3 янва­ря. Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Рос­сии, чудотворец
Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, родил­ся на Волы­ни от бла­го­че­сти­вых роди­те­лей Фео­до­ра и Евпрак­сии. Еще до рож­де­ния сына в сон­ном виде­нии Гос­подь открыл Евпрак­сии бла­го­дат­ную пре­ды­з­бран­ность ее сына. В 12 лет юный Петр посту­пил в мона­стырь. К…

Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, родил­ся на Волы­ни от бла­го­че­сти­вых роди­те­лей Фео­до­ра и Евпрак­сии. Еще до рож­де­ния сына в сон­ном виде­нии Гос­подь открыл Евпрак­сии бла­го­дат­ную пре­ды­з­бран­ность ее сына. В 12 лет юный Петр посту­пил в мона­стырь. К тому вре­ме­ни он успеш­но изу­чил книж­ные нау­ки и с осо­бой рев­но­стью стал испол­нять мона­стыр­ские послу­ша­ния. Мно­го вре­ме­ни уде­лял буду­щий свя­ти­тель вни­ма­тель­но­му изу­че­нию Свя­щен­но­го Писа­ния и обу­чил­ся ико­но­пи­са­нию. Ико­ны, напи­сан­ные ино­ком Пет­ром, раз­да­ва­лись бра­тии и посе­щав­шим мона­стырь христианам.

За доб­ро­де­тель­ную подвиж­ни­че­скую жизнь игу­мен оби­те­ли руко­по­ло­жил ино­ка Пет­ра в сан иеро­мо­на­ха. После мно­го­лет­них подви­гов в мона­сты­ре иеро­мо­нах Петр, испро­сив бла­го­сло­ве­ние игу­ме­на, оста­вил оби­тель в поис­ках уеди­нен­но­го места. На реке Рате он поста­вил келию и стал под­ви­зать­ся в без­мол­вии. Впо­след­ствии на месте подви­гов обра­зо­вал­ся мона­стырь, назван­ный Ново­двор­ским. Для при­хо­див­ших ино­ков был выстро­ен храм во Имя Спа­са. Избран­ный игу­ме­ном, свя­той Петр крот­ко настав­лял духов­ных чад, нико­гда не гне­вал­ся на про­ви­нив­ше­го­ся ино­ка, сло­вом и при­ме­ром поучал бра­тию. О доб­ро­де­тель­ном игу­мене-подвиж­ни­ке ста­ло извест­но дале­ко за пре­де­ла­ми оби­те­ли. Неред­ко в мона­стырь при­хо­дил Галиц­кий князь Юрий Льво­вич, что­бы услы­шать духов­ные настав­ле­ния свя­то­го подвижника.

По сове­ту Галиц­ко­го кня­зя Юрия игу­мен Петр отпра­вил­ся к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Пат­ри­ар­ху для при­ня­тия свя­ти­тель­ской кафед­ры. Бог избрал для окорм­ле­ния Рус­ской Церк­ви свя­то­го Пет­ра. По воз­вра­ще­нии в Рос­сию в 1308 году мит­ро­по­лит Петр в тече­ние года пре­бы­вал в Кие­ве, а затем пере­ехал во Владимир.

Мно­го труд­но­стей испы­тал Пер­во­свя­ти­тель в пер­вые годы управ­ле­ния Рус­ской мит­ро­по­ли­ей. В стра­дав­шей под татар­ским игом Рус­ской зем­ле не было твер­до­го поряд­ка, и свя­ти­те­лю Пет­ру при­хо­ди­лось часто менять места сво­е­го пре­бы­ва­ния. В этот пери­од осо­бен­но важ­ны были тру­ды и забо­ты свя­ти­те­ля об утвер­жде­нии в госу­дар­стве истин­ной веры и нрав­ствен­но­сти. Во вре­мя посто­ян­ных объ­ез­дов епар­хий он неустан­но поучал народ и духо­вен­ство о стро­гом хра­не­нии хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. Враж­до­вав­ших кня­зей он при­зы­вал к миро­лю­бию и единству.

В 1312 году свя­ти­тель совер­шил поезд­ку в Орду, где полу­чил от хана Узбе­ка гра­мо­ту, охра­няв­шую пра­ва рус­ско­го духовенства.

В 1325 году свя­ти­тель Петр по прось­бе вели­ко­го кня­зя Иоан­на Дани­ло­ви­ча Кали­ты (1328 – 1340) пере­нес мит­ро­по­ли­чью кафед­ру из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву. Это собы­тие име­ло важ­ное зна­че­ние для всей Рус­ской зем­ли. Свя­ти­тель Петр про­ро­че­ски пред­ска­зал осво­бож­де­ние от татар­ско­го ига и буду­щее воз­вы­ше­ние Моск­вы как цен­тра всей России.

По его бла­го­сло­ве­нию в Мос­ков­ском Крем­ле в авгу­сте 1326 года был зало­жен собор в честь Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Это было глу­бо­ко зна­ме­на­тель­ное бла­го­сло­ве­ние вели­ко­го пер­во­свя­ти­те­ля Рус­ской земли.

21 декаб­ря 1326 года свя­ти­тель Петр ото­шел к Богу. Свя­тое тело Пер­во­свя­ти­те­ля было погре­бе­но в Успен­ском собо­ре в камен­ном гро­бу, кото­рый он сам приготовил.

Через 13 лет, в 1339 году, при свя­ти­те­ле Фео­гно­сте, он был при­чтен к лику свя­тых. У гро­ба свя­ти­те­ля кня­зья цело­ва­ли крест в знак вер­но­сти вели­ко­му кня­зю Мос­ков­ско­му. Как осо­бо чти­мый покро­ви­тель Моск­вы свя­ти­тель при­зы­вал­ся в сви­де­те­ли при состав­ле­нии госу­дар­ствен­ных дого­во­ров. Нов­го­род­цы, имев­шие пра­во изби­рать себе вла­дык у Свя­той Софии, после при­со­еди­не­ния к Москве при Иоанне III клят­вен­но обе­ща­ли ста­вить сво­их архи­епи­ско­пов толь­ко у гро­ба свя­ти­те­ля Пет­ра чудо­твор­ца. При гро­бе свя­ти­те­ля наре­ка­лись и изби­ра­лись рус­ские Первосвятители.

О нем посто­ян­но упо­ми­на­ют рус­ские лето­пи­си, ни одно зна­чи­тель­ное госу­дар­ствен­ное начи­на­ние не обхо­ди­лось без молит­вы у гро­ба свя­ти­те­ля Пет­ра. В 1472 и 1479 годах совер­ша­лось пере­не­се­ние мощей свя­ти­те­ля Пет­ра. В память этих собы­тий уста­нов­ле­ны празд­но­ва­ния 5 октяб­ря и 24 августа.

Тро­парь, глас 8

Лику́й све́тло благосла́внейший гра́де Москва́, /​име́яй в себе́ архиере́я Пет­ра́ /​я́ко зарю́ со́лнца, всю Росси́ю чудодея́нии озаря́юща, /​той бо не́мощи врачу́ет, и неду́ги я́ко тьму прого́нит от вопию́щих ему́: /​ра́дуйся, иера́рше Бо́га Вы́шняго, /​/​тобо́ю сия́ па́стве твое́й соде́ловающаго.

Кондак, глас 4

Яви́ся днесь пресве́тлая па́мять твоя́, /​святи́телю преблаже́нне Пе́тре, /​в ми́ре све́тло сия́ющи /​и явля́ющи всем /​/​Боже́ственное сия́ние.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Пе́тре, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Пет­ру, мит­ро­по­ли­ту Московскому

О вели́кий святи́телю, пресла́вный чудотво́рче, Росси́йския Це́ркве первопресто́льниче, гра́да Моск­вы́ храни́телю и о всех нас усе́рдный моли́твенниче, о́тче наш Пе́тре! К тебе́ смире́нно припа́даем и мо́лимся: про­стри́ ру́це твои́ ко Го́споду Бо́гу и помоли́ся за ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Его́: да проба́вит нам ми́лость Свою́ и низпосле́т нам вся благопотре́бная к вре́менному житию́ и ве́чному спасе́нию на́шему дары́ бла́гости Его́, наипа́че же да огради́т нас ми́ром, братолю́бием и благоче́стием от всех искуше́ний вра­га́ диа́вола, и да́рует нам бы́ти ве́рными ча́дами твои́ми, не по и́мени то́кмо, но и все́м житие́м на́шим. Ей, уго́дниче Бо́жий! Услы́ши нас благоутро́бно, и бу́ди всем нам помо́щник и засту́пник во вся́ких беда́х и напа́стех, не забу́ди нас и в час кончи́ны на́шея, егда́ наипа́че тво­е­го́ заступле́ния потре́буем, да, при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы, гре́шнии, кончи́ну благу́ю получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, сла́вяще ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва. Мч. Иули­а­нии и с нею 500 мужей и 130 жен, в Нико­ми­дии постра­дав­ших (304). Мц. блгв. кн. Иули­а­нии Вязем­ской (1406). Блж. Про­ко­пия, Хри­ста ради юрод., Вят­ско­го (1627). Мч. Феми­сто­клея Мир­ли­кий­ско­го (251). Свт. Фила­ре­та, митр. Киев­ско­го (1857). Сщмч. Миха­и­ла Кисе­ле­ва пре­св. (1918). Сщмч. Сер­гия Цвет­ко­ва диак. (1937). Сщмч. Ники­ты, еп. Белев­ско­го (1938). Сщмч. Леон­тия Стро­ц­ю­ка диак. (1940).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму