3 декаб­ря. Свя­ти­тель Про­кл, архи­епи­скоп Константинопольский
Свя­ти­тель Про­кл, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, с юных лет все свое вре­мя отда­вал молит­ве и изу­че­нию Свя­щен­но­го Писа­ния. Гос­подь удо­сто­ил его вели­ко­го сча­стья быть уче­ни­ком свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, кото­рый руко­по­ло­жил его сна­ча­ла в сан диа­ко­на, а затем в…

Свя­ти­тель Про­кл, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, с юных лет все свое вре­мя отда­вал молит­ве и изу­че­нию Свя­щен­но­го Писа­ния. Гос­подь удо­сто­ил его вели­ко­го сча­стья быть уче­ни­ком свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, кото­рый руко­по­ло­жил его сна­ча­ла в сан диа­ко­на, а затем в сан пре­сви­те­ра. Свя­той Про­кл был сви­де­те­лем явле­ния апо­сто­ла Пав­ла свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту. От сво­е­го учи­те­ля свя­той Про­кл полу­чил глу­бо­кие зна­ния Свя­щен­но­го Писа­ния, научил­ся в совер­шен­ной фор­ме изла­гать мысли.

После изгна­ния и смер­ти свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста свя­той Про­кл был руко­по­ло­жен свя­тым Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Сиси­ни­ем (426 – 427) в сан епи­ско­па горо­да Кизя­ка, но под вли­я­ни­ем ере­ти­ков-несто­ри­ан паства изгна­ла сво­е­го свя­ти­те­ля. Тогда свя­той Про­кл вер­нул­ся в сто­ли­цу и про­по­ве­до­вал Сло­во Божие в хра­мах Кон­стан­ти­но­по­ля, укреп­ляя слу­ша­те­лей в Пра­во­слав­ной вере, обли­чая зло­че­сти­вых ере­ти­ков. По смер­ти свя­ти­те­ля Пат­ри­ар­ха Сиси­ния, свя­ти­тель Про­кл был воз­ве­ден во архиепископа.

Став Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, управ­лял Цер­ко­вью в тече­ние две­на­дца­ти лет (434 – 447). Ста­ра­ни­я­ми свя­ти­те­ля Прок­ла при свя­том царе Фео­до­сии II (408 – 450) из Комар в Кон­стан­ти­но­поль были пере­не­се­ны мощи свя­ти­те­ля Иоан­на Златоуста.

Во вре­мя пат­ри­ар­ше­ства Прок­ла импе­рию постиг­ло раз­ру­ши­тель­ное зем­ле­тря­се­ние, про­дол­жав­ше­е­ся несколь­ко меся­цев. В Вифи­нии, Гел­лес­пон­те, Фри­гии руши­лись горо­да, исче­за­ли с лица зем­ли реки, в без­вод­ных преж­де местах воз­ни­ка­ли губи­тель­ные наводнения.

Кон­стан­ти­но­поль­цы во гла­ве с Пат­ри­ар­хом и импе­ра­то­ром выхо­ди­ли из горо­да и совер­ша­ли молеб­ны о пре­кра­ще­нии неви­дан­но­го по силе бед­ствия. Во вре­мя одно­го молеб­на из тол­пы был неви­ди­мой силой под­нят в воз­дух маль­чик и уне­сен на такую высо­ту, где чело­ве­че­ский взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невре­ди­мым, отрок был опу­щен на зем­лю и рас­ска­зал, что там, в Вышине, он слы­шал и видел, как Анге­лы, сла­вя Бога, поют: “Свя­тый Боже, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Бес­смерт­ный”. Весь народ запел три­свя­тую молит­ву, при­со­еди­нив к ней: “поми­луй нас” – и зем­ле­тря­се­ние пре­кра­ти­лось. Эту молит­ву Пра­во­слав­ная Цер­ковь поет за Бого­слу­же­ни­ем и до сего дня.

Кон­стан­ти­но­поль­ская паства люби­ла сво­е­го Пат­ри­ар­ха за его подвиж­ни­че­скую жизнь, за его забо­ту об обез­до­лен­ных и за его про­по­ве­ди. До наших дней дошли мно­гие тво­ре­ния свя­ти­те­ля. Наи­боль­шей извест­но­стью поль­зу­ют­ся направ­лен­ные про­тив несто­ри­ан два сло­ва свя­ти­те­ля в похва­лу Божи­ей Мате­ри и четы­ре сло­ва на Рож­де­ство Хри­сто­во, изла­га­ю­щие Пра­во­слав­ное уче­ние о Вопло­ще­нии Сына Божия. Все­об­щее ува­же­ние снис­ка­ла дея­тель­ность свя­то­го Пат­ри­ар­ха по устрой­ству бла­го­чи­ния во всех цер­ков­ных делах. Окру­жен­ный любо­вью и поче­том, свя­ти­тель Про­кл ото­шел ко Гос­по­ду в пре­клон­ном воз­расте († 446 – 447).

Тро­парь, глас 4

И́же Боже́ственным нача́лом прему́дрости, /​стра́хом Госпо́дним утве́рждся, /​отту́ду свяще́нными восхожде́нии возше́л еси́ /​во учени́чество Златоу́ста, /​и архиере́йскаго того́ престо́ла досто́ин быв чисто­ты́ добро́тами, /​апо́стольским пра́вилом себе́ вообрази́в, /​не себе́ живы́й, но Хри­сту́ и ста́ду тво­е­му́. /​Тем в нетле́нный живо́т апо́стольски всели́лся еси́, /​иера́рше Про́кле, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Досто́йно днесь торжеству́ет /​всех градо́в честне́йший вои́стинну /​в честно́м преставле́нии твое́м, /​/​о́тче отце́в, Про́кле му́дре.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Про́кле, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Про­клу, архи­епи­ско­пу Константинопольскому

О пре­чест­ная и свя­щен­ная гла­во и бла­го­да­ти Свя­та­го Духа испол­нен­ная, Спа­со­во со Отцем оби­та­ли­ще, вели­кий архи­ерее, теп­лый наш заступ­ни­че, свя­ти­те­лю Про́кле, пред­стоя у Пре­сто­ла всех Царя и насла­жда­я­ся све­та еди­но­сущ­ныя Тро­и­цы и херу­вим­ски со анге­лы воз­гла­шая песнь три­свя­тую, вели­кое же и неиз­сле­до­ван­ное дерз­но­ве­ние имея ко все­ми­ло­сти­во­му Вла­ды­це, моли спа­сти­ся паст­вы Хри­сто­вы людем, бла­го­сто­я­ние свя­тых церк­вей утвер­ди: архи­ереи бла­го­ле­пи­ем свя­ти­тель­ства укра­си, мона­ше­ству­ю­щыя к подви­гом добра­го тече­ния укре­пи, цар­ству­ю­щий град и вся гра­ды и стра­ны доб­ре сохра­ни, и веру свя­тую непо­роч­ну соблю­сти умо­ли, мир весь пред­ста­тель­ством тво­им уми­ри, от гла­да и пагу­бы изба­ви ны, и от напа­де­ния ино­пле­мен­ных сохра­ни, ста­рыя уте­ши, юныя наста­ви, безум­ныя умуд­ри, вдо­ви­цы поми­луй, сиро­ты засту­пи, мла­ден­цы воз­рас­ти, плен­ных воз­вра­ти, немо­щству­ю­щыя и моля­щи­я­ся тебе от всех напа­стей и бед хода­тай­ством тво­им сво­бо­ди: моли о нас Все­щед­ра­го и Чело­ве­ко­лю­би­ва­го Хри­ста Бога наше­го, да и в день Страш­на­го При­ше­ствия Его от шуи­я­го сто­я­ния изба­вит нас, и радо­сти свя­тых при­част­ни­ки сотво­рит со все­ми свя­ты­ми во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Прп. Гри­го­рия Дека­по­ли­та (ок. 842). Прп. Дио­до­ра Юрье­гор­ско­го (1633). Мч. Дасия (284 – 305). Мчч. Евста­фия, Фес­пе­сия и Ана­то­лия (312). Сщмчч. Нир­сы еп. и Иоси­фа, уче­ни­ка его, Иоан­на, Саве­рия, Иса­кия и Ипа­тия, епи­ско­пов Пер­сид­ских; мчч. Аза­та скоп­ца, Сасо­ния, Фек­лы, Анны и иных мно­гих иужей и жен, в Пер­си­де постра­дав­ших (343). Сщмч. Алек­сандра Саха­ро­ва и Иоан­на Тихо­ми­ро­ва Шатур­ских (1937; тро­парь, кондак). Сщмч. Алек­сия Ама­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Мед­ве­дю­ка пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Забо­лот­но­го пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сия Ника­то­ва пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Кан­де­лябро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Зеле­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Сар­ва пре­св. (1937) Сщмч. Еми­ли­а­на Пана­се­ви­ча пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Покров­ско­го пре­св. (1937) Прмч. Арсе­ния (Дмит­ри­е­ва) игум. (1937) Прмч. Евти­хия (Качу­ра) игум. (1937) Прмч. Ила­ри­о­на (Писар­ца) иером. (1937) Прмц. Иоан­ни­кии (Кожев­ни­ко­вой) игум. (1937) Прмц. Тати­а­ны (Фоми­че­вой) посл. (после 1937). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Собо­лев­ская” (1282, под Киевом).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму