3 янва­ря. Бла­го­вер­ная Иули­а­ния, кня­ги­ня Вязем­ская и Новоторжская
Бла­го­вер­ная Иули­а­ния, кня­ги­ня Вязем­ская и Ново­торж­ская, дочь бояри­на Мак­си­ма Дани­ло­ва, про­сла­ви­лась высо­ким супру­же­ским цело­муд­ри­ем. Супруг ее, Вязем­ский князь Симе­он Мсти­сла­вич, вме­сте со Смо­лен­ским кня­зем Юри­ем Свя­то­сла­ви­чем вынуж­ден был бежать из род­ных земель, кото­рые захва­тил литов­ский князь…

Бла­го­вер­ная Иули­а­ния, кня­ги­ня Вязем­ская и Ново­торж­ская, дочь бояри­на Мак­си­ма Дани­ло­ва, про­сла­ви­лась высо­ким супру­же­ским цело­муд­ри­ем. Супруг ее, Вязем­ский князь Симе­он Мсти­сла­вич, вме­сте со Смо­лен­ским кня­зем Юри­ем Свя­то­сла­ви­чем вынуж­ден был бежать из род­ных земель, кото­рые захва­тил литов­ский князь Вито­вт. Тогда мос­ков­ский князь Васи­лий Димит­ри­е­вич дал изгнан­ным кня­зьям твер­ской город Торжок.

Князь Юрий Свя­то­сла­вич пле­нил­ся кра­со­той Иули­а­нии и вся­че­ски ста­рал­ся скло­нить ее к пре­лю­бо­де­я­нию, но Иули­а­ния стро­го хра­ни­ла супру­же­скую вер­ность. Одна­жды во вре­мя пира князь Юрий убил мужа Иули­а­нии в надеж­де наси­ли­ем овла­деть ею. Свя­тая Иули­а­ния вос­про­ти­ви­лась насиль­ни­ку. Разъ­ярен­ный князь Юрий при­ка­зал отру­бить ей ноги и руки, а тело ее бро­сить в реку Твер­цу. Муче­ни­че­ство свя­той Иули­а­нии совер­ши­лось зимой 1406 года.

От угры­зе­ней сове­сти князь Юрий бежал к тата­рам, но и там не нашел покоя. Тогда он уда­лил­ся в Рязан­скую пустынь (где и умер в 1408 году).

Вес­ной 1406 года тело бла­жен­ной кня­ги­ни уви­де­ли плы­ву­щим про­тив тече­ния. Некий рас­слаб­лен­ный услы­шал Голос свы­ше, пове­ле­вав­ший похо­ро­нить тело свя­той Иули­а­нии у южных врат собо­ра в Торж­ке. Гроб с телом впо­след­ствии постав­лен в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском собо­ре, где мно­гие полу­ча­ли от него исцеления.

В свя­зи с про­слав­ле­ни­ем свя­той Иули­а­нии 2 июня 1819 года был устро­ен пра­вый при­дел, посвя­щен­ный ее име­ни. У собо­ра Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, где рань­ше была часов­ня над гро­бом свя­той, устро­е­на цер­ковь и так­же освя­ще­на во имя свя­той Иули­а­нии, в 1906 году.

Тро­парь, глас 2

Бла­го­че́ст­но в зако́не пожи́в­ши /​и бла­ги́­ми де́­лы укра­си́в­ши­ся, /​я́ко кре́п­кий ада­ма́нт, яви́­ся, /​цело­му́д­рен­ная свя­та́я бла­го­ве́р­ная кня­ги́не Иули­а­ни́е, /​тле́н­ную сла́ву и доб­ро́т­ство теле́с­ное пре­зре́в­ши, /​зло­ко́з­нен­на­го вра­га́ побе­ди́­ла еси́, /​цело­му́д­рия ра́­ди му́­че­ни­че­скую смерть при­я́­ла еси́. /​Сего́ ра́­ди от Хри­ста́ Бо́­га нетле́н­ным и ве́ч­ным вен­це́м вен­ча́в­ши­ся, /​ны́не с ли́ки му́­че­ник лику́е­ши /​и нам ве́­лия чуде­са́, при­хо­дя́­щим ко гро́­бу тво­е­му́, /​оби́ль­но исто­ча́е­ши. /​Те́м­же ти вопи­е́м: /​моли́­ся Хри­сту́ Бо́­гу о всех нас, /​/​ве́рою и любо́вию стра­да́­ния тво­я́ почита́ющих.

Кондак, глас 2

Вос­по­е́м днесь Бла­го­де́­те­ля всех Бо́­га, /​про­сла́в­ль­ша­го в Рос­си́и Иули­а­ни́ю Бого­му́д­рую, /​да моли́тва­ми ея́ пода́ст душа́м на́­шим /​/​гре­хо́в остав­ле́­ние и ве́­лию ми́лость.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­та́я бла­го­вер­ная кня­ги́не Иули­а­ни́е, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва бла­го­вер­ной Иули­а­нии, кня­гине Вяземской

О бла­же́н­ная гос­по­же́, пре­сла́в­ная Хри­сто́­ва му́­че­ни­це, Небе́с­ных А́н­ге­лов сожи́­тель­ни­це, бла­го­ве́р­ная кня­ги́не Иули­а­ни́е, до́б­ре за чисто­ту́ под­ви­за­́в­ша­я­ся, ея́ же ра́­ди и Боже́ствен­ны­ми дара́­ми обо­га­ти́в­ша­я­ся, во вре́­мен­ней жи́з­ни лю́­те от зло­ко́з­нен­на­го вра­га́ постра­да́в­шая, уте­ше́­ние же некон­ча́е­мое от Хри­ста́ Бо́­га полу­чи́в­шая, бла­ги́­ми де́­лы и кро́то­стию укра­си́в­ша­я­ся и кро́т­ких зе́м­лю насле́­до­вав­шая, бла­го­че́ст­но в зако́не пожи́в­шая и вель­ми́ ны́не чуде­сы́ про­си­я́в­шая! Ты, я́же чисто­ты́ ра́­ди тво­е­я́ сер­де́ч­ныя, при­я́­ла в тя свет Свя­та́­го Ду́­ха и была́ еси́ всех бла­ги́х дел сокро́ви­ще на зем­ле́ и, сего́ ра́­ди бла­ги́й коне́ц му́­че­ни­че­ства улу­чи́в­ши, неиз­ре­че́н­на­го све́та спо­до́б­ле­на еси́ в ве́ч­ных кро́вех Небе́с­на­го селе́­ния. Ты, я́же со свя­ты­́­ми собо́ра­ми водво­ря́е­ши­ся и с му́­че­ник ли́ки весе­ли́­ши­ся, помя­ни́ и нас, доб­ро­де́­тель­ное тво­е́ жити­е́, и стра­да́­ния тво­я́ му́­че­ни­че­ская похва­ля́­ю­щих, и с духо́в­ною ра́­до­стию почи­та́­ю­щих тво­ю́ па́­мять. При­́зри на ны, вол­на́­ми жите́й­ски­ми обу­ре­ва́е­мыя, да тво­и́­ми моли́тва­ми, до́б­ре пожи́в­ше, диа́воль­ских избе­жи́м сете́й и с тобо́ю ве́ч­ных благ спо­до́б­ле­ны бу́­дем. О все­б­ла­же́н­ная стра­сто­те́р­пи­це, всех Вла­ды­́­це и Бо́­гу бла­га́я и ве́р­ная рабо́ яви́в­ша­я­ся! Днесь со́бран­нии в хра́­ме тво­е́м, к моще́м тво­и́м при­па́­да­ю­ще, уми­ле́н­но вопи­е́м и мо́­лим тя: моли́ с на́­ми и о нас умо­ля́е­мо­го от Сво­е­го́ бла­го­у­тро́­бия Бо́­га, да ми́­ло­стив­но услы­́­шит нас, про­ся́­щих Его́ бла­го­сты­́­ню, и пода́ст нам вся, я́же ко спа­се́­нию и жити­ю́ ну́ж­ная про­ше́­ния, и всем, на вся́ком ме́­сте, во вся́кой ско́р­би и обсто­я́­нии тре́­бу­ю­щим Его́ чело­ве­ко­лю́­бия и по́­мо­щи, вели́кую Сво­ю́ ми́­лость. Да бла­го­да́тию Бо́­жи­ею и тво­и́м те́п­лым хода́тай­ством здра́ви все­гда́ душе́ю и те́­лом пре­бы­ва́­ю­ще, сла́вим ди́в­но­го во свя­ты­́х Сво­и́х Бо́­га Изра́и­ле­ва, не уда­ля́­ю­ща­го по́­мо­щи Сво­е­я́ от нас, все­гда́, ны́не и при­́с­но и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва. Мч. Иули­а­нии и с нею 500 мужей и 130 жен, в Нико­ми­дии постра­дав­ших (304). Свт. Пет­ра, митр. Киев­ско­го, Мос­ков­ско­го и всея Руси, чуд. (1326). Блж. Про­ко­пия, Хри­ста ради юрод., Вят­ско­го (1627). Мч. Феми­сто­клея Мир­ли­кий­ско­го (251). Свт. Фила­ре­та, митр. Киев­ско­го (1857). Сщмч. Миха­и­ла Кисе­ле­ва пре­св. (1918). Сщмч. Сер­гия Цвет­ко­ва диак. (1937). Сщмч. Ники­ты, еп. Белев­ско­го (1938). Сщмч. Леон­тия Стро­ц­ю­ка диак. (1940).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму