29 сен­тяб­ря. Свя­ти­тель Кипри­ан, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Руси
Свя­ти­тель Кипри­ан родил­ся око­ло 1330 года в горо­де Тыр­но­ве, кото­рый в то вре­мя был сто­ли­цей Бол­гар­ско­го цар­ства. Кем он был по наци­о­наль­но­сти допод­лин­но неиз­вест­но; по одним источ­ни­ком — бол­га­ри­ном, по дру­гим — сер­бом из Тыр­но­во. По окон­ча­нии школь­но­го вос­пи­та­ния в…

Свя­ти­тель Кипри­ан родил­ся око­ло 1330 года в горо­де Тыр­но­ве, кото­рый в то вре­мя был сто­ли­цей Бол­гар­ско­го цар­ства. Кем он был по наци­о­наль­но­сти допод­лин­но неиз­вест­но; по одним источ­ни­ком — бол­га­ри­ном, по дру­гим — сер­бом из Тыр­но­во. По окон­ча­нии школь­но­го вос­пи­та­ния в род­ном горо­де, Кипри­ан, чув­ствуя вле­че­ние к ино­че­ской жиз­ни, по сове­ту сво­е­го духов­но­го настав­ни­ка и род­ствен­ни­ка бла­жен­но­го Евфи­мия, под­ви­зал­ся на Афоне.

Посколь­ку в раз­ра­зив­шем­ся про­ти­во­сто­я­нии про­жи­вав­ший в Москве мит­ро­по­лит Киев­ский Алек­сий занял сто­ро­ну мос­ков­ско­го кня­зя, то в Литов­ской Руси отка­за­лись под­чи­нять­ся его пред­пи­са­ни­ям и недо­воль­ные кня­зья посла­ли боль­шое посоль­ство с гра­мо­тою к пат­ри­ар­ху, умо­ляя дать им осо­бо­го мит­ро­по­ли­та для юго-запад­ной Руси, гово­ря, что ина­че они “гото­вы будут при­сту­пить к дру­гой церк­ви”. После собор­но­го рас­суж­де­ния о сем, пат­ри­арх Фило­фей, руко­вод­ству­ясь жела­ни­ем сохра­нить мир, решил­ся сде­лать уступ­ку их прось­бе, и в декаб­ре 1375 года посвя­тил Кипри­а­на в сан мит­ро­по­ли­та Киев­ско­го для Лит­вы. Тогда же, на Кон­стан­ти­но­поль­ском Собо­ре, было поста­нов­ле­но, во избе­жа­ние раз­де­ле­ния рус­ской мит­ро­по­лии, “быть ему по смер­ти свя­ти­те­ля Алек­сея мит­ро­по­ли­том всея Руси”.

В Москве свя­ти­тель Кипри­ан тер­пел мно­гие скор­би от вели­ко­го кня­зя и пото­му пер­вое вре­мя жил или в Лит­ве, или в Кон­стан­ти­но­по­ле. Лишь в 1390 году, при вели­ком кня­зе Васи­лии Димит­ри­е­ви­че, он был при­нят как Пер­во­свя­ти­тель в Москве.

Осе­нью 1406 года Кипри­ан тяже­ло забо­лел и 15 сен­тяб­ря скон­чал­ся в селе Голе­ни­ще­ве под Моск­вой. 16 сен­тяб­ря был погре­бен в Успен­ском собо­ре Мос­ков­ско­го Кремля.

Его мощи были обре­те­ны 27 мая 1472 года во вре­мя стро­и­тель­ства ново­го камен­но­го Успен­ско­го собо­ра в Крем­ле и были поло­же­ны в Мос­ков­ском Успен­ском собо­ре под спудом.

В исто­рии Рус­ской Церк­ви мит­ро­по­лит Кипри­ан зани­ма­ет важ­ное место, как дея­тель на попри­ще исправ­ле­ния цер­ков­но-бого­слу­жеб­ных книг и цер­ков­ных обря­дов. В Рус­ской Церк­ви пер­во­на­чаль­но при­нят был сту­дий­ский устав, обра­бо­тан­ный св. Фео­до­ром Сту­ди­том и гос­под­ство­вав­ший в Визан­тии до кон­ца XI в., когда там стал вхо­дить в упо­треб­ле­ние цер­ков­ный устав дру­го­го типа, иеру­са­лим­ский, в XIV в. окон­ча­тель­но упро­чив­ший­ся на всем Восто­ке и у южных сла­вян. Рус­ская Цер­ковь ста­ла тогда полу­чать с Восто­ка бого­слу­жеб­ные кни­ги, состав­лен­ные при­ме­ни­тель­но к новым поряд­кам; во мно­же­стве при­ез­жа­ли с Восто­ка и духов­ные лица, при­вык­шие к иеру­са­лим­ско­му уста­ву и при­ме­няв­шие его и в Рос­сии. Отсю­да ряд недо­уме­ний, кото­рые при­ни­ма­ли ино­гда ост­рый харак­тер, и необ­хо­ди­мость про­смот­ра все­го кру­га бого­слу­жеб­ных книг, состав­лен­ных по нача­лам уста­ва сту­дий­ско­го, для исправ­ле­ния их соглас­но нача­лам уста­ва иеру­са­лим­ско­го. Мит­ро­по­лит Кипри­ан мно­го спо­соб­ство­вал раз­ре­ше­нию этой зада­чи; но не по силам одно­му чело­ве­ку было пол­ное исправ­ле­ние бого­слу­жеб­ных книг. В литур­ги­че­ских кни­гах, кото­рые счи­та­ют­ся у нас при­над­ле­жав­ши­ми Кипри­а­ну или спи­сан­ны­ми с книг, ему при­над­ле­жав­ших — слу­жеб­ни­ке и треб­ни­ке, — Кипри­а­ном пере­ве­де­ны и отча­сти при­спо­соб­ле­ны к потреб­но­стям рус­ской прак­ти­ки толь­ко неко­то­рые отдель­ные части. Несо­мнен­на при­над­леж­ность свт. Кипри­а­ну Псал­ти­ри (руко­пись мос­ков­ской духов­ной академии).

Сохра­ни­лись авто­гра­фы неко­то­рых сла­вян­ских пере­во­дов свя­ти­те­ля, сви­де­тель­ству­ю­щие о его боль­шой науч­ной работе.

Свт. Кипри­ан в пери­од сво­е­го нахож­де­ния на мит­ро­по­ли­чьей кафед­ре неволь­но спо­соб­ство­вал укреп­ле­нию пози­ций Моск­вы и вели­ких кня­зей Мос­ков­ских. В 1390‑х годах он добил­ся упразд­не­ния Галиц­кой мит­ро­по­лии, сме­нил почти всех епи­ско­пов и взял курс на укреп­ле­ние неза­ви­си­мо­го поло­же­ния церк­ви и ее свя­зей с Кон­стан­ти­но­по­лем, но так и не под­дер­жал мос­ков­скую вели­ко­кня­же­скую власть в кон­флик­те с Литвой.

Тро­парь, глас 4

Правосла́вия учи́телю, /​просвеще́ния ревни́телю, /​кра­со­то́ бо́лгарския стра­ны́ /​и Руси́ достосла́вный свети́льниче, /​святи́телю о́тче наш Киприа́не, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га /​/​сохрани́ти нам ве́ру до сконча́ния ве́ка.

Кондак, глас 6

Святи́телю Христо́в, па́стырю до́брый, /​учи́телю Небе́сныя му́дрости, /​свети́льниче све́та духо́внаго, /​Киприа́не досточу́дне, /​не преста́й моли́тися за па́ству свою́, /​за лю́бящих и чту́щих тя, /​/​гра́да на́шего кре́пкий засту́пниче.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Киприа́не, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Кипри­а­ну, мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му и всея Руси

О святи́телю Христо́в Киприа́не, от Афо́на возсия́вый и в Царьгра́де процветы́й, изволе́нием Бо́жиим на Русь прише́дый и на престо́л святи́тельский поста́вленный, бо́лгарская о́трасле и украше́ние преди́вное! При­и­ми́ ны́не моли́тву на́шу, прите́кших ко гро́бу тво­е­му́ росси́йских и бо́лгарских чад твои́х, и при­не­си́ Бо́гу усе́рдная моле́ния, да сохрани́т предста́тельством твои́м ве́ру правосла́вную, церкве́й правосла́вных едине́ние да укрепи́т, гра́ды на́ша и лю́ди от вся́ких бед и напа́стей, искуше́ний и скорбе́й да изба́вит, да да́рует нам неотъе́млемый мир, да утверди́т любо́вь христиа́нскую посре­де́ нас и да собере́т всех нас в Ца́рствие Свое́, иде́же просла́вим пречестно́е и благослове́нное и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Вмц. Евфи­мии все­х­валь­ной (304). Муче­ни­ков Сева­сти­а­ны (ок. 86 – 96), уче­ни­цы апо­сто­ла Пав­ла; Мели­ти­ны (ок. 138 – 161); Вик­то­ра и Сосфе­на (304). Пре­по­доб­но­го Доро­фея, пустын­ни­ка Еги­пес­ко­го (ок. 379 – 395). Мц. Люд­ми­лы, кн. Чеш­ской (927). Муче­ни­ков бра­тьев Иоси­фа и Иса­а­ка, Гру­зин­ских (808); Пре­по­доб­ных Про­ко­пия Чеш­ско­го (1053); Евви­о­та Сту­дий­ско­го (до XII-XIII вв.). Свт. Фотия, митр. Мос­ков­ско­го и всея Руси, чуд. (1431). Свя­щен­но­му­че­ни­ков Гри­го­рия (Раев­ско­го) про­то­и­е­рея, Твер­ско­го (1937); Сер­гия пре­сви­те­ра (1942). Прав. Алек­сия Мече­ва (пере­нес. 2001). Икон Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “При­з­ри на сми­ре­ние” (Псков, 1420); Камен­ской (близ г. Опоч­ки, 1426).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму