30 апре­ля. Свя­щен­но­му­че­ник Симе­он, епи­скоп Пер­сид­ский и с ним 128 мучеников
Свя­щен­но­му­че­ник Симе­он, епи­скоп Пер­сид­ский, постра­дал во вре­мя гоне­ния на хри­сти­ан от пер­сид­ско­го царя Сапо­ра II (310 – 381). Он был епи­ско­пом горо­да Селев­кии – Кте­зи­фо­на. Свя­ти­те­ля окле­ве­та­ли в свя­зях с гре­че­ским госу­дар­ством и враж­деб­ных дей­стви­ях про­тив пер­сид­ско­го царя. В…

Свя­щен­но­му­че­ник Симе­он, епи­скоп Пер­сид­ский, постра­дал во вре­мя гоне­ния на хри­сти­ан от пер­сид­ско­го царя Сапо­ра II (310 – 381). Он был епи­ско­пом горо­да Селев­кии – Кте­зи­фо­на. Свя­ти­те­ля окле­ве­та­ли в свя­зях с гре­че­ским госу­дар­ством и враж­деб­ных дей­стви­ях про­тив пер­сид­ско­го царя.

В 344 году царь издал указ, по кото­ро­му хри­сти­ане были обло­же­ны тяже­лым нало­гом. Когда неко­то­рые из них отка­за­лись его пла­тить (это было пред­став­ле­но как бунт), царь открыл жесто­кое гоне­ние на хри­сти­ан. Свя­то­го Симео­на как мни­мо­го вра­га пер­сид­ско­го цар­ства при­ве­ли на суд в желез­ных око­вах вме­сте с дву­мя пре­сви­те­ра­ми-муче­ни­ка­ми Авде­ла­ем и Ана­ни­ей. Свя­той епи­скоп даже не покло­нил­ся царю. Тот спро­сил, поче­му он не воз­дал ему долж­ных поче­стей. Свя­ти­тель отве­тил: “Рань­ше я кла­нял­ся тво­е­му сану, теперь же, когда я при­ве­ден для того, что­бы отречь­ся от мое­го Бога и отсту­пить от сво­ей веры, мне не подо­ба­ет тебе кланяться”.

Царь стал убеж­дать его покло­нить­ся солн­цу, в про­тив­ном слу­чае он угро­жал совер­шен­но истре­бить хри­сти­ан­ство в стране. Но ни убеж­де­ния, ни угро­зы не поко­ле­ба­ли муже­ствен­но­го свя­ти­те­ля, и его пове­ли в тем­ни­цу. По доро­ге свя­ти­те­ля уви­дел евнух Усфа­зан, быв­ший настав­ник царя. Он встал и покло­нил­ся епи­ско­пу, но свя­ти­тель отвер­нул­ся от него и уко­рил в том, что он, будучи хри­сти­а­ни­ном, из стра­ха перед царем покло­нил­ся солн­цу. Евнух всем серд­цем рас­ка­ял­ся, сме­нил доро­гие одеж­ды на гру­бые и, сидя у две­рей двор­ца, горь­ко пла­кал: “Горе мне, как я пред­ста­ну перед Богом моим, от Кото­ро­го отрек­ся? Вот – Симе­он, и тот отвер­нул­ся от меня!” Царь Сапор узнал о печа­ли сво­е­го люби­мо­го вос­пи­та­те­ля и спро­сил его, что слу­чи­лось. Тот откры­то ска­зал царю, что горь­ко рас­ка­и­ва­ет­ся в сво­ем отступ­ни­че­стве и не будет боль­ше покло­нять­ся солн­цу, а толь­ко Еди­но­му Истин­но­му Богу. Царь уди­вил­ся такой вне­зап­ной реши­мо­сти стар­ца и лас­ко­во убеж­дал его не уни­жать богов, кото­рым покло­ня­лись их отцы. Но Усфа­зан был непре­кло­нен, и его осу­ди­ли на смерт­ную казнь. Един­ствен­ной прось­бой муче­ни­ка Усфа­за­на было, что­бы гла­ша­таи опо­ве­сти­ли весь город, что он уми­ра­ет не за пре­ступ­ле­ние перед царем, а как хри­сти­а­нин. Царь испол­нил его просьбу.

Узнал о кон­чине муче­ни­ка Усфа­за­на и свя­ти­тель Симе­он и со сле­за­ми воз­бла­го­да­рил Гос­по­да. Когда его вто­рич­но вызва­ли к царю, свя­ти­тель Симе­он вновь отка­зал­ся покло­нить­ся язы­че­ским богам и испо­ве­дал веру во Хри­ста. Раз­гне­ван­ный царь велел на гла­зах у свя­ти­те­ля усечь мечом всех хри­сти­ан, нахо­див­ших­ся в тем­ни­це. Без стра­ха шли на казнь хри­сти­ане, бла­го­слов­ля­е­мые свя­ти­те­лем, они сами под­к­ло­ня­ли голо­вы под меч. Так был обез­глав­лен и спут­ник свя­ти­те­ля Симео­на свя­щен­ник Авде­лай. Когда оче­редь дошла до свя­щен­ни­ка Ана­нии, он вдруг затре­пе­тал. Тогда один из вель­мож, свя­той Фусик, тай­ный хри­сти­а­нин, испу­гал­ся, что Ана­ния отре­чет­ся от Хри­ста, и гром­ко вос­клик­нул: “Не стра­шись, ста­рец, закрой гла­за и ты тот­час уви­дишь Боже­ствен­ный Свет Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста”. Этим воз­гла­сом он выдал себя. Царь при­ка­зал вырвать свя­то­му Фуси­ку язык и содрать с него кожу. Вме­сте со свя­тым Фуси­ком была заму­че­на и его дочь муче­ни­ца Аскит­рея. Послед­ним подо­шел к пала­чу свя­ти­тель Симе­он и с молит­вой под­к­ло­нил голо­ву на пла­ху († 344). Всю пас­халь­ную неде­лю до 23-го апре­ля про­дол­жа­лись каз­ни. Муче­ни­че­скую кон­чи­ну при­нял и свя­той Азат евнух, близ­кий царю санов­ник. Источ­ни­ки ука­зы­ва­ют, что стра­да­ния при­ня­ли 1000 муче­ни­ков, затем еще 100 и еще 150.

Тро­парь, глас 4

И нpа́вом пpича́стник, /​и пpесто́лом наме́стник апо́столом быв, /​дея́ние обpе́л еси́, Богодухнове́нне, /​в виде́ния восхо́д, /​сего́ pа́ди сло́во и́стины испpавля́я, /​и ве́pы pа́ди постpада́л еси́ да́же до кpо́ве, /​священному́чениче Симео́не, /​моли́ Хpи­ста́ Бо́га /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Во святи́телех благоче́стно пожи́в, /​и муче́ния путь проше́д, /​и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, /​и побо́рник быв тво­е­му́ ста́ду Богому́дре. /​Те́мже тя почита́юще та́йно вопие́м ти: /​от бед изба́ви ны при́сно твои́ми моли́твами, /​/​о́тче наш Симео́не.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​священному́чениче Симео́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Адри­а­на (251). Свя­тых Мои­сея; Ваха­за. Прп. Ака­кия, еп. Мели­тин­ско­го (ок. 435). Прп. Зоси­мы, игу­ме­на Соло­вец­ко­го (1478). Обре́тение мощей прп. Алек­сандра Свир­ско­го (1641). Свт. Ага­пи­та, папы Рим­ско­го (536). Прп. Паи­сия Киев­ско­го, Хри­ста ради юро­ди­во­го (1893). Прпп. Пата­пия, Фомы и иных; Симео­на; Ефре­ма Вели­ко­го, Мац­хвэ­ре­ла, Гру­зин­ско­го (IX). Свт. Мака­рия, архи­епи­ско­па Коринф­ско­го (1805). Свт. Ага́пита, папы Рим­ско­го (536). Св. Миха­и­ла Новиц­ко­го исп., пре­сви­те­ра (1935). Сщмчч. Иоан­на (При­го­ров­ско­го) пре­сви­те­ра, Крас­но­яр­ско­го (1918); Фео­до­ра (Недо­се­ки­на) пре­сви­те­ра, Мос­ков­ско­го (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму