Святитель Киприан родился около 1330 года в городе Тырнове, который в то время был столицей Болгарского царства. Кем он был по национальности доподлинно неизвестно; по одним источником — болгарином, по другим — сербом из Тырново. По окончании школьного воспитания в родном городе, Киприан, чувствуя влечение к иноческой жизни, по совету своего духовного наставника и родственника блаженного Евфимия, подвизался на Афоне.
Поскольку в разразившемся противостоянии проживавший в Москве митрополит Киевский Алексий занял сторону московского князя, то в Литовской Руси отказались подчиняться его предписаниям и недовольные князья послали большое посольство с грамотою к патриарху, умоляя дать им особого митрополита для юго-западной Руси, говоря, что иначе они “готовы будут приступить к другой церкви”. После соборного рассуждения о сем, патриарх Филофей, руководствуясь желанием сохранить мир, решился сделать уступку их просьбе, и в декабре 1375 года посвятил Киприана в сан митрополита Киевского для Литвы. Тогда же, на Константинопольском Соборе, было постановлено, во избежание разделения русской митрополии, “быть ему по смерти святителя Алексея митрополитом всея Руси”.
В Москве святитель Киприан терпел многие скорби от великого князя и потому первое время жил или в Литве, или в Константинополе. Лишь в 1390 году, при великом князе Василии Димитриевиче, он был принят как Первосвятитель в Москве.
Осенью 1406 года Киприан тяжело заболел и 15 сентября скончался в селе Голенищеве под Москвой. 16 сентября был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.
Его мощи были обретены 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле и были положены в Московском Успенском соборе под спудом.
В истории Русской Церкви митрополит Киприан занимает важное место, как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В Русской Церкви первоначально принят был студийский устав, обработанный св. Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI в., когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский, в XIV в. окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская Церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших — служебнике и требнике, — Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность свт. Киприану Псалтири (рукопись московской духовной академии).
Сохранились автографы некоторых славянских переводов святителя, свидетельствующие о его большой научной работе.
Свт. Киприан в период своего нахождения на митрополичьей кафедре невольно способствовал укреплению позиций Москвы и великих князей Московских. В 1390‑х годах он добился упразднения Галицкой митрополии, сменил почти всех епископов и взял курс на укрепление независимого положения церкви и ее связей с Константинополем, но так и не поддержал московскую великокняжескую власть в конфликте с Литвой.
Тропарь, глас 4
Правосла́вия учи́телю, /просвеще́ния ревни́телю, /красото́ бо́лгарския страны́ /и Руси́ достосла́вный свети́льниче, /святи́телю о́тче наш Киприа́не, /моли́ Христа́ Бо́га //сохрани́ти нам ве́ру до сконча́ния ве́ка.
Кондак, глас 6
Святи́телю Христо́в, па́стырю до́брый, /учи́телю Небе́сныя му́дрости, /свети́льниче све́та духо́внаго, /Киприа́не досточу́дне, /не преста́й моли́тися за па́ству свою́, /за лю́бящих и чту́щих тя, //гра́да на́шего кре́пкий засту́пниче.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Киприа́не, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва святителю Киприану, митрополиту Московскому и всея Руси
О святи́телю Христо́в Киприа́не, от Афо́на возсия́вый и в Царьгра́де процветы́й, изволе́нием Бо́жиим на Русь прише́дый и на престо́л святи́тельский поста́вленный, бо́лгарская о́трасле и украше́ние преди́вное! Приими́ ны́не моли́тву на́шу, прите́кших ко гро́бу твоему́ росси́йских и бо́лгарских чад твои́х, и принеси́ Бо́гу усе́рдная моле́ния, да сохрани́т предста́тельством твои́м ве́ру правосла́вную, церкве́й правосла́вных едине́ние да укрепи́т, гра́ды на́ша и лю́ди от вся́ких бед и напа́стей, искуше́ний и скорбе́й да изба́вит, да да́рует нам неотъе́млемый мир, да утверди́т любо́вь христиа́нскую посреде́ нас и да собере́т всех нас в Ца́рствие Свое́, иде́же просла́вим пречестно́е и благослове́нное и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Вмц. Евфимии всехвальной (304). Мучеников Севастианы (ок. 86 – 96), ученицы апостола Павла; Мелитины (ок. 138 – 161); Виктора и Сосфена (304). Преподобного Дорофея, пустынника Египеского (ок. 379 – 395). Мц. Людмилы, кн. Чешской (927). Мучеников братьев Иосифа и Исаака, Грузинских (808); Преподобных Прокопия Чешского (1053); Еввиота Студийского (до XII-XIII вв.). Свт. Фотия, митр. Московского и всея Руси, чуд. (1431). Священномучеников Григория (Раевского) протоиерея, Тверского (1937); Сергия пресвитера (1942). Прав. Алексия Мечева (перенес. 2001). Икон Божией Матери, именуемой “Призри на смирение” (Псков, 1420); Каменской (близ г. Опочки, 1426).