3 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Мак­сим Исповедник
Пре­по­доб­ный Мак­сим Испо­вед­ник родил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле око­ло 580 года и вырос в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской семье. В юно­сти он полу­чил раз­но­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние: изу­чил фило­со­фию, грам­ма­ти­ку, рито­ри­ку, был начи­тан в древ­них авто­рах и в совер­шен­стве вла­дел Бого­слов­ской диа­лек­ти­кой.…

Пре­по­доб­ный Мак­сим Испо­вед­ник родил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле око­ло 580 года и вырос в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской семье. В юно­сти он полу­чил раз­но­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние: изу­чил фило­со­фию, грам­ма­ти­ку, рито­ри­ку, был начи­тан в древ­них авто­рах и в совер­шен­стве вла­дел Бого­слов­ской диа­лек­ти­кой. Когда пре­по­доб­ный Мак­сим посту­пил на госу­дар­ствен­ную служ­бу, зна­ния и доб­ро­со­вест­ность поз­во­ли­ли ему стать пер­вым сек­ре­та­рем импе­ра­то­ра Ирак­лия (611 – 641). Но при­двор­ная жизнь тяго­ти­ла его, и он уда­лил­ся в Хри­со­поль­скую оби­тель (на про­ти­во­по­лож­ном бере­гу Бос­фо­ра – ныне Ску­та­ри), где при­нял ино­че­ский постриг. Сво­им сми­рен­но­муд­ри­ем он вско­ре при­об­рел любовь бра­тии и был избран игу­ме­ном мона­сты­ря, но и в этом сане, по сво­ей необык­но­вен­ной скром­но­сти, он, по соб­ствен­ным его сло­вам, “оста­вал­ся про­стым мона­хом”. В 633 году по прось­бе одно­го Бого­сло­ва, буду­ще­го свя­ти­те­ля Иеру­са­лим­ско­го Пат­ри­ар­ха Софро­ния, пре­по­доб­ный Мак­сим оста­вил оби­тель и уехал в Александрию.

Свя­той Софро­ний стал изве­стен к тому вре­ме­ни как непри­ми­ри­мый про­тив­ник моно­фе­лит­ской ереси.

Путь пре­по­доб­но­го Мак­си­ма из Кон­стан­ти­но­по­ля в Алек­сан­дрию лежал через Крит, где и нача­лась его про­по­вед­ни­че­ская деятельность.

В 647 году пре­по­доб­ный Мак­сим вер­нул­ся в Афри­ку. Там на собо­рах епи­ско­пов моно­фе­лит­ство осуж­да­лось как ересь. Пре­по­доб­ный Мак­сим был одним их тех, кто так­же осуж­дал ересь монофелитства.

Когда Кон­станс II полу­чил опре­де­ле­ние Собо­ра, он при­ка­зал схва­тить и папу Мар­ти­на, и пре­по­доб­но­го Мак­си­ма. Этот при­каз был выпол­нен через пять лет, в 654 году. Пре­по­доб­но­го Мак­си­ма обви­ни­ли в измене оте­че­ству и заклю­чи­ли в тюрь­му. В 656 году он был сослан во Фра­кию, а затем сно­ва при­ве­зен в Кон­стан­ти­но­поль­скую тюрь­му. Пре­по­доб­но­го вме­сте с дву­мя его уче­ни­ка­ми под­верг­ли жесто­чай­шим пыт­кам: каж­до­му отре­за­ли язык и усек­ли пра­вую руку. Затем их сосла­ли в Кол­хи­ду. Но тут Гос­подь явил неиз­ре­чен­ное чудо: все они обре­ли спо­соб­ность гово­рить и писать. Пре­по­доб­ный Мак­сим пред­ска­зал свою кончину.

Пре­по­доб­ный Мак­сим Испо­вед­ник оста­вил Церк­ви боль­шое Бого­слов­ское насле­дие. Его экзе­ге­ти­че­ские тру­ды содер­жат объ­яс­не­ния труд­ных мест из Свя­щен­но­го Писа­ния, тол­ко­ва­ния молит­вы Гос­под­ней и 59-го псал­ма, схо­лии к сочи­не­ни­ям свя­щен­но­му­че­ни­ка Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та († 96; память 3 октяб­ря) и свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бого­сло­ва († 389, память 25 янва­ря). К экзе­ге­ти­ке отно­сит­ся так­же объ­яс­не­ние Бого­слу­же­ния, оза­глав­лен­ное “Мис­та­го­гия” (“Вве­де­ние о таин­стве”). К дог­ма­ти­че­ским тру­дам пре­по­доб­но­го отно­сят­ся: изло­же­ние его дис­пу­та с Пир­ром, несколь­ко трак­та­тов и пись­ма к раз­ным лицам. В них содер­жит­ся изло­же­ние Пра­во­слав­но­го уче­ния о Боже­ствен­ной сущ­но­сти и ипо­ста­си, о Бого­во­пло­ще­нии и об обо­же­нии чело­ве­че­ской природы.

Пре­по­доб­ный Мак­сим напи­сал так­же три гим­на в луч­ших тра­ди­ци­ях цер­ков­ной гим­но­гра­фии, веду­щих нача­ло от свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бого­сло­ва. Бого­сло­вие пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Испо­вед­ни­ка, осно­ван­ное на духов­ном опыт­ном зна­нии вели­ких отцов-пустын­ни­ков, исполь­зу­ю­щее искус­ство диа­лек­ти­ки, выра­бо­тан­ное дохри­сти­ан­ской фило­со­фи­ей, было про­дол­же­но и раз­ви­то в тру­дах пре­по­доб­но­го Симео­на Ново­го Бого­сло­ва и свя­ти­те­ля Гри­го­рия Паламы.

Тро­парь, глас 8

Пра­во­сла́вия наста́в­ни­че, /​бла­го­че́­стия учи́­те­лю и чисто­ты́, /​все­ле́н­ныя све­ти́ль­ни­че, /​мона́­ше­ству­ю­щих бого­дух­но­ве́н­ное удоб­ре́­ние, /​Мак­си́­ме пре­му́д­ре, /​уче́нь­ми тво­и́­ми вся про­све­ти́л еси́, цев­ни́­це духо́в­ная. /​/​Моли́ Хри­ста́ Бо́­га спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Тро́и­цы рачи́­те­ля и вели́ка­го Мак­си́­ма, /​науча́­ю­ща я́с­но ве́­ре Боже́ствен­ней, /​е́же сла́ви­ти Хри­ста́, во дву́ есте­ства́х, во́­лях же и де́й­ствах су́­ща, /​в пе́с­нех досто́й­ных, ве́р­нии, почти́м, взы­ва́­ю­ще: /​/​ра́­дуй­ся про­по­ве́д­ни­че ве́ры.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Мак­си́­ме, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Мак­си­му Исповеднику

О, свя­ще́н­ная гла­во́, пре­по­до́бне о́т­че, преб­ла­же́нне а́вво Мак­си́­ме! Не забу́­ди убо́­гих тво­и́х до кон­ца́, но поми­на́й нас все­гда́ во свя­ты­́х и бла­го­при­я́т­ных моли́твах к Бо́­гу: помя­ни́ ста́­до тво­е́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́­ди посе­ща́ти чад тво­и́х моли́ за ны, о́т­че свя­ще́н­ный, за де́ти тво­я́ духо́в­ныя, я́ко име́яй дерз­но­ве́­ние к Небе́с­но­му Царю́: не пре­мол­чи́ за ны ко Го́с­по­ду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́­щих тя: поми­на́й нас недо­сто́й­ных у Пре­сто́­ла Все­дер­жи́­те­ле­ва, и не пре­ста́й моля́­ся о нас ко Хри­сту́ Бо́­гу, и́бо дана́ тебе́ бысть бла­го­да́ть за ны моли́ти­ся. Не мним бо тя су́­ща ме́рт­ва: а́ще бо те́­лом и пре­ста́вил­ся еси́ от нас, но и по сме́р­ти жив сый пре­бы­ва́е­ши, не отсту­па́й от нас ду́­хом, сохра­ня́я нас от стрел вра́­жи­их и вся́кия пре́ле­сти бесо́в­ския и ко́з­ней диа́воль­ских, па́­сты­рю наш до́брый. А́ще бо и моще́й тво­и́х ра́ка пред очи́­ма на́­ши­ма ви́­ди­ма есть все­гда́, но свя­та́я тво­я́ душа́ со а́н­гель­ски­ми во́ин­ст­вы, со без­п­ло́т­ны­ми ли́ки, с Небе́с­ны­ми си́­ла­ми, у Пре­сто́­ла Все­дер­жи́­те­ле­ва пред­сто­я́­щи, досто́й­но весе­ли́т­ся, ве́­ду­ще у́бо тя вои́­сти­ну и по сме́р­ти жи́­ва су́­ща, тебе́ при­па́­да­ем и тебе́ мо́­лим­ся: моли́­ся о нас Все­си́ль­но­му Бо́­гу, о по́ль­зе душ на́­ших, и испро­си́ нам вре́­мя на пока­я́­ние, да невоз­бра́н­но пре́й­дем от зем­ли́ на Не́­бо, от мыта́рств же го́рь­ких, бесо́в воз­ду́ш­ных кня­зе́й и от ве́ч­ныя му́ки да изба́вим­ся, и Небе́с­на­го Ца́р­ствия насле́д­ни­цы да бу́­дем со все­́­ми пра́вед­ны­ми, от ве́ка уго­ди́в­ши­ми Го́с­по­ду на́­ше­му Иису́­су Хри­сту́: Ему́ же подо­ба́ет вся́кая сла́­ва, честь и покло­не́­ние, со Без­на­ча́ль­ным Его́ Отце́м, и с Пре­свя­ты­́м и Бла­ги́м и Живо­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом, ны́не и при­́с­но, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Неофи́та Никей­ско­го (303 – 305). Мчч. Евге́­ния, Кан­ди́­да, Вале­ри­а́­на и Аки́­лы (III). Прп. Мак­си­ма Гре­ка (1556). Мц. А́г­нии (А́н­ны) девы (ок. 304). Исп. Ана­ста́­сия Рим­ско­го (662). Сщмч. Или­и́ Бере­зов­ско­го, пре­сви­те­ра (1938). Ико­ны Божи­ей Мате­ри: Кти­тор­ская (IV); «Отра­да» («Уте­ше­ние») Вато­пед­ская (807).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму