Священномученик Симеон, епископ Персидский, пострадал во время гонения на христиан от персидского царя Сапора II (310 – 381). Он был епископом города Селевкии – Ктезифона. Святителя оклеветали в связях с греческим государством и враждебных действиях против персидского царя.
В 344 году царь издал указ, по которому христиане были обложены тяжелым налогом. Когда некоторые из них отказались его платить (это было представлено как бунт), царь открыл жестокое гонение на христиан. Святого Симеона как мнимого врага персидского царства привели на суд в железных оковах вместе с двумя пресвитерами-мучениками Авделаем и Ананией. Святой епископ даже не поклонился царю. Тот спросил, почему он не воздал ему должных почестей. Святитель ответил: “Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведен для того, чтобы отречься от моего Бога и отступить от своей веры, мне не подобает тебе кланяться”.
Царь стал убеждать его поклониться солнцу, в противном случае он угрожал совершенно истребить христианство в стране. Но ни убеждения, ни угрозы не поколебали мужественного святителя, и его повели в темницу. По дороге святителя увидел евнух Усфазан, бывший наставник царя. Он встал и поклонился епископу, но святитель отвернулся от него и укорил в том, что он, будучи христианином, из страха перед царем поклонился солнцу. Евнух всем сердцем раскаялся, сменил дорогие одежды на грубые и, сидя у дверей дворца, горько плакал: “Горе мне, как я предстану перед Богом моим, от Которого отрекся? Вот – Симеон, и тот отвернулся от меня!” Царь Сапор узнал о печали своего любимого воспитателя и спросил его, что случилось. Тот открыто сказал царю, что горько раскаивается в своем отступничестве и не будет больше поклоняться солнцу, а только Единому Истинному Богу. Царь удивился такой внезапной решимости старца и ласково убеждал его не унижать богов, которым поклонялись их отцы. Но Усфазан был непреклонен, и его осудили на смертную казнь. Единственной просьбой мученика Усфазана было, чтобы глашатаи оповестили весь город, что он умирает не за преступление перед царем, а как христианин. Царь исполнил его просьбу.
Узнал о кончине мученика Усфазана и святитель Симеон и со слезами возблагодарил Господа. Когда его вторично вызвали к царю, святитель Симеон вновь отказался поклониться языческим богам и исповедал веру во Христа. Разгневанный царь велел на глазах у святителя усечь мечом всех христиан, находившихся в темнице. Без страха шли на казнь христиане, благословляемые святителем, они сами подклоняли головы под меч. Так был обезглавлен и спутник святителя Симеона священник Авделай. Когда очередь дошла до священника Анании, он вдруг затрепетал. Тогда один из вельмож, святой Фусик, тайный христианин, испугался, что Анания отречется от Христа, и громко воскликнул: “Не страшись, старец, закрой глаза и ты тотчас увидишь Божественный Свет Господа нашего Иисуса Христа”. Этим возгласом он выдал себя. Царь приказал вырвать святому Фусику язык и содрать с него кожу. Вместе со святым Фусиком была замучена и его дочь мученица Аскитрея. Последним подошел к палачу святитель Симеон и с молитвой подклонил голову на плаху († 344). Всю пасхальную неделю до 23-го апреля продолжались казни. Мученическую кончину принял и святой Азат евнух, близкий царю сановник. Источники указывают, что страдания приняли 1000 мучеников, затем еще 100 и еще 150.
Тропарь, глас 4
И нpа́вом пpича́стник, /и пpесто́лом наме́стник апо́столом быв, /дея́ние обpе́л еси́, Богодухнове́нне, /в виде́ния восхо́д, /сего́ pа́ди сло́во и́стины испpавля́я, /и ве́pы pа́ди постpада́л еси́ да́же до кpо́ве, /священному́чениче Симео́не, /моли́ Хpиста́ Бо́га //спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4
Во святи́телех благоче́стно пожи́в, /и муче́ния путь проше́д, /и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, /и побо́рник быв твоему́ ста́ду Богому́дре. /Те́мже тя почита́юще та́йно вопие́м ти: /от бед изба́ви ны при́сно твои́ми моли́твами, //о́тче наш Симео́не.
Величание
Велича́ем тя, /священному́чениче Симео́не, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Мч. Адриана (251). Святых Моисея; Вахаза. Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Обре́тение мощей прп. Александра Свирского (1641). Свт. Агапита, папы Римского (536). Прп. Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893). Прпп. Патапия, Фомы и иных; Симеона; Ефрема Великого, Мацхвэрела, Грузинского (IX). Свт. Макария, архиепископа Коринфского (1805). Свт. Ага́пита, папы Римского (536). Св. Михаила Новицкого исп., пресвитера (1935). Сщмчч. Иоанна (Пригоровского) пресвитера, Красноярского (1918); Феодора (Недосекина) пресвитера, Московского (1942).