30 декаб­ря. Свя­той про­рок Дани­ил и три отро­ка Ана­ния, Аза­рия и Миса­ил (ок. 600 г. до Р. Х.)
За 600 лет до Р. Х. Иеру­са­лим был заво­е­ван царем вави­лон­ским; храм, воз­двиг­ну­тый Соло­мо­ном, был раз­ру­шен, а мно­же­ство наро­да изра­иль­ско­го отве­де­но в плен. Сре­ди плен­ни­ков нахо­ди­лись знат­ные юно­ши Дани­ил, Ана­ния, Аза­рия и Миса­ил. Царь Вави­ло­на Наву­хо­до­но­сор рас­по­ря­дил­ся…

За 600 лет до Р. Х. Иеру­са­лим был заво­е­ван царем вави­лон­ским; храм, воз­двиг­ну­тый Соло­мо­ном, был раз­ру­шен, а мно­же­ство наро­да изра­иль­ско­го отве­де­но в плен.

Сре­ди плен­ни­ков нахо­ди­лись знат­ные юно­ши Дани­ил, Ана­ния, Аза­рия и Миса­ил. Царь Вави­ло­на Наву­хо­до­но­сор рас­по­ря­дил­ся обу­чить их хал­дей­ской пре­муд­ро­сти, вос­пи­тать в рос­ко­ши, при сво­ем дво­ре. Но они, хра­ня запо­ве­ди сво­ей веры, отка­зы­ва­лись от изли­шеств и вели стро­гий образ жиз­ни; пита­лись они толь­ко ово­ща­ми и водой. Гос­подь даро­вал им муд­рость, а свя­то­му Дани­и­лу – дар про­зор­ли­во­сти и истол­ко­ва­ния снов.

Свя­той про­рок Дани­ил, свя­то хра­ня веру в Еди­но­го Бога и упо­вая на Его все­силь­ную помощь, муд­ро­стью сво­ей пре­взо­шел всех хал­дей­ских звез­до­че­тов и волх­вов и был при­бли­жен к царю Наву­хо­до­но­со­ру. Одна­жды Наву­хо­до­но­сор уви­дел стран­ный сон, пора­зив­ший его, но, проснув­шись, он забыл виден­ное. Вави­лон­ские муд­ре­цы ока­за­лись бес­силь­ны узнать, что при­сни­лось царю. Тогда свя­той про­рок Дани­ил про­сла­вил перед все­ми силу истин­но­го Бога, открыв­ше­го ему не толь­ко содер­жа­ние сна, но и его про­ро­че­ское зна­че­ние. После это­го Дани­ил был воз­ве­ден царем в сан началь­ни­ка Вавилона.

Вско­ре царь Наву­хо­до­но­сор пове­лел воз­двиг­нуть свое изоб­ра­же­ние – огром­ную ста­тую, кото­рой над­ле­жа­ло воз­да­вать боже­ские поче­сти. За отказ сде­лать это три отро­ка – Ана­ния, Аза­рия и Миса­ил – были вверг­ну­ты в пыла­ю­щую печь. Пла­мя под­ни­ма­лось над печью на 49 лок­тей, опа­лят сто­я­щих рядом хал­де­ев, а свя­тые отро­ки ходи­ли посре­ди пла­ме­ни, воз­но­ся молит­ву Гос­по­ду и вос­пе­вая Его (Дан. 3, 26 – 90). Ангел Гос­по­день, явив­шись, охла­дил пла­мя, и отро­ки оста­лись невре­ди­мы. Царь, уви­дев это, пове­лел им вый­ти и обра­тил­ся к Богу истинному.

При царе Вал­та­са­ре свя­той Дани­ил истол­ко­вал таин­ствен­ную над­пись (“Мене, Такел, Фарес”), появив­шу­ю­ся на стене двор­ца во вре­мя пира, пред­ве­щав­шую паде­ние Вави­лон­ско­го царства.

При пер­сид­ском царе Дарии свя­той Дани­ил, по наве­там сво­их вра­гов, был бро­шен в ров с голод­ны­ми льва­ми, но они не тро­ну­ли его, и он остал­ся невре­дим. Царь Дарий воз­ра­до­вал­ся о Дани­и­ле и пове­лел во всем сво­ем цар­стве покло­нять­ся Богу Дани­и­ло­ву, “пото­му что Он есть Бог Живый и Прис­но­су­щий, и цар­ство Его несо­кру­ши­мо, и вла­ды­че­ство Его бесконечно”.

Свя­той про­рок Дани­ил глу­бо­ко скор­бел о сво­ем наро­де, пре­тер­пе­ва­ю­щем спра­вед­ли­вую кару за мно­же­ство гре­хов и без­за­ко­ний, за пре­ступ­ле­ние запо­ве­дей Божи­их – тяж­кий плен вави­лон­ский и разо­ре­ние Иеру­са­ли­ма: “При­к­ло­ни, Боже мой, ухо Твое и услы­ши, открой очи Твои и воз­зри на опу­сто­ше­ния наши и на город, на кото­ром наре­че­но Имя Твое; ибо мы повер­га­ем моле­ния наши пред Тобою, упо­вая не на пра­вед­ность нашу, но на Твое вели­кое мило­сер­дие” (Дан. 9, 18). Свя­то­му про­ро­ку, пра­вед­ной жиз­нью и молит­вой иску­пав­ше­му без­за­ко­ния сво­е­го наро­да, была откры­та судь­ба наро­да Изра­и­ля и судь­бы все­го мира.

При истол­ко­ва­нии сна царя Наву­хо­до­но­со­ра про­рок Дани­ил воз­ве­стил о сме­ня­ю­щих друг дру­га цар­ствах и вели­чии послед­не­го Цар­ства – Цар­ства Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста (Дан. 2, 44). Про­ро­че­ское виде­ние о семи­де­ся­ти сед­ми­нах (Дан. 9, 24 – 27) пове­да­ло миру зна­ме­ния Пер­во­го и Вто­ро­го при­ше­ствий Гос­по­да Иису­са Хри­ста и свя­зан­ных с ними собы­тий (Дан. 12, 1 – 12). Свя­той Дани­ил хода­тай­ство­вал за свой народ перед пре­ем­ни­ком Дария – царем Киром, кото­рый весь­ма его ценил, и объ­явил плен­ни­кам свободу.

Сам же Дани­ил и дру­зья его Ана­ния, Аза­рия и Миса­ил дожи­ли до глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­ча­лись в пле­ну. Соглас­но же сви­де­тель­ству свя­ти­те­ля Кирил­ла Алек­сан­дрий­ско­го (память 9 июня) свя­тые Ана­ния, Аза­рия и Миса­ил были обез­глав­ле­ны по пове­ле­нию пер­сид­ско­го царя Камбиза.

Тро­парь, глас 2

Ве́лия ве́pы испpавле́ния: /​во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния, /​святи́и тpие́ о́тpоцы pа́довахуся, /​и пpоpо́к Дании́л льво́м па́стыpь я́ко о́вцам явля́шеся. /​/​Тех моли́твами, Хpи­сте́ Бо́же, спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак про­ро­ку, глас

Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце, /​проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище, /​зри́ши бо я́ко настоя́щая дале́че су́щая. /​Львы укроти́л еси́, вве́ржен в ров; /​/​сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Дании́ле сла́вне.

Кондак отро­кам, глас 6

Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше, /​но неопи́санным существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии, /​в по́двизе огня́ просла́вистеся; /​сре­де́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бога призва́сте: /​уско­ри́, о Ще́дрый /​и потщи́ся, я́ко ми́лостив в по́мощь на́шу, /​/​я́ко мо́жеши хотя́й.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Дани­и­ла исп., (в схи­ме Сте­фа­на) Ниверт­ско­го (X). Сщмч. Алек­сандра Саве­ло­ва пре­св. (1918) Сщмч. Нико­лая Бель­тю­ко­ва пре­св. (1918) Сщмч. Сер­гия Фло­рин­ско­го пре­св. (1918) Сщмч. Пет­ра Покров­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Зем­ля­но­го пре­св. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму