29 нояб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий, епи­скоп Гангрский
Свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий был епи­ско­пом горо­да Ган­гры в Пафла­го­нии. В 325 году он при­ни­мал уча­стие в I Все­лен­ском Собо­ре в Никее, на кото­ром была пре­да­на ана­фе­ме ересь Ария. Когда в 326 году свя­ти­тель Ипа­тий воз­вра­щал­ся из Кон­стан­ти­но­по­ля в…

Свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий был епи­ско­пом горо­да Ган­гры в Пафла­го­нии. В 325 году он при­ни­мал уча­стие в I Все­лен­ском Собо­ре в Никее, на кото­ром была пре­да­на ана­фе­ме ересь Ария.

Когда в 326 году свя­ти­тель Ипа­тий воз­вра­щал­ся из Кон­стан­ти­но­по­ля в Ган­гры, в пустын­ном месте на него напа­ли после­до­ва­те­ли рас­коль­ни­ков Нова­та и Фели­цис­си­ма. Ере­ти­ки изра­ни­ли его меча­ми и колья­ми и сбро­си­ли с высо­ко­го бере­га в боло­то. Подоб­но пер­во­му­че­ни­ку архи­ди­а­ко­ну Сте­фа­ну, свя­ти­тель Ипа­тий молил­ся за уби­вав­ших его. Одна жен­щи­на-ари­ан­ка уда­ри­ла свя­ти­те­ля кам­нем по голо­ве, и он скон­чал­ся. Убий­цы скры­ли тело муче­ни­ка в пеще­ре, где его обна­ру­жил кре­стья­нин, хра­нив­ший там соло­му. Опо­знав тело епи­ско­па, он поспе­шил сооб­щить об этом в город, и жите­ли Гангр с честью погреб­ли мощи сво­е­го люби­мо­го архипастыря.

После смер­ти мощи свя­ти­те­ля Ипа­тия про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ны­ми чудо­тво­ре­ни­я­ми, в осо­бен­но­сти изгна­ни­ем бесов и исце­ле­ни­ем болезней.

С дав­них пор свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий осо­бо чтил­ся в Рус­ской зем­ле. Так, в 1330 году в Костро­ме был постро­ен Ипа­тьев­ский мона­стырь, на месте явле­ния Божи­ей Мате­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем и пред­сто­я­щи­ми свя­ты­ми — апо­сто­лом Филип­пом и свя­щен­но­му­че­ни­ком Ипа­ти­ем, епи­ско­пом Ган­гр­ским. Этот мона­стырь впо­след­ствии зани­мал зна­чи­тель­ное место в духов­ной и обще­ствен­ной жиз­ни наше­го наро­да, осо­бен­но в годы Смут­но­го времени.

Древ­ней­шие спис­ки жития свя­щен­но­му­че­ни­ка Ипа­тия были широ­ко рас­про­стра­не­ны в рус­ской пись­мен­но­сти, и один из них вошел в состав Чети­их Миней мит­ро­по­ли­та Мака­рия (1542 – 1564). В этом житии сохра­ни­лась запись о явле­нии Спа­си­те­ля свя­ти­те­лю Ипа­тию нака­нуне муче­ни­че­ской кон­чи­ны. Почи­та­е­мо­му свя­то­му состав­ля­лись молит­вы, похваль­ные сло­ва и поуче­ния в день его памяти.

Бла­го­го­вей­ное почи­та­ние свя­ти­те­ля Ипа­тия выра­зи­лось и в литур­ги­че­ском твор­че­стве рус­ских авто­ров. В XIX веке была напи­са­на новая служ­ба свя­щен­но­му­че­ни­ку Ипа­тию, отли­ча­ю­ща­я­ся от служ­бы, напи­сан­ной пре­по­доб­ным Иоси­фом Сту­ди­том, содер­жа­щей­ся в мар­тов­ской Минее.

Тро­парь, глас 4

Изволе́нием Боже́ственнаго ра́зума /​впери́в ум свой в Небе́сныя оби́тели /​и ра́вно А́нгелом житие́ пожи́в на зем­ли́, /​сего́ ра́ди муче́ния кра­со­ты́ вене́ц на свое́м вер­се́ утверди́в, /​священному́чениче Ипа́тие, /​моли́ Хри­ста́ Бо́га /​/​спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Ри́мскому оте́честву свети́льник, /​Богоза́рными луча́ми кон­цы́ све­тя́, /​ны́не про­све­ти́ твое́ пра́зднество пою́щия, Ипа́тие, /​про­ся́ свы́ше ми́ра и грехо́в оставле́ния, /​/​моли́твами защи­ти́ ны, Ипа́тие многострада́льне.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Ипа́тие, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­щен­но­му­че­ни­ку Ипа­тию, епи­ско­пу Гангрскому

Трисо́лнечного Све́та светоза́рная звез­до́, вводя́щая в мир Трисо́лнечный Свет апо́стольскими твои́ми, Богоева́нгельскаго пропове́дания священноуче́нии, священному́чениче, иера́рше Христо́в, Богоблаже́нне Ипа́тие. Ты прия́л еси́ от Святы́е Тро́ицы равноапо́стольную благода́ть, серафи́мскую в горе́честии к Бо́гу любо́вь, я́ко же верхо́внейший апо́столов Петр, и херуви́мскую многоочи́тую во уче́нии прему́дрость, я́ко же вторы́й Па́вел. Просвети́вый прему́дрым твои́м благоче́стия уче́нием тьмочи́сленныя наро́ды, присноусе́рдно подража́я всеми́рнаго Учи́теля, Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Хри­ста́. Его́ же ра́ди всесмире́нно молю́ богоподража́тельное оте́ческое твое́ благоутро́бие: при́зри ми́лостивно богосве́тлыми очи́ма твои́ма на су́щее недосто́инство мое́, я́ко всечадолюби́вый по Бо́зе оте́ц, и присноусе́рдный на́шего спасе́ния наста́вниче, и всех в Го́рних правонеизме́нный строи́тель, адама́нтная Правосла́вию сте­на́ и пресве́тлый столп, вводя́щий второно́ваго Изра́иля во всепросветле́йший Го́рний Сио́н. Потщи́ся вско́ре помоществова́ти на бра́нех во́инству на́шему. Про­си́ же при́сно у Святы́я Тро́ицы всем правосла́вным христиа́ном ми́ра и тиши­ны́, душе́вного спасе́ния и многоле́тняго в теле­си́ здра́вия, возду́ха благорастворе́ния, зем­ли́ благопло́дия, непло́дствующим благоча́дия, и в зако́не Госпо́днем воспита́ния, и всех благи́х умноже́ния. А по́сле жития́ коему́ждо жи́зни сея́ сподо́би святы́ми твои́ми моли́твами улучи́ти христиа́нскую кончи́ну бла́гу, непосты́дну и ми́рну, со всепреподо́бнейшим испове́данием и со прича́стием Святы́х Безсме́ртных Небе́сных и Животворя́щих Христо́вых Та́ин, и с молитвома́слием безпрепя́тное возду́шных мыта́рств проше́ствие, насле́дие со святы́ми всера́достныя присносу́щныя жи́зни, в ней же ку́пно со А́нгельскими чи́нми непреста́нныя хва­лы́ вознесе́м Отцу́ со Единоро́дным Его́ Сы́ном и с Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, и тебе́, вели́кое твое́ оте́ческое ми́лостивое заступле́ние, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. и ев. Мат­фея (60). Прав. Фул­ви­а­на, кн. Ефи­оп­ско­го, во св. Кре­ще­нии Мат­фея (I). Сщмч. Филу­ме­на Свя­то­гроб­ца (1979). Сщмч. Фео­до­ра Коле­ро­ва пре­св. и с ним мчч. Ана­нии Бой­ко­ва и Миха­и­ла Бол­да­ко­ва (1929). Сщмч. Иоан­на Цвет­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Тро­иц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Вик­то­ра Воро­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Соко­ло­ва пре­св. (1937) Сщмч. Мака­рия Соло­вье­ва пре­св. (1937) Сщмч. Миха­и­ла Абра­мо­ва пре­св. (1937) Прмч. Пан­те­ле­и­мо­на (Аржа­ных) игум. (1937) Мч. Димит­рия Спи­ри­до­но­ва (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму