29 октяб­ря. Свя­той муче­ник Лон­гин сотник
Со́тник Ло́нгин — рим­ский воин, цен­ту­ри­он (сот­ник), кото­рый прон­зил копьем реб­ра рас­пя­то­го Спа­си­те­ля (Ин. 19:34) и от истек­шей кро­ви и воды полу­чил исце­ле­ние боль­ных глаз (по пре­да­нию, рим­ский сот­ник Гай Кас­сий Лон­гин стра­дал ката­рак­той. Во вре­мя каз­ни Хри­ста…

Со́тник Ло́нгин — рим­ский воин, цен­ту­ри­он (сот­ник), кото­рый прон­зил копьем реб­ра рас­пя­то­го Спа­си­те­ля (Ин. 19:34) и от истек­шей кро­ви и воды полу­чил исце­ле­ние боль­ных глаз (по пре­да­нию, рим­ский сот­ник Гай Кас­сий Лон­гин стра­дал ката­рак­той. Во вре­мя каз­ни Хри­ста кровь брыз­ну­ла ему на гла­за, и Кас­сий исцелился).

Кро­ме того, он в соста­ве стра­жи был сви­де­те­лем вос­кре­се­ния Иису­са Хри­ста у Гро­ба Гос­под­ня. Имя Лон­гин пред­по­ло­жи­тель­но про­изо­шло от лати­ни­зи­ро­ван­но­го гре­че­ско­го сло­ва греч. λόγχη — копьё.

Он был так пора­жен уви­ден­ным, что хотя и не имел ника­ко­го поня­тия о Свя­щен­ном Писа­нии, про­ро­че­ствах о Хри­сте, но вне­зап­но ура­зу­мел исти­ну и от всей души уве­ро­вал в Гос­по­да и все­на­род­но испо­ве­дал, что «воис­ти­ну — это Сын Божий» (Мф.27:54, ср.: Лк.23:47, Мк.15:39). Вме­сте с Лон­ги­ным уве­ро­ва­ва­ли во Хри­ста и два дру­гие воина.

Уве­ро­вав в Спа­си­те­ля, вои­ны при­ня­ли Кре­ще­ние от апо­сто­лов и реши­ли оста­вить службу.

Лон­гин поки­нул Иудею и отпра­вил­ся с про­по­ве­дью о Хри­сте Иису­се, Сыне Божи­ем, на свою роди­ну, в Кап­па­до­кию. За ним после­до­ва­ли и два его сорат­ни­ка. Лон­гин откры­то про­по­ве­до­вал о Хри­сте, что Он есть Истин­ный Бог, и что он, Лон­гин, был само­вид­цем живо­тво­ря­щей смер­ти Его и вос­кре­се­ния. Пла­мен­ное сло­во под­лин­ных участ­ни­ков вели­ких собы­тий в Иудее вско­лых­ну­ло серд­ца и умы кап­па­до­кий­цев; хри­сти­ан­ство ста­ло быст­ро рас­про­стра­нять­ся в горо­де и окрест­ных селениях.

Узнав об этом, иудей­ские ста­рей­ши­ны убе­ди­ли Пила­та напра­вить в Кап­па­до­кию отряд вои­нов, что­бы убить Лон­ги­на и его спо­движ­ни­ков. Послан­ный отряд при­был в род­ное селе­ние Лон­ги­на; быв­ший сот­ник сам вышел навстре­чу вои­нам и при­вел их в свой дом. За тра­пе­зой вои­ны рас­ска­за­ли о цели сво­е­го при­бы­тия, не зная, что хозя­ин дома — тот чело­век, кото­ро­го они ищут. Тогда Лон­гин и его спо­движ­ни­ки назва­ли себя и про­си­ли изум­лен­ных вои­нов, не сму­ща­ясь, испол­нить свой долг воин­ско­го пови­но­ве­ния. Вои­ны хоте­ли отпу­стить свя­тых и даже сове­то­ва­ли им бежать, но спо­движ­ни­ки отка­за­лись это сде­лать, про­явив твер­дую волю при­нять стра­да­ния за Хри­ста. Свя­тые муче­ни­ки были обез­глав­ле­ны, и их тела погре­бе­ны там, где заве­ща­ли свя­тые, а отсе­чен­ные голо­вы отправ­ле­ны к Пила­ту. Пилат при­ка­зал бро­сить голо­вы муче­ни­ков на мусор­ную свал­ку вне стен горо­да без погребения.

Лон­гин Сот­ник почи­тал­ся в рус­ском наро­де как цели­тель глаз­ной болез­ни, поче­му в «Ска­за­нии о свя­тых» ему была назна­че­на осо­бая молит­ва о «про­зре­нии ослеп­ших очес и исце­ле­нии от болез­ни». Осно­вою для это­го веро­ва­ния отно­си­тель­но муче­ни­ка Лон­ги­на, оче­вид­но, послу­жи­ло запи­сан­ное в житии это­го свя­то­го обсто­я­тель­ство, совер­шив­ше­е­ся при обре­те­нии его чест­ной гла­вы. Одна сле­пая жен­щи­на из Кап­па­до­кии, хри­сти­ан­ка, пошла покло­нить­ся свя­тым местам в Иеру­са­ли­ме, что­бы помо­лить­ся там об исце­ле­нии от сле­по­ты. Во сне ей явил­ся свя­той Лон­гин и ска­зал, что­бы она нашла его голо­ву и погреб­ла ее. Сле­пую про­во­ди­ли к свал­ке. Кос­нув­шись голо­вы муче­ни­ка, жен­щи­на про­зре­ла. Она бла­го­го­вей­но отнес­ла чест­ную гла­ву в Кап­па­до­кию и там погребла.

Мощи хра­нят­ся в рим­ской церк­ви свя­то­го Августина.

Тро­парь, глас 4

Муче­ник Твой, Гос­по­ди, Ло́нгин, /​во стра­да­нии сво­ем венец при­ят нетлен­ный от Тебе, Бога наше­го: /​име­яй бо кре­пость Твою, /​мучи­те­лей низ­ло­жи, /​сокру­ши и демо­нов немощ­ныя дер­зо­сти. /​Того молит­ва­ми /​/​спа­си души наша.

Кондак, глас 4

Весе­ло воз­ра­до­ва­ся Цер­ковь /​в памя­ти днесь прис­но­па­мят­на­го /​стра­даль­ца Ло́нгина, /​взы­ва­ю­щи: Ты моя дер­жа­ва, Хри­сте, /​/​и утверждение.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпче святы́й Ло́нгин, /​и чтим честна́я страда́ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́л еси́.

Молит­ва муче­ни­ку Лон­ги­ну сотнику

Свя­тый муче­ни­че Лон­гине! При­з­ри с небес­на­го чер­то­га на тре­бу­ю­щих тво­ея помо­щи и не отверг­ни про­ше­ний наших, но, яко прис­ный бла­го­де­тель и хода­тай наш, моли Хри­ста Бога, да, чело­ве­ко­лю­бив и мно­го­мило­стив сый, сохра­нит нас от вся­ка­го люта­го обсто­я­ния: от тру­са, пото­па, огня, меча, наше­ствия ино­пле­мен­ни­ков и меж­до­усоб­ныя бра­ни. Да не осу­дит нас греш­ных по без­за­ко­ни­ем нашим, и да не во зло обра­тим бла­гая, дару­е­мая нам от Все­щед­ра­го Бога, но во сла­ву свя­та­го имене Его и в про­слав­ле­ние креп­ка­го тво­е­го заступ­ле­ния. Да молит­ва­ми тво­и­ми даст нам Гос­подь мир помыс­лов, воз­дер­жа­ние от пагуб­ных стра­стей и от вся­кия сквер­ны и да укре­пит во всем мире Свою Еди­ну Свя­тую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь, юже стя­жал есть чест­ною Сво­ею Кро­вию. Моли­ся при­леж­но, свя­тий муче­ни­че, да бла­го­сло­вит Хри­стос Бог дер­жа­ву, да утвер­дит во свя­тей Сво­ей Пра­во­слав­ней Церк­ви живый дух пра­выя веры и бла­го­че­стия, да вси чле­ны ея, чистии от суе­муд­рия и суе­ве­рия, духом и исти­ною покла­ня­ют­ся Ему и усерд­но пекут­ся о соблю­де­нии Его запо­ве­дей, да мы вси в мире и бла­го­че­стии пожи­вем в насто­я­щем веце и достиг­нем бла­жен­ныя веч­ныя жиз­ни на небе­си, бла­го­да­тию Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, Ему­же подо­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и дер­жа­ва со Отцем и Свя­тым Духом, ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Лон­ги­на, вра­та­ря Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (XIII – XIV) Прп. Лон­ги­на Коря­жем­ско­го (1540). Прп. Лон­ги­на Яренг­ско­го (1544 – 1545). Свт. Иоан­на, митр. Тоболь­ско­го (обрет. мощей, 1914). Прп. Гал­ла (ок. 650). Сщисп. Геор­гия Тро­иц­ко­го пре­св. (1931) Сщмч. Евге­ния Елхов­ско­го пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сия Нико­но­ва пре­св. (1938) Сщмч. Иоан­на Засе­да­те­ле­ва пре­св. (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму