3 фев­ра­ля. Пре­по­доб­ный Мак­сим Исповедник
Пре­по­доб­ный Мак­сим Испо­вед­ник родил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле око­ло 580 года и вырос в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской семье. В юно­сти он полу­чил раз­но­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние: изу­чил фило­со­фию, грам­ма­ти­ку, рито­ри­ку, был начи­тан в древ­них авто­рах и в совер­шен­стве вла­дел Бого­слов­ской диа­лек­ти­кой.…

Пре­по­доб­ный Мак­сим Испо­вед­ник родил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле око­ло 580 года и вырос в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской семье. В юно­сти он полу­чил раз­но­сто­рон­нее обра­зо­ва­ние: изу­чил фило­со­фию, грам­ма­ти­ку, рито­ри­ку, был начи­тан в древ­них авто­рах и в совер­шен­стве вла­дел Бого­слов­ской диа­лек­ти­кой. Когда пре­по­доб­ный Мак­сим посту­пил на госу­дар­ствен­ную служ­бу, зна­ния и доб­ро­со­вест­ность поз­во­ли­ли ему стать пер­вым сек­ре­та­рем импе­ра­то­ра Ирак­лия (611 – 641). Но при­двор­ная жизнь тяго­ти­ла его, и он уда­лил­ся в Хри­со­поль­скую оби­тель (на про­ти­во­по­лож­ном бере­гу Бос­фо­ра – ныне Ску­та­ри), где при­нял ино­че­ский постриг. Сво­им сми­рен­но­муд­ри­ем он вско­ре при­об­рел любовь бра­тии и был избран игу­ме­ном мона­сты­ря, но и в этом сане, по сво­ей необык­но­вен­ной скром­но­сти, он, по соб­ствен­ным его сло­вам, “оста­вал­ся про­стым мона­хом”. В 633 году по прось­бе одно­го Бого­сло­ва, буду­ще­го свя­ти­те­ля Иеру­са­лим­ско­го Пат­ри­ар­ха Софро­ния, пре­по­доб­ный Мак­сим оста­вил оби­тель и уехал в Александрию.

Свя­той Софро­ний стал изве­стен к тому вре­ме­ни как непри­ми­ри­мый про­тив­ник моно­фе­лит­ской ереси.

Путь пре­по­доб­но­го Мак­си­ма из Кон­стан­ти­но­по­ля в Алек­сан­дрию лежал через Крит, где и нача­лась его про­по­вед­ни­че­ская деятельность.

В 647 году пре­по­доб­ный Мак­сим вер­нул­ся в Афри­ку. Там на собо­рах епи­ско­пов моно­фе­лит­ство осуж­да­лось как ересь. Пре­по­доб­ный Мак­сим был одним их тех, кто так­же осуж­дал ересь монофелитства.

Когда Кон­станс II полу­чил опре­де­ле­ние Собо­ра, он при­ка­зал схва­тить и папу Мар­ти­на, и пре­по­доб­но­го Мак­си­ма. Этот при­каз был выпол­нен через пять лет, в 654 году. Пре­по­доб­но­го Мак­си­ма обви­ни­ли в измене оте­че­ству и заклю­чи­ли в тюрь­му. В 656 году он был сослан во Фра­кию, а затем сно­ва при­ве­зен в Кон­стан­ти­но­поль­скую тюрь­му. Пре­по­доб­но­го вме­сте с дву­мя его уче­ни­ка­ми под­верг­ли жесто­чай­шим пыт­кам: каж­до­му отре­за­ли язык и усек­ли пра­вую руку. Затем их сосла­ли в Кол­хи­ду. Но тут Гос­подь явил неиз­ре­чен­ное чудо: все они обре­ли спо­соб­ность гово­рить и писать. Пре­по­доб­ный Мак­сим пред­ска­зал свою кончину.

Пре­по­доб­ный Мак­сим Испо­вед­ник оста­вил Церк­ви боль­шое Бого­слов­ское насле­дие. Его экзе­ге­ти­че­ские тру­ды содер­жат объ­яс­не­ния труд­ных мест из Свя­щен­но­го Писа­ния, тол­ко­ва­ния молит­вы Гос­под­ней и 59-го псал­ма, схо­лии к сочи­не­ни­ям свя­щен­но­му­че­ни­ка Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та († 96; память 3 октяб­ря) и свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бого­сло­ва († 389, память 25 янва­ря). К экзе­ге­ти­ке отно­сит­ся так­же объ­яс­не­ние Бого­слу­же­ния, оза­глав­лен­ное “Мис­та­го­гия” (“Вве­де­ние о таин­стве”). К дог­ма­ти­че­ским тру­дам пре­по­доб­но­го отно­сят­ся: изло­же­ние его дис­пу­та с Пир­ром, несколь­ко трак­та­тов и пись­ма к раз­ным лицам. В них содер­жит­ся изло­же­ние Пра­во­слав­но­го уче­ния о Боже­ствен­ной сущ­но­сти и ипо­ста­си, о Бого­во­пло­ще­нии и об обо­же­нии чело­ве­че­ской природы.

Пре­по­доб­ный Мак­сим напи­сал так­же три гим­на в луч­ших тра­ди­ци­ях цер­ков­ной гим­но­гра­фии, веду­щих нача­ло от свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бого­сло­ва. Бого­сло­вие пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Испо­вед­ни­ка, осно­ван­ное на духов­ном опыт­ном зна­нии вели­ких отцов-пустын­ни­ков, исполь­зу­ю­щее искус­ство диа­лек­ти­ки, выра­бо­тан­ное дохри­сти­ан­ской фило­со­фи­ей, было про­дол­же­но и раз­ви­то в тру­дах пре­по­доб­но­го Симео­на Ново­го Бого­сло­ва и свя­ти­те­ля Гри­го­рия Паламы.

Тро­парь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче, /​благоче́стия учи́телю и чисто­ты́, /​вселе́нныя свети́льниче, /​мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние, /​Макси́ме прему́дре, /​уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная. /​/​Моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Тро́ицы рачи́теля и вели́каго Макси́ма, /​науча́юща я́сно ве́ре Боже́ственней, /​е́же сла́вити Хри­ста́, во дву́ естества́х, во́лях же и де́йствах су́ща, /​в пе́снех досто́йных, ве́рнии, почти́м, взыва́юще: /​/​ра́дуйся пропове́дниче ве́ры.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Макси́ме, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче А́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Мак­си­му Исповеднику

О, свяще́нная гла­во́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Макси́ме! Не забу́ди убо́гих твои́х до кон­ца́, но помина́й нас все­гда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помя­ни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не пре­мол­чи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Хри­сту́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть все­гда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испро­си́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от зем­ли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Хри­сту́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Неофи́та Никей­ско­го (303 – 305). Мчч. Евге́ния, Канди́да, Валериа́на и Аки́лы (III). Прп. Мак­си­ма Гре­ка (1556). Мц. А́гнии (А́нны) девы (ок. 304). Исп. Анаста́сия Рим­ско­го (662). Сщмч. Илии́ Бере­зов­ско­го, пре­сви­те­ра (1938). Ико­ны Божи­ей Мате­ри: Кти­тор­ская (IV); «Отра­да» («Уте­ше­ние») Вато­пед­ская (807).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму