Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник преподобного Сергея Радонежского, родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание – послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника.
Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с преподобным Сергием.
Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: “Хорошо, что ты пришел, чадо Никон”, и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи – в молитвенных беседах с Богом.
Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни.
Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником.
После преставления преподобного Сергия он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский.
В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий с преподобным Сергеем и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище.
Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца преподобного Сергия.
Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви.
В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: “Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя”. Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года.
Он был погребен близ раки преподобного Сергия.
При святителе Ионе (1448 – 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование.
В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.
Тропарь, глас 1
Послуша́ния до́брый рачи́тель быв, /преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне, /Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы /в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́. /Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти: /сла́ва Да́вшему ти кре́пость, /сла́ва Венча́вшему тя, //сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Кондак, глас 4
Духо́вному твоему́ настоя́телю, о́тче Ни́коне, /вся́чески прилепи́вся /и от него́ наставля́емь, /во всем Христо́ви порабо́тився, /мона́хов был еси́ чинонача́льник /и преподо́бных сожи́тель, //с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Ни́коне, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче А́нгелов.
Молитва преподобному Никону, игумену Радонежскому
О, преподобне и преблаженне отче наш Никоне, подражателю и сподвижниче и наследниче дарований Богоноснаго отца нашего Сергия, иже и честныя своя мощи в руках твоих, якоже Илия милоть свою в руках Елиссея, оставил есть, тобою в землю сокрываемыя, не аки в погребение, но во удостоверение нетления, и тобою открываемыя в явление чудес и во обильнейшее излияние источника исцелений. К тебе, купно с ним на Небесех живущему, и купно с ним на земли блаженне почивающему, с любовию простираем сердечныя желания и молебная словеса, тебе предлагающе наша немощи и скорби, и нужды, душевныя же и телесныя. Приими недостойная наша моления и твоею светлою и крепкою молитвою очисти, соверши, и вознеси ко Многомилостивому и Великодаровитому Владыце нашему Господу и Богу Иисусу Христу, да благословит и сохранит страну нашу и святую Обитель сию в мире и тишине. Нам же всем да подаст благодатию Своею грехов оставление, жития исправление, недугов исцеление, от бед избавление, от искушений избытие и освобождение, в скорбех утешение, в нуждах благовременну помощь, наипаче же в вере преспеяние, в надежде утверждение, в любви возрастание, душ наших спасение, яко да и во временном сем житии, совершеннее же в вечном его Царствии, выну приносим Ему славу, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Свт. Григория чуд., еп. Неокесарийского (ок. 266 – 270). Мчч. Ацискла и Виктории Кордувийских (IV). Прп. Лазаря иконописца (ок. 857). Мчч. Гоброна-Михаила и с ним 133‑х воинов (914; груз.). Прп. Севастиана Джексонского (1940; серб.). Иконы Божией Матери, именуемой “Елеоточивая” (Элеовритисса).