Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопоннесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана († 1406; память 16 сентября). Выбор Патриарха Матфея (1397 – 1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 года святитель Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.
Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 – февраль 1410), занимаясь устроением дел южных епархий Русской Церкви, входивших тогда в состав княжества Литовского, а точнее, как его называли, Литовского и Русского. Святитель видел, что престол митрополита – духовное средоточие церковной жизни Руси – не может находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Польши. По примеру прежних русских митрополитов, перенесших свое местопребывание сначала во Владимир, а затем в Москву, митрополит Фотий в день Святой Пасхи 1410 года прибыл в Москву.
22 года подвизался Святитель в многотрудном служении Предстоятеля Русской Церкви. В тяжелых условиях войн, междоусобных браней, грабительских набегов татар он сумел высоко поднять духовное значение, материальную обеспеченность и благолепие храмов Московской кафедры. Благосостояние Церкви позволяло святителю Фотию оказывать большую помощь оскудевшему Константинопольскому Патриархату, укреплять международное значение Русской Православной Церкви и Русского государства. Враги Православия не раз пытались воспрепятствовать церковно-патриотическому служению Фотия. Весной 1410 года, когда святой Фотий прибыл из Москвы во Владимир, хан Едыгей, разоривший за два года до того Русскую землю, предпринял новый поход с целью захвата в плен самого митрополита. Татарские отряды во главе с царевичем Талычой “изгоном”, то есть внезапно и быстро, взяли Владимир. Но Бог сохранил праведника: накануне, не подозревая об опасности, святитель выехал в загородный Святоозерский монастырь. Когда татары устремились в погоню, он укрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сеньге. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары предали разграблению Владимир и особенно Успенский кафедральный собор. Ключарь собора Патрикей претерпел страшные пытки и принял мученическую кончину от грабителей-татар, но не открыл место, где спрятал церковные святыни и сокровища.
Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году).
Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием “Чин избрания и поставления епископов” (1423), “Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей”, а также “Духовное завещание”, в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года).
20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.
Тропарь, глас 4
Слове́с ева́нгельских послу́шателю /и Боже́ственных уче́ний рачи́телю, /прему́дрый наказа́телю, /всегда́ стра́ху Госпо́дню поуча́яйся, /в моли́твах к Бо́гу простира́яйся, /загради́телю уст кривоглаго́лющим сло́во пра́выя ве́ры, /апо́столом соприча́стниче, /ве́ре Христо́вой утверди́телю, /проро́чески веща́телю, святи́телю Фо́тие, /моли́ Христа́ Бо́га //умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 8
Тро́ице сосу́д яви́ся честны́й твои́м житие́м, святи́телю Фо́тие, /всегда́ зряй Святу́ю Тро́ицу, //Е́йже предстои́ши, моли́ся непреста́нно о всех нас.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю о́тче Фо́тие, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /ты бо мо́лиши о нас //Христа́ Бо́га на́шего.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Вмц. Евфимии всехвальной (304). Мучеников Севастианы (ок. 86 – 96), ученицы апостола Павла; Мелитины (ок. 138 – 161); Виктора и Сосфена (304). Преподобного Дорофея, пустынника Египеского (ок. 379 – 395). Мц. Людмилы, кн. Чешской (927). Мучеников братьев Иосифа и Исаака, Грузинских (808); Преподобных Прокопия Чешского (1053); Еввиота Студийского (до XII-XIII вв.). Свт. Киприана, митр. Московского и всея Руси, чуд. (1406). Священномучеников Григория (Раевского) протоиерея, Тверского (1937); Сергия пресвитера (1942). Прав. Алексия Мечева (перенес. 2001). Икон Божией Матери, именуемой “Призри на смирение” (Псков, 1420); Каменской (близ г. Опочки, 1426).