29 янва­ря. Пра­вед­ный Мак­сим, иерей Тотем­ский, Хри­ста ради юродивый
Пра­вед­ный Мак­сим был свя­щен­ни­ком в горо­де Тотьме в пер­вой поло­вине XVII века. Он име­но­вал­ся Мак­сим Мака­рьев, сын Попов. Постав­лен­ный в иерея, в тече­ние 45 лет он про­хо­дил доб­ро­воль­ный подвиг юрод­ства Хри­ста ради и пре­бы­вал в непре­стан­ной…

Пра­вед­ный Мак­сим был свя­щен­ни­ком в горо­де Тотьме в пер­вой поло­вине XVII века. Он име­но­вал­ся Мак­сим Мака­рьев, сын Попов. Постав­лен­ный в иерея, в тече­ние 45 лет он про­хо­дил доб­ро­воль­ный подвиг юрод­ства Хри­ста ради и пре­бы­вал в непре­стан­ной молит­ве, в посте, наго­те, совер­шен­но пре­не­бре­гал забо­та­ми о сво­ем теле.

Пра­вед­ный свя­щен­но­и­е­рей Мак­сим уже при жиз­ни сво­ей был отли­чен бла­го­дат­ны­ми дара­ми от Бога. Он почил в глу­бо­кой ста­ро­сти 16 янва­ря 1650 года и был погре­бен при Вос­кре­сен­ской Вар­ниц­кой церк­ви горо­да Тотьмы. Тру­же­ни­че­ская и свя­тая жизнь его и чудес­ные исце­ле­ния, исте­кав­шие от его гро­ба, послу­жи­ли побуж­де­ни­ем к состав­ле­нию пись­мен­но­го ска­за­ния о нем, но ска­за­ние это сго­ре­ло в пожа­ре Вос­кре­сен­ской церк­ви в 1676 году. Позд­нее утра­че­но и состав­лен­ное в 1680 году новое ска­за­ние. Меж­ду тем чуде­са у гро­ба пра­вед­ни­ка продолжались.

В 1715 году свя­щен­ник Вос­кре­сен­ской церк­ви Иоанн Рохле­цов с при­ход­ски­ми людь­ми обра­тил­ся к архи­епи­ско­пу Вели­ко-Устюж­ско­му Иоси­фу с прось­бой раз­ре­шить им поста­вить гроб­ни­цу над моща­ми свя­то­го Мак­си­ма в Парас­ке­ви­ев­ской церк­ви, над сими моща­ми постро­ен­ной, и поло­жить на гроб­ни­це образ свя­то­го. Вла­ды­ка дал свое раз­ре­ше­ние и бла­го­сло­вил слу­жить молеб­ны как про­чим угод­ни­кам Божиим.

В то вре­мя были еще всем памят­ны чуде­са, совер­шив­ши­е­ся у места погре­бе­ния пра­вед­но­го Мак­си­ма, и чуде­са эти были изоб­ра­же­ны на клей­мах, укра­ша­ю­щих гроб­ни­цу угод­ни­ка Божия.

В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимо­фе­ев Тару­нин забо­лел лихо­рад­кою и лежал пол­го­да рас­слаб­лен­ным. Когда он при­звал на помощь пра­вед­но­го Мак­си­ма, тот­час полу­чил исцеление.

В 1691 году кре­стья­нин Аре­фа Мале­вин­ский девять недель не вста­вал с посте­ли от лихо­рад­ки; когда же стал при­зы­вать на помощь свя­то­го Мак­си­ма, болезнь его совсем прошла.

Кре­стья­нин Фео­дор Васи­льев Мамо­шов девять лет был нездо­ров и нахо­дил­ся в рас­слаб­ле­нии. Ночью на 5 нояб­ря 1703 года он видел во сне, буд­то ста­рый чело­век в одной рубаш­ке подо­шел к его посте­ли и ска­зал ему: «Фео­дор, пере­стань скор­беть». И, взяв­ши его за пле­чо, повел в цер­ковь и велел при­ло­жить­ся к над­гро­бию пра­вед­но­го Мак­си­ма. Про­бу­див­шись, Фео­дор почув­ство­вал себя настоль­ко здо­ро­вым, что мог пеш­ком отпра­вить­ся к Вос­кре­сен­ской церк­ви для покло­не­ния гро­бу сво­е­го целителя.

Анна Яко­вле­ва Тата­у­ро­ва в 1705 году в тече­ние меся­ца была в исступ­ле­нии ума. Ночью во сне явил­ся ей пра­вед­ный Мак­сим и велел отслу­жить две пани­хи­ды над его гро­бом, обе­щая ей за то выздо­ров­ле­ние. Про­бу­див­шись, боль­ная при­шла в созна­ние и ста­ла про­сить, что­бы ее свез­ли ко гро­бу пра­вед­но­го, где она по совер­ше­нии пани­хид тот­час же почув­ство­ва­ла себя совер­шен­но здоровою.

Тро­парь, глас 4

Непоро́чным свяще́нством Бо́гови послужи́в, /​посре­де́ мирска́го мяте́жа юро́дство избра́л еси́, /​взем бо крест, после́довал еси́ Хри­сту́ невозвра́тным по́мыслом /​и, с любо́вию к Нему́ доброде́тельми приближа́яся, /​земна́я оста́вив, Небе́сная восприя́л еси́, /​блаже́нне Макси́ме, о́тче наш, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га/ сохрани́тися гра́ду То́тьме невреди́му /​/​и спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Боже́ственному гла́су после́дуя, /​возревнова́л еси́ наставля́ти па́ству свою́ /​не му́дростию сло́ва, но бу́йством жития́ безмяте́жнаго, /​непреста́нными моли́твами и сле́зными струя́ми /​ду́шу и те́ло омыва́я, /​возду́шными стихи́ями плоть изнуря́я, /​те́мже и по сме́рти чуде­сы́ тя Госпо́дь просла́ви, /​да с ве́рою зове́м к тебе́: /​/​ра́дуйся, Богому́дре о́тче наш Макси́ме.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святы́й пра́ведный о́тче Макси́ме, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва пра­вед­но­му Мак­си­му, иерею Тотем­ско­му, Хри­ста ради юродивому

О преблаже́нне и досточу́дне уго́дниче Бо́жий, Макси́ме пра́ведный! Восприя́в благода́ть Свята́го Ду́ха, пе́рвее послужи́л еси́ непоро́чным свяще́нством Пресвяте́й Тро́ице, пред­стоя́ Престо́лу Бо́жию и при­но­ся́ о лю́дех Безкро́вныя Же́ртвы. Егда́ же, ко Го́споду кра́йним жела́нием одержи́м, юро́дивое житие́ Хри­ста́ ра́ди избра́л еси́, мирски́я пре́лести отри́нул еси́, нагото́ю теле́сною, я́коже багряни́цею, оде́яся, со́лнечный зной и вели́кий мраз с любо́вию пре­тер­пе́, подвиза́яся во гра́де То́тьме, и сего́ ра́ди насле́довал еси́ Небе́сный Черто́г в селе́ниях пра́ведных. Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Хри­сту́ Бо́гу, проле́й о нас, о свя́тче Бо́жий, те́плыя моли́твы, да изба́вимся мы вся́кия ну́жды и вся́каго сопроти́внаго зла. Не преста́й моли́ти Сло́ва, Хри­ста́ Бо́га на́шего, о гра́де и лю́дех, сохрани́тися им неврежде́нным от гла́да и я́звы, огня́ и меча́ и от наше́ствия супоста́тов. Низ­посли́ с Небе­се́, о свяще́нная гла­во́, преблаже́нне Макси́ме, на нас, усе́рдно притека́ющих к тебе́ и с любо́вию лобыза́ющих святы́й о́браз твой, мир, благода́ть и спасе́ние душа́м на́шим, да и мы со все́ми святы́ми насле́дницы бу́дем Небе́снаго Ца́рствия, воспева́юще ку́пно Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Покло­не­ние честны́м вери­гам ап. Пет­ра (I). Мчч. Спев­сип­па, Елев­сип­па, Мелев­сип­па, баб­ки их Лео­нил­лы и с ними Нео­на, Тур­во­на и Иовил­лы, Лан­го­ний­ских (ок. 161 – 180). Мчч. Данак­та чте­ца (II) и Пам­вы пустын­ни­ка. Свт. Гоно­ра­та, еп. Арль­ско­го (429). Сщмч. Дамас­ки­на Ново­го, игу­ме­на Габров­ско­го (1771). Свя­тых Гала­ти­а­на, Евре­та, Вар­со­но­фия. Сщмч. Иоан­на Пет­тайя пре­св. (1919).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму