29 янва­ря. Покло­не­ние чест­ным вери­гам свя­то­го и все­х­валь­но­го апо­сто­ла Петра
Свя­той апо­стол Петр, по при­ка­за­нию царя Ирода614, был вверг­нут в тем­ни­цу и ско­ван дву­мя желез­ны­ми цепями. Но ночью, когда он спал сре­ди двух вои­нов, ангел Гос­по­день раз­бу­дил его, толк­нув в бок, и вывел из тем­ни­цы, при­чем…

Свя­той апо­стол Петр, по при­ка­за­нию царя Ирода614, был вверг­нут в тем­ни­цу и ско­ван дву­мя желез­ны­ми цепями.

Но ночью, когда он спал сре­ди двух вои­нов, ангел Гос­по­день раз­бу­дил его, толк­нув в бок, и вывел из тем­ни­цы, при­чем желез­ные вери­ги упа­ли с рук апо­сто­ла, как повест­ву­ет­ся об этом в кни­ге Дея­ний Апо­столь­ских (Деян.12:1). Весть о чудес­ном избав­ле­нии Пет­ра от оков и тем­ни­цы разо­шлась по все­му Иеру­са­ли­му, – и неко­то­рые из веру­ю­щих, взяв тай­но эти вери­ги, ста­ли хра­нить их у себя, что­бы, смот­ря на них, иметь пред гла­за­ми как бы само­го пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла Пет­ра, кото­рый, немед­лен­но по выхо­де из тем­ни­цы, отпра­вил­ся для про­по­ве­да­нья сло­ва Божье­го в дру­гие стра­ны и не воз­вра­щал­ся в Иерусалим.

Эти вери­ги полу­чи­ли от тела апо­сто­ла, кото­рый был креп­ко ими свя­зан, целеб­ную силу. Извест­но, что голов­ные повяз­ки и плат­ки свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла исце­ля­ли болез­ни и изго­ня­ли нечи­стых духов, пото­му что были про­пи­та­ны потом его (Деян.19:15); такое же дей­ствие ока­зы­ва­ли вери­ги свя­то­го Пет­ра, пото­му что неко­гда плот­но охва­ты­ва­ли тело апо­сто­ла. Веру­ю­щие с глу­бо­ким бла­го­го­ве­ни­ем чти­ли эти чест­ные вери­ги, воз­да­ва­ли им покло­не­ние и тща­тель­но хра­ни­ли их, как доро­гое наслед­ство, из рода в род, при­чем каж­дый раз роди­те­ли – детям, а те – сво­им наслед­ни­кам, объ­яс­ня­ли, како­го Вели­ко­го узни­ка каса­лись эти вери­ги и чьим телом они освя­ще­ны. Так пере­шли они по наслед­ству в руки свя­тей­ше­го иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха Ювеналия.

И когда бла­го­че­сти­вая цари­ца Евдо­кия, супру­га царя Фео­до­сия Млад­ше­го, воз­вра­ща­лась в Царь­град из Иеру­са­ли­ма, – где, за вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния, постро­и­ла мно­го церк­вей и укра­си­ла из сво­их цар­ских средств свя­тые места, – то пат­ри­арх Юве­на­лий пода­рил ей за ее бла­го­че­стие и любовь к свя­тыне нема­ло раз­ных духов­ных сокро­вищ. В чис­ле их он пода­рил ей и эти чест­ные и чудо­твор­ные вери­ги свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра. По воз­вра­ще­нии в Царь­град, Евдо­кия одну вери­гу при­нес­ла в дар хра­му свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра, нахо­див­ше­му­ся внут­ри Вели­ко­го Софий­ско­го собо­ра, а дру­гую посла­ла в Рим сво­ей доче­ри Евдок­сии, кото­рая была заму­жем за рим­ским царем Вален­ти­ни­а­ном III‑м. Бла­го­че­сти­вая, подоб­но мате­ри, Евдок­сия с любо­вью при­ня­ла этот дра­го­цен­ный дар и, постро­ив на Экск­ви­лий­ской горе храм во имя свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра, поло­жи­ла там эту вери­гу, вме­сте с най­ден­ной в Риме дру­гой вери­гой свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра, кото­рою свя­зал его во вре­мя муче­ний Нерон. После того было уста­нов­ле­но совер­шать 16 янва­ря празд­ник покло­не­ния этим чест­ным вери­гам, в память и честь свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра и во сла­ву Хри­ста Бога нашего.

Тро­парь, глас 4

Ри́ма не оста́вль, к нам прише́л еси́, /​честны́ми вери́гами, я́же носи́л еси́, апо́столов первопресто́льне. /​И́мже ве́рою покланя́ющеся, мо́лимся: /​твои́ми к Бо́гу моли́твами /​/​да́руй нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

Ка́мень Христо́с, ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло, /​ученико́в первопресто́льника: /​созыва́ет бо вся пра́здновати, /​Пе́тре, чуде­си́ тво­ея́ честны́я вери́ги, /​/​и подае́т согреше́ний проще́ние.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​апо́столе Христо́в Пе́тре, /​и чтим боле́зни и тру­ды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ /​/​во благове́сти Христо́ве.

Молит­ва апо­сто­лу Петру

О святы́й Пе́тре, вели́кий апо́столе, самови́дче и сотаи́нниче Бо́жий, всемо́щною десни́цею Учи́теля тво­е­го́ прия́тый из вод волну́ющихся и кра́йняго потопле́ния свобо́ждшийся! Не забу́ди и нас убо́гих, в ти́не грехо́вней погря́зших и волна́ми жите́йскаго мо́ря обурева́емых: пода́ждь нам твою́ ру́ку кре́пкую, помо­зи́ нам и удер­жи́ нас от потопле́ния во страсте́х, похоте́х, лжах и клевета́х. Сотво­ри́ и ты с на́ми ми́лость, тебе́ от Го́спода явле́нную, да не в сомне́нии и малове́рии изги́бнем. Научи́ нас, учи́телю наш, пролива́ти сле́зы покая́ния, да пла́чем го́рько о дея́ниих на́ших в ве́це сем. И а́ще твоя́ сле́зы, в покая́ние излия́нныя, ми́лостию Свое́ю пок­ры́ Госпо́дь и Учи́тель твой, испро­си́ и нам, со дерзнове́нием апо́стольским, проще́ния во гре­се́ ежеча́снаго. Град сей, ко святы́м стопа́м твои́м пове́рженный, сохра­ни́ и от прилуча́ющихся ко́зней лука́вых вра­га́ спасе́ния на́шего огра­ди́; воздви́гни твои́ преподо́бнии ру́це ко Го́споду за наро́д наш, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м в ве́це сем до часа́, в о́ньже и́мать призва́ти нас Влады́ка Госпо́дь, наш Судия́ нелицеприя́тный. Ты же, о всехва́льный апо́столе, не отве́ржи во́пля на́шего и стена́ния к тебе́, но засту­пи́ нас пред Христо́м, твои́м Учи́телем, да непреста́нно сла́вим Его́ милосе́рдие к нам, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прав. Мак­си­ма, иер. Тотем­ско­го (1650). Мчч. Спев­сип­па, Елев­сип­па, Мелев­сип­па, баб­ки их Лео­нил­лы и с ними Нео­на, Тур­во­на и Иовил­лы, Лан­го­ний­ских (ок. 161 – 180). Мчч. Данак­та чте­ца (II) и Пам­вы пустын­ни­ка. Свт. Гоно­ра­та, еп. Арль­ско­го (429). Сщмч. Дамас­ки­на Ново­го, игу­ме­на Габров­ско­го (1771). Свя­тых Гала­ти­а­на, Евре­та, Вар­со­но­фия. Сщмч. Иоан­на Пет­тайя пре­св. (1919).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму