3 декаб­ря. Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Декаполит
Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Дека­по­лит родил­ся в Дека­по­ле Исаврий­ском в VIII веке. С дет­ства он полю­бил храм Божий, цер­ков­ные служ­бы. Посто­ян­но с бла­го­го­ве­ни­ем читал Свя­щен­ное Писа­ние. Что­бы избе­жать женить­бы, на кото­рой наста­и­ва­ли роди­те­ли, свя­той тай­но ушел из дома.…

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Дека­по­лит родил­ся в Дека­по­ле Исаврий­ском в VIII веке. С дет­ства он полю­бил храм Божий, цер­ков­ные служ­бы. Посто­ян­но с бла­го­го­ве­ни­ем читал Свя­щен­ное Писа­ние. Что­бы избе­жать женить­бы, на кото­рой наста­и­ва­ли роди­те­ли, свя­той тай­но ушел из дома. Всю свою жизнь он про­вел в стран­ствии: был в Кон­стан­ти­но­по­ле, Риме, Корин­фе, Солу­ни, неко­то­рое вре­мя под­ви­зал­ся в пеще­ре на Олимпе.

Всю­ду пре­по­доб­ный Гри­го­рий про­по­ве­до­вал Сло­во Божие, обли­чая ико­но­бор­че­скую ересь, укреп­ляя веру и силы пра­во­слав­ных, кото­рых ере­ти­ки в то вре­мя гна­ли, мучи­ли, бро­са­ли в тем­ни­цы. Сво­и­ми подви­га­ми и молит­вой свя­той Гри­го­рий стя­жал бла­го­дат­нее дары про­ро­че­ства и чудо­тво­ре­ния. Достиг­нув чисто­ты сер­деч­ной, он удо­сто­ил­ся слы­шать Ангель­ское пение во сла­ву Свя­той Троицы.

Для про­ти­во­дей­ствия ере­си ико­но­бор­че­ства пре­по­доб­ный Гри­го­рий поки­нул мона­стырь свя­то­го Мины, в кото­ром под­ви­зал­ся дол­гое вре­мя, и отпра­вил­ся вновь в Константинополь.

В сто­ли­це тяже­лая болезнь под­то­чи­ла силы свя­то­го, и он ото­шел ко Гос­по­ду в 816 году.

Его уче­ни­ка­ми были пре­по­доб­ные Иосиф Пес­но­пи­сец и Иоанн Солунский.

Соглас­но иссле­до­ва­те­лю жития прп. Иоси­фа Е. Тома­да­ки­су, Иосиф в сер. 830‑х годов при­был в Фес­са­ло­ни­ку, где стал уче­ни­ком Гри­го­рия Дека­по­ли­та, поз­же вме­сте с ним отпра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль. В это вре­мя в сто­ли­це (837 – 839) уси­ли­лись пози­ции ико­но­бор­цев, и прп. Гри­го­рий отпра­вил Иоси­фа в Рим за помо­щью к папе.

Но мис­сия Иоси­фа не уда­лась: он был схва­чен пира­та­ми, отправ­лен на Крит и сумел осво­бо­дить­ся и вер­нуть­ся в Кон­стан­ти­но­поль толь­ко после смер­ти учителя.

Впо­след­ствии близ стен Кон­стан­ти­но­по­ля он осно­вал мона­стырь, где в церк­ви свт. Нико­лая Чудо­твор­ца поме­стил мощи прп. Гри­го­рия Дека­по­ли­та вме­сте с моща­ми др. его уче­ни­ка, прп. Иоан­на Солунского.

Око­ло 1490 года бога­тый и могу­ще­ствен­ный валаш­ский вель­мо­жа Бар­бу Край­о­вес­ку выку­пил нетлен­ные мощи пре­по­доб­но­го Гри­го­рия у турок, что­бы поло­жить их в Быст­риц­ком мона­сты­ре в Румы­нии, осно­ван­ном чле­на­ми его семьи (по др. све­де­ни­ям, мощи ста­ли даром гос­по­да­ря Кон­стан­ти­на Шербана).

От свя­ты­ни про­изо­шло нема­ло чудес для жите­лей тех кра­ёв и мно­го­чис­лен­ных паломников.

Рука прп. Гри­го­рия, при­ве­зен­ная в дар царю Фео­до­ру Иоан­но­ви­чу, хра­ни­лась в Бла­го­ве­щен­ском собо­ре мос­ков­ско­го Крем­ля. Части­ца мощей нахо­дит­ся в Кий­ском кре­сте пат­ри­ар­ха Нико­на (с 1991 хра­нит­ся в хра­ме прп. Сер­гия Радо­неж­ско­го в Кра­пив­ни­ках, в Москве).

Тро­парь, глас 3

О́браз был еси́ воздержа́ния, /​Бо́жественным Ду́хом вся просвети́в: /​правове́рия тече́ние соверши́л еси́, /​уче́нием мир просвети́л еси́ /​и злове́рных обличи́л еси́ смы́слы, /​о́тче преподо́бне Григо́рие, /​Хри­ста́ Бо́га моли́ /​/​дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 3

Све́тлое тя со́лнце Це́рковь познава́ет, /​доброде́телей красота́ми и исцеле́ний луча́ми всех просвеща́я, Христо́в уго́дниче: /​те́мже пра́зднуем честну́ю па́мять твою́ /​и почита́ем по́двиги твоя́, /​/​всеблаже́нне о́тче прему́дре Григо́рие.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бне о́тче Григо́рие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​наста́вниче мона́хов /​/​и собесе́дниче а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Гри­го­рию Декаполиту

О свя­щен­ная гла­во, пре­по­добне отче, преб­ла­женне авво Григо́рие, не забу­ди убо­гих тво­их до кон­ца, но поми­най нас все­гда во свя­тых и бла­го­при­ят­ных молит­вах к Богу: помя­ни ста­до твое, еже сам упасл еси, и не забу­ди посе­ща­ти чад тво­их моли за ны, отче свя­щен­ный, за дети твоя духов­ныя, яко име­яй дерз­но­ве­ние к Небес­но­му Царю: не пре­мол­чи за ны ко Гос­по­ду, и не пре­зри нас, верою и любо­вию чту­щих тя: поми­най нас недо­стой­ных у Пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ле­ва, и не пре­стай моля­ся о нас ко Хри­сту Богу, ибо дана тебе бысть бла­го­дать за ны моли­ти­ся. Не мним бо тя суща мерт­ва: аще бо телом и пре­ста­вил­ся еси от нас, но и по смер­ти жив сый пре­бы­ва­е­ши, не отсту­пай от нас духом, сохра­няя нас от стрел вра­жи­их и вся­кия пре­ле­сти бесов­ския и коз­ней диа­воль­ских, пас­ты­рю наш доб­рый. Аще бо и мощей тво­их рака пред очи­ма наши­ма види­ма есть все­гда, но свя­тая твоя душа со ангель­ски­ми воин­ст­вы, со без­п­лот­ны­ми лики, с небес­ны­ми сила­ми, у пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ле­ва пред­сто­я­щи, достой­но весе­лит­ся, веду­ще убо тя воис­ти­ну и по смер­ти жива суща, тебе при­па­да­ем и тебе молим­ся: моли­ся о нас Все­силь­но­му Богу, о поль­зе душ наших, и испро­си нам вре­мя на пока­я­ние, да невоз­бран­но прейдем от зем­ли на небо, от мытарств же горь­ких, бесов воз­душ­ных кня­зей и от веч­ныя муки да изба­вим­ся, и Небес­на­го Цар­ствия наслед­ни­цы да будем со все­ми пра­вед­ны­ми, от века уго­див­ши­ми Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту: Ему же подо­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и покло­не­ние, со Без­на­чаль­ным Его Отцем, и с Пре­свя­тым и Бла­гим и Живо­тво­ря­щим Его Духом, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пред­праздн­ство Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Свт. Прок­ла, архи­еп. Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (446 – 447). Прп. Дио­до­ра Юрье­гор­ско­го (1633). Мч. Дасия (284 – 305). Мчч. Евста­фия, Фес­пе­сия и Ана­то­лия (312). Сщмчч. Нир­сы еп. и Иоси­фа, уче­ни­ка его, Иоан­на, Саве­рия, Иса­кия и Ипа­тия, епи­ско­пов Пер­сид­ских; мчч. Аза­та скоп­ца, Сасо­ния, Фек­лы, Анны и иных мно­гих иужей и жен, в Пер­си­де постра­дав­ших (343). Сщмч. Алек­сандра Саха­ро­ва и Иоан­на Тихо­ми­ро­ва Шатур­ских (1937; тро­парь, кондак). Сщмч. Алек­сия Ама­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Мед­ве­дю­ка пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Забо­лот­но­го пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сия Ника­то­ва пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Кан­де­лябро­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Зеле­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Иоан­на Сар­ва пре­св. (1937) Сщмч. Еми­ли­а­на Пана­се­ви­ча пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Покров­ско­го пре­св. (1937) Прмч. Арсе­ния (Дмит­ри­е­ва) игум. (1937) Прмч. Евти­хия (Качу­ра) игум. (1937) Прмч. Ила­ри­о­на (Писар­ца) иером. (1937) Прмц. Иоан­ни­кии (Кожев­ни­ко­вой) игум. (1937) Прмц. Тати­а­ны (Фоми­че­вой) посл. (после 1937). Ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “Собо­лев­ская” (1282, под Киевом).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму