Будучи знатным константинопольским греком получил хорошее христианское воспитание, восемнадцати лет оставил мирские отличия и принял монашество. Вскоре за добродетельную и строгую жизнь был избран настоятелем монастыря. Он неустанно призывал иноков не терять дорогого времени, предназначенного для спасения. Особенно настойчиво искоренял Иларион пьянство.
Около 1134 года хиротонисан во епископа Меглинского.
В это время в Болгарии распространилась богомильская ересь. Еретики придерживались ложного учения, по которому добро и зло являются самостоятельными началами, между которыми происходит борьба. Святитель Иларион с апостольской ревностью и усердной молитвой встал на борьбу с лжеучением. Он неутомимо обличал ересь богомилов, снимая с них лицемерную личину благочестия. Опровергая учение еретиков, святитель говорил: “Вы вовсе не христиане, ибо враждуете против Креста Христа Спасителя, не признаете Бога Единаго, поносите древнее Откровение (Ветхий Завет), чтимое христианами. Простых людей вы обманываете лицемерной кротостью, а исполнены гордости. Не может быть истинного благочестия в тех, кто не признает в себе сердечной порчи и не испрашивает благодати Божией молитвой и смирением. Злые мысли, зависть, тщеславие, суетность, коварство, ложь – не дело злого вещества в человеке и не побеждаются постом. Они плод самолюбия и потому требуют для искоренения духовных подвигов”.
Многие еретики после святительского назидания оставили лжеучение и вернулись в лоно Святой Церкви. Так же неутомимо и успешно боролся святитель Иларион с проникновением в Болгарию ереси армян-монофизитов, признававших во Христе только одну природу. Преставился святитель в 1164 году.
Скончался мирно в 1164 году «по многих потех и болезнех» и был погребен в городе Меглине.
Тропарь, глас 3
Чу́до яви́вся извеще́ния, /де́лы возсия́л еси́ доброде́телей Бо́жиих, /мона́шествующих ли́ки упасл еси́, /архиере́йская седа́лища изчи́стил еси́, /ерети́ческаго же напа́дания не усумне́вся, /це́ркви Христо́вы воздви́гл еси́, /преподо́бне Иларио́не, /у́мер, я́ко спя, /те́ло же твое́ це́ло и нетле́нно соблюдено́ бысть, /и подае́т цельбы́ боля́щим от разли́чных неду́г, /и де́моны прогоня́ет, /сего́ ра́ди мо́лим тя: //моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 3
Я́ко светоно́сна яви́ся, архиере́е, па́мять твоя́, /тьму разруши́ уны́ния и свет облиста́ даро́в Небе́сных, /вся созыва́ющи на ра́дость, /от Бо́га бо, Иларио́не, благода́ть обре́л еси́ //и мона́хов был еси́ степе́нь.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Иларио́не, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва святителю Илариону, епископу Меглинскому
О пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю (имярек), предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со А́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и страны до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, пле́нных возврати́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Илариона Великого (371 – 372). Прп. Илариона, схим. Печерского, в Дальн. пещ. (XI). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Сщмч. Павлина, архиеп. Могилевского, и с ним Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова (1937). Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303). Сщмч. Аркадия, еп. Екатеринбургского (1937). Сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937). Сщмч. Константина Чекалова пресв. (1937) Сщмч. Сергия Смирнова пресв. (1937) Сщмч. Василия Никольского пресв. (1937) Сщмч. Феодора Беляева пресв. (1937) Сщмч. Владимира Введенского пресв. (1937) Сщмч. Николая Раевского пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Козырева пресв. (1937) Сщмч. Василия Козырева пресв. (1937) Сщмч. Александра Богоявленского пресв. (1937) Сщмч. Димитрия Троицкого пресв. (1937) Сщмч. Алексия Москвина пресв. (1937) Сщмч. Сергия Казанского диак. (1937) Сщмч. Иоанна Мельницкого диак. (1937) Прмч. Софрония (Несмеянова) иером. (1937) Прмч. Неофита (Осипова) архим. (1937) Прмц. Пелагии (Тестовой) ин. (1944).