3 фев­ра­ля. Свя­тые муче­ни­ки Евге­ний, Кан­дид, Вале­ри­ан и Акила
Свя­тые муче­ни­ки Евге­ний, Кан­дид, Вале­ри­ан и Аки­ла постра­да­ли в Тра­пезун­де (ныне Тра­б­зон, Тур­ция) за веру во Хри­ста во вре­мя цар­ство­ва­ния Дио­кле­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на (284 — 305). Импе­ра­тор Дио­кле­ти­ан напра­вил уче­ных мужей Агри­ко­лая и Лисия в Понт для борь­бы с…

Свя­тые муче­ни­ки Евге­ний, Кан­дид, Вале­ри­ан и Аки­ла постра­да­ли в Тра­пезун­де (ныне Тра­б­зон, Тур­ция) за веру во Хри­ста во вре­мя цар­ство­ва­ния Дио­кле­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на (284 — 305).

Импе­ра­тор Дио­кле­ти­ан напра­вил уче­ных мужей Агри­ко­лая и Лисия в Понт для борь­бы с хри­сти­а­на­ми, назна­чив пер­во­го пра­ви­те­лем горо­да Сева­стии Армян­ской (ныне Сивас), вто­ро­го — дук­сом горо­да Сата­ла (ныне Садак). Добрав­шись до места назна­че­ния, Лисий собрал жите­лей и зачи­тал им импе­ра­тор­ский указ о запре­ще­нии хри­сти­ан­ства и о нака­за­нии за его про­по­ведь. Груп­па вои­нов заяви­ла о сво­ей при­вер­жен­но­сти Хри­сту, за что была бро­ше­на в тем­ни­цу, а затем высла­на в Пити­унт (ныне Пицун­да, Гру­зия) в Лазике.

Лисию доло­жи­ли, что в Тра­пезун­де Евге­ний, Вале­ри­ан и Кан­дид про­по­ве­ду­ют хри­сти­ан­ство и борют­ся с идо­ло­по­клон­ством. Они разо­ри­ли свя­ти­ли­ще боже­ства Мит­ры на горе Мит­ри­он под Тра­пезун­дом и скры­ва­ют­ся от пре­сле­до­ва­ния в лесах. Сна­ря­див вои­нов, Лисий послал их под видом охо­ты на поис­ки трех хри­сти­ан­ских про­по­вед­ни­ков. Пер­вым в лесу был пой­ман Кан­дид. Затем воз­ле город­ских стен вои­нам встре­тил­ся юно­ша Аки­ла, кото­рый пахал зем­лю. Испу­гав­шись угроз, он ука­зал языч­ни­кам направ­ле­ние, где мог скры­вать­ся Вале­ри­ан. Тот попы­тал­ся убе­жать, но был пой­ман и свя­зан. Тогда Аки­ла испо­ве­дал Хри­ста и тоже был свя­зан и отве­ден в тем­ни­цу. Поняв, что Вале­ри­ан, Кан­дид и Аки­ла не отсту­пят от сво­ей веры, Лисий при­ка­зал бить их пал­ка­ми, под­ве­сить, стро­гать тело желез­ны­ми инстру­мен­та­ми и жечь огнем. Бог при­шел на помощь стой­ко пере­но­сив­шим муче­ния свя­тым: пла­мя погас­ло, мучи­те­ли были повер­же­ны на зем­лю, а муче­ни­ки исце­ле­ны. Лисий при­ка­зал отве­сти их в темницу.

Все это вре­мя Евге­ний скры­вал­ся в пеще­ре Акан­ты (Тер­нии), ему явил­ся Хри­стос и пове­лел напра­вить­ся к Лисию и испо­ве­дать истин­но­го Бога. Ста­ру­ха, соби­рав­шая в окрест­но­стях пеще­ры хво­рост, обна­ру­жи­ла убе­жи­ще Евге­ния и немед­лен­но сооб­щи­ла, где он скры­ва­ет­ся. Евге­ний был схва­чен сол­да­та­ми во вре­мя молит­вы и при­ве­ден к Лисию. Тот пытал­ся пере­убе­дить Евге­ния и уго­во­рить его при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но, при­дя в капи­ще, Евге­ний взмо­лил­ся Богу, про­ся Его низ­верг­нуть идо­лов. И тут же несколь­ко ста­туй упа­ли и рас­сы­па­лись в прах, а оби­тав­шие в них демо­ны возо­пи­ли о поща­де и затем исчез­ли. После это­го Лисий при­ка­зал под­верг­нуть его таким же муче­ни­ям, как и Вале­ри­а­на, Кан­ди­да и Аки­лу. Евге­ний стой­ко пере­но­сил пыт­ки. По рас­по­ря­же­нию Лисия за сте­на­ми Тра­пезун­да зато­пи­ли огром­ную печь, куда муче­ни­ки вошли с молит­вой. Они оста­ва­лись там два дня без вся­ко­го вре­да, пока огонь окон­ча­тель­но не погас.

Лисий при­ка­зал обез­гла­вить Вале­ри­а­на, Кан­ди­да и Аки­лу, Евге­ния же при­гвоз­дить в тем­ни­це к дере­ву для пыток. К телам муче­ни­ков были при­став­ле­ны страж­ни­ки. Когда они засну­ли, хри­сти­ане забра­ли остан­ки, что­бы доста­вить их на роди­ну свя­тых. В доро­ге Вале­ри­ан явил­ся сво­е­му быв­ше­му слу­ге и пове­лел вер­нуть­ся на место их каз­ни, что­бы забрать отсе­чен­ные голо­вы. Слу­га вер­нул­ся, нашел голо­вы по исхо­див­ше­му от них ярко­му сия­нию и, забрав их с собой, догнал попутчиков.

Через несколь­ко дней хри­сти­ане раз­де­ли­лись: одни долж­ны были идти на роди­ну Кан­ди­да — в Соло­хе­ну (Соро­ге­ну; ныне Ялын­ка­вак), дру­гие — на роди­ну Вале­ри­а­на, в хал­дий­скую Эдис­ку (Седис­ку, Сидис­ху, Адису; ныне Йыл­дыз), тре­тьи — в род­ные места Аки­лы — в Годе­ну (ныне Ойма­лы), так­же в Хал­дии. Отно­си­тель­но роди­ны Аки­лы в источ­ни­ках есть рас­хож­де­ния: Кон­стан­тин Лукит гово­рит о Годене, в ано­ним­ном Муче­ни­че­стве и у Кси­фи­ли­на упо­ми­на­ет­ся Эдис­ка. При выбо­ре пути выяс­ни­лось, что тела муче­ни­ков невоз­мож­но опо­знать. И тогда живот­ные, пере­во­зив­шие тела, сами напра­ви­лись каж­дое в нуж­ную сто­ро­ну. Муче­ни­ков с честью похо­ро­ни­ли на их родине.

Евге­нию, при­гвож­ден­но­му в тем­ни­це, явил­ся ангел, вынул гвоз­ди из рук и ног и изле­чил раны. Лисий счи­тал все про­ис­хо­див­шие чуде­са резуль­та­том магии. Евге­нию нано­си­ли уда­ры меча­ми, затем отве­ли на место каз­ни и обез­гла­ви­ли. Тело по при­ка­зу Лисия было бро­ше­но на съе­де­ние диким зве­рям. Но хри­сти­а­нам уда­лось его уне­сти и похоронить.

Муче­ник Евге­ний так­же почи­та­ет­ся как покро­ви­тель горо­да Тра­б­зо­на (Тур­ция).

Тро­парь, глас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди, /​во стра́даниих свои́х вен­цы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего: /​иму́ще бо кре́пость Твою́, /​мучи́телей низложи́ша, /​сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости. /​Тех моли́твами /​/​спа­си́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2

Свети́льницы све́тлии я́вльшеся, /​Боже́ственнии му́ченицы, /​тварь всю све́тлостию чуде́с озаря́ете, /​неду́ги разреша́юще, /​и глубо́кую тьму все­гда́ отгоня́юще, /​/​Хри­сту́ Бо́гу моля́щеся непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​страстоте́рпцы святи́и Евге́ние, Канди́де, Валериа́не и Аки́ло, /​и чтим честна́я страда́ния ва́ша, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́ли есте́.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Мак­си­ма Испо­вед­ни­ка (662). Мч. Неофи́та Никей­ско­го (303 – 305). Прп. Мак­си­ма Гре­ка (1556). Мц. А́гнии (А́нны) девы (ок. 304). Исп. Анаста́сия Рим­ско­го (662). Сщмч. Илии́ Бере­зов­ско­го, пре­сви­те­ра (1938). Ико­ны Божи­ей Мате­ри: Кти­тор­ская (IV); «Отра­да» («Уте­ше­ние») Вато­пед­ская (807).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму