29 сен­тяб­ря. Свя­ти­тель Фотий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Руси
Свя­ти­тель Фотий, мит­ро­по­лит Киев­ский и всея Руси, был родом грек из пело­пон­нес­ско­го горо­да Монем­ва­сии (Маль­ва­зии). Еще в отро­че­ские годы он посту­пил в мона­стырь и был постри­же­ни­ком стар­ца Ака­кия, вели­ко­го подвиж­ни­ка (впо­след­ствии мит­ро­по­ли­та Монем­ва­сий­ско­го). В 1408 году,…

Свя­ти­тель Фотий, мит­ро­по­лит Киев­ский и всея Руси, был родом грек из пело­пон­нес­ско­го горо­да Монем­ва­сии (Маль­ва­зии). Еще в отро­че­ские годы он посту­пил в мона­стырь и был постри­же­ни­ком стар­ца Ака­кия, вели­ко­го подвиж­ни­ка (впо­след­ствии мит­ро­по­ли­та Монем­ва­сий­ско­го). В 1408 году, когда Фотий нахо­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле у Пат­ри­ар­ха с пору­че­ни­ем от мит­ро­по­ли­та, встал вопрос о заме­ще­нии рус­ской кафед­ры после кон­чи­ны свя­ти­те­ля Кипри­а­на († 1406; память 16 сен­тяб­ря). Выбор Пат­ри­ар­ха Мат­фея (1397 – 1410) пал на Фотия, извест­но­го сво­ей уче­но­стью и свя­то­стью жиз­ни. 1 сен­тяб­ря 1408 года свя­ти­тель Фотий постав­лен в мит­ро­по­ли­та и через год при­был на Русь.

Пол­го­да он про­вел в Кие­ве (сен­тябрь 1409 – фев­раль 1410), зани­ма­ясь устро­е­ни­ем дел южных епар­хий Рус­ской Церк­ви, вхо­див­ших тогда в состав кня­же­ства Литов­ско­го, а точ­нее, как его назы­ва­ли, Литов­ско­го и Рус­ско­го. Свя­ти­тель видел, что пре­стол мит­ро­по­ли­та – духов­ное сре­до­то­чие цер­ков­ной жиз­ни Руси – не может нахо­дить­ся в Киев­ской зем­ле, все более под­па­дав­шей в зави­си­мость от като­ли­че­ской Поль­ши. По при­ме­ру преж­них рус­ских мит­ро­по­ли­тов, пере­нес­ших свое место­пре­бы­ва­ние сна­ча­ла во Вла­ди­мир, а затем в Моск­ву, мит­ро­по­лит Фотий в день Свя­той Пас­хи 1410 года при­был в Москву.

22 года под­ви­зал­ся Свя­ти­тель в мно­го­труд­ном слу­же­нии Пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви. В тяже­лых усло­ви­ях войн, меж­до­усоб­ных бра­ней, гра­би­тель­ских набе­гов татар он сумел высо­ко под­нять духов­ное зна­че­ние, мате­ри­аль­ную обес­пе­чен­ность и бла­го­ле­пие хра­мов Мос­ков­ской кафед­ры. Бла­го­со­сто­я­ние Церк­ви поз­во­ля­ло свя­ти­те­лю Фотию ока­зы­вать боль­шую помощь оску­дев­ше­му Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Пат­ри­ар­ха­ту, укреп­лять меж­ду­на­род­ное зна­че­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и Рус­ско­го госу­дар­ства. Вра­ги Пра­во­сла­вия не раз пыта­лись вос­пре­пят­ство­вать цер­ков­но-пат­ри­о­ти­че­ско­му слу­же­нию Фотия. Вес­ной 1410 года, когда свя­той Фотий при­был из Моск­вы во Вла­ди­мир, хан Еды­гей, разо­рив­ший за два года до того Рус­скую зем­лю, пред­при­нял новый поход с целью захва­та в плен само­го мит­ро­по­ли­та. Татар­ские отря­ды во гла­ве с царе­ви­чем Талы­чой “изго­ном”, то есть вне­зап­но и быст­ро, взя­ли Вла­ди­мир. Но Бог сохра­нил пра­вед­ни­ка: нака­нуне, не подо­зре­вая об опас­но­сти, свя­ти­тель выехал в заго­род­ный Свя­то­озер­ский мона­стырь. Когда тата­ры устре­ми­лись в пого­ню, он укрыл­ся в неболь­шом селе­нии, окру­жен­ном непро­хо­ди­мы­ми боло­та­ми, на реке Сень­ге. Не сумев захва­тить мит­ро­по­ли­та, озлоб­лен­ные тата­ры пре­да­ли раз­граб­ле­нию Вла­ди­мир и осо­бен­но Успен­ский кафед­раль­ный собор. Клю­чарь собо­ра Пат­ри­кей пре­тер­пел страш­ные пыт­ки и при­нял муче­ни­че­скую кон­чи­ну от гра­би­те­лей-татар, но не открыл место, где спря­тал цер­ков­ные свя­ты­ни и сокровища.

Ста­ра­ни­я­ми свя­то­го мит­ро­по­ли­та Фотия было вос­ста­нов­ле­но молит­вен­но-кано­ни­че­ское един­ство Рус­ской Церк­ви: отдель­ная Литов­ская мит­ро­по­лия, учре­жден­ная по насто­я­ни­ям кня­зя Вито­вта для южных и запад­ных рус­ских пра­во­слав­ных епар­хий, в 1420 году была упразд­не­на. Свя­ти­тель в том же году посе­тил воз­вра­щен­ные епар­хии и при­вет­ство­вал паст­ву обшир­ным учи­тель­ным посла­ни­ем. Муд­рый и высо­ко­об­ра­зо­ван­ный пас­тырь оста­вил мно­го поуче­ний и посла­ний. Боль­шое Бого­слов­ское зна­че­ние име­ли его обли­че­ния на воз­ник­шую в Пско­ве еще до его прав­ле­ния ересь стри­голь­ни­ков. Уси­ли­я­ми муд­ро­го свя­ти­те­ля ересь пре­кра­ти­лась (в 1427 году).

Важ­ны­ми цер­ков­но-исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми явля­ют­ся состав­лен­ный свя­тым Фоти­ем “Чин избра­ния и постав­ле­ния епи­ско­пов” (1423), “Поуче­ние о важ­но­сти свя­щен­но­го сана и обя­зан­но­стях свя­щен­но­слу­жи­те­лей”, а так­же “Духов­ное заве­ща­ние”, в кото­ром повест­ву­ет­ся о его жиз­ни. Вели­ким делом свя­ти­те­ля было так­же состав­ле­ние под его руко­вод­ством Обще­рус­ско­го лето­пис­но­го сво­да (око­ло 1423 года).

20 апре­ля 1430 года свя­той архи­пас­тырь был изве­щен Анге­лом о пред­сто­я­щей кон­чине и мир­но почил о Гос­по­де в ука­зан­ный ему срок, в празд­ник Поло­же­ния Ризы Бого­ро­ди­цы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обре­те­ны в 1471 году. В Ору­жей­ной пала­те Мос­ков­ско­го Крем­ля хра­нят­ся два сак­ко­са свя­то­го мит­ро­по­ли­та Фотия.

Тро­парь, глас 4

Слове́с ева́нгельских послу́шателю /​и Боже́ственных уче́ний рачи́телю, /​прему́дрый наказа́телю, /​все­гда́ стра́ху Госпо́дню поуча́яйся, /​в моли́твах к Бо́гу простира́яйся, /​загради́телю уст кривоглаго́лющим сло́во пра́выя ве́ры, /​апо́столом соприча́стниче, /​ве́ре Христо́вой утверди́телю, /​проро́чески веща́телю, святи́телю Фо́тие, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га /​/​умири́ти мир и спа­сти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

Тро́ице сосу́д яви́ся честны́й твои́м житие́м, святи́телю Фо́тие, /​все­гда́ зряй Святу́ю Тро́ицу, /​/​Е́йже предстои́ши, моли́ся непреста́нно о всех нас.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Фо́тие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Вмц. Евфи­мии все­х­валь­ной (304). Муче­ни­ков Сева­сти­а­ны (ок. 86 – 96), уче­ни­цы апо­сто­ла Пав­ла; Мели­ти­ны (ок. 138 – 161); Вик­то­ра и Сосфе­на (304). Пре­по­доб­но­го Доро­фея, пустын­ни­ка Еги­пес­ко­го (ок. 379 – 395). Мц. Люд­ми­лы, кн. Чеш­ской (927). Муче­ни­ков бра­тьев Иоси­фа и Иса­а­ка, Гру­зин­ских (808); Пре­по­доб­ных Про­ко­пия Чеш­ско­го (1053); Евви­о­та Сту­дий­ско­го (до XII-XIII вв.). Свт. Кипри­а­на, митр. Мос­ков­ско­го и всея Руси, чуд. (1406). Свя­щен­но­му­че­ни­ков Гри­го­рия (Раев­ско­го) про­то­и­е­рея, Твер­ско­го (1937); Сер­гия пре­сви­те­ра (1942). Прав. Алек­сия Мече­ва (пере­нес. 2001). Икон Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой “При­з­ри на сми­ре­ние” (Псков, 1420); Камен­ской (близ г. Опоч­ки, 1426).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму