ше­го ему в этом в Тро­и­це сла­ви­мо­го Бога, в память и похва­лу духов­но­му отцу сво­е­му, свя­тые мощи кото­ро­го он пере­нес в ново­со­здан­ный храм. Для укра­ше­ния хра­ма пре­по­доб­ный Никон при­гла­сил луч­ших ико­но­пис­цев, пре­по­доб­ных ино­ков Андрея (Руб­ле­ва) и Дани­и­ла (Чер­но­го). Тогда пре­по­доб­ный Андрей и напи­сал ико­ну Живо­на­чаль­ной и Пре­свя­той Тро­и­цы, вопло­тив в ней то, что было откры­то Пре­по­доб­но­му Сер­гию. До кон­ца жиз­ни забо­тил­ся пре­по­доб­ный Никон об устро­е­нии Тро­иц­кой церкви.

В пред­смерт­ном виде­нии ему было пока­за­но место буду­ще­го упо­ко­е­ния вме­сте с пре­по­доб­ным Сер­ги­ем. Он при­звал бра­тию и дал ей настав­ле­ния. При­ча­стив­шись Пре­чи­сто­го Тела Хри­сто­ва и Чест­ной Кро­ви Его, пре­по­доб­ный Никон дал бра­тии послед­нее бла­го­сло­ве­ние и ска­зал: “Пой­ди, душе моя, туда, где тебе уго­то­ва­но пре­бы­вать, пой­ди с радо­стию: Хри­стос зовет тебя”. Осе­нив себя крест­ным зна­ме­ни­ем, пре­по­доб­ный Никон скон­чал­ся 17 нояб­ря 1426 года.

Он был погре­бен близ раки пре­по­доб­но­го Сергия.

При свя­ти­те­ле Ионе (1448 – 1461) иеро­мо­нах Пахо­мий Лого­фет напи­сал служ­бу и житие пре­по­доб­но­го Нико­на, а в 1547 году ему было уста­нов­ле­но повсе­мест­ное празднование.

В 1548 году над гро­бом пре­по­доб­но­го Нико­на была постро­е­на цер­ковь его име­ни, а в 1623 году на ее месте устро­е­на новая, в кото­рой и почи­ва­ют под спу­дом свя­тые мощи пре­по­доб­но­го Никона.

Тро­парь, глас 1

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв, /​преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне, /​Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы /​в похва­лу́ отцу́ тво­е­му́ воздви́гл еси́. /​Те́м­же и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти: /​сла́ва Да́вшему ти кре́пость, /​сла́ва Венча́вшему тя, /​/​сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак, глас 4

Духо́вному тво­е­му́ настоя́телю, о́тче Ни́коне, /​вся́чески прилепи́вся /​и от него́ наставля́емь, /​во всем Христо́ви порабо́тився, /​мона́хов был еси́ чинонача́льник /​и преподо́бных сожи́тель, /​/​с ни́миже Хри­ста́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Ни́коне, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Нико­ну, игу­ме­ну Радонежскому

О, пре­по­добне и преб­ла­женне отче наш Никоне, под­ра­жа­те­лю и спо­движ­ни­че и наслед­ни­че даро­ва­ний Бого­нос­на­го отца наше­го Сер­гия, иже и чест­ныя своя мощи в руках тво­их, яко­же Илия милоть свою в руках Елис­сея, оста­вил есть, тобою в зем­лю сокры­ва­е­мыя, не аки в погре­бе­ние, но во удо­сто­ве­ре­ние нетле­ния, и тобою откры­ва­е­мыя в явле­ние чудес и во обиль­ней­шее изли­я­ние источ­ни­ка исце­ле­ний. К тебе, куп­но с ним на Небе­сех живу­ще­му, и куп­но с ним на зем­ли бла­женне почи­ва­ю­ще­му, с любо­вию про­сти­ра­ем сер­деч­ныя жела­ния и молеб­ная сло­ве­са, тебе пред­ла­га­ю­ще наша немо­щи и скор­би, и нуж­ды, душев­ныя же и телес­ныя. При­и­ми недо­стой­ная наша моле­ния и тво­ею свет­лою и креп­кою молит­вою очи­сти, совер­ши, и воз­не­си ко Мно­го­мило­сти­во­му и Вели­ко­да­ро­ви­то­му Вла­ды­це наше­му Гос­по­ду и Богу Иису­су Хри­сту, да бла­го­сло­вит и сохра­нит стра­ну нашу и свя­тую Оби­тель сию в мире и тишине. Нам же всем да подаст бла­го­да­тию Сво­ею гре­хов остав­ле­ние, жития исправ­ле­ние, неду­гов исце­ле­ние, от бед избав­ле­ние, от иску­ше­ний избы­тие и осво­бож­де­ние, в скор­бех уте­ше­ние, в нуж­дах бла­го­вре­мен­ну помощь, наи­па­че же в вере пре­спе­я­ние, в надеж­де утвер­жде­ние, в люб­ви воз­рас­та­ние, душ наших спа­се­ние, яко да и во вре­мен­ном сем житии, совер­шен­нее же в веч­ном его Цар­ствии, выну при­но­сим Ему сла­ву, честь и покло­не­ние, со Без­на­чаль­ным Его Отцем, и Пре­свя­тым и Бла­гим, и Живо­тво­ря­щим Его Духом, во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Свт. Гри­го­рия чуд., еп. Неоке­са­рий­ско­го (ок. 266 – 270). Мчч. Ациск­ла и Вик­то­рии Кор­ду­вий­ских (IV). Прп. Лаза­ря ико­но­пис­ца (ок. 857). Мчч. Гобро­на-Миха­и­ла и с ним 133‑х вои­нов (914; груз.). Прп. Сева­сти­а­на Джек­сон­ско­го (1940; серб.). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Елео­то­чи­вая” (Эле­ов­ри­тис­са).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму