Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста, который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли.
После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426 – 427) в сан епископа города Кизяка, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти святителя Патриарха Сисиния, святитель Прокл был возведен во архиепископа.
Став Патриархом Константинопольским, управлял Церковью в течение двенадцати лет (434 – 447). Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II (408 – 450) из Комар в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста.
Во время патриаршества Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения.
Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невредимым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в Вышине, он слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный”. Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: “помилуй нас” – и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за Богослужением и до сего дня.
Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие Православное учение о Воплощении Сына Божия. Всеобщее уважение снискала деятельность святого Патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. Окруженный любовью и почетом, святитель Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте († 446 – 447).
Тропарь, глас 4
И́же Боже́ственным нача́лом прему́дрости, /стра́хом Госпо́дним утве́рждся, /отту́ду свяще́нными восхожде́нии возше́л еси́ /во учени́чество Златоу́ста, /и архиере́йскаго того́ престо́ла досто́ин быв чистоты́ добро́тами, /апо́стольским пра́вилом себе́ вообрази́в, /не себе́ живы́й, но Христу́ и ста́ду твоему́. /Тем в нетле́нный живо́т апо́стольски всели́лся еси́, /иера́рше Про́кле, /моли́ Христа́ Бо́га //спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4
Досто́йно днесь торжеству́ет /всех градо́в честне́йший вои́стинну /в честно́м преставле́нии твое́м, //о́тче отце́в, Про́кле му́дре.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Про́кле, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Про́кле, предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси, монашествующыя к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, пленных возврати, немощствующыя и молящияся тебе от всех напастей и бед ходатайством твоим свободи: моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день Страшнаго Пришествия Его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита (ок. 842). Прп. Диодора Юрьегорского (1633). Мч. Дасия (284 – 305). Мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия (312). Сщмчч. Нирсы еп. и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских; мчч. Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих иужей и жен, в Персиде пострадавших (343). Сщмч. Александра Сахарова и Иоанна Тихомирова Шатурских (1937; тропарь, кондак). Сщмч. Алексия Аманова пресв. (1937) Сщмч. Владимира Медведюка пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Заболотного пресв. (1937) Сщмч. Алексия Никатова пресв. (1937) Сщмч. Василия Канделяброва пресв. (1937) Сщмч. Николая Зеленова пресв. (1937) Сщмч. Иоанна Сарва пресв. (1937) Сщмч. Емилиана Панасевича пресв. (1937) Сщмч. Николая Покровского пресв. (1937) Прмч. Арсения (Дмитриева) игум. (1937) Прмч. Евтихия (Качура) игум. (1937) Прмч. Илариона (Писарца) иером. (1937) Прмц. Иоанникии (Кожевниковой) игум. (1937) Прмц. Татианы (Фомичевой) посл. (после 1937). Иконы Божией Матери, именуемой “Соболевская” (1282, под Киевом).