29 нояб­ря. Свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий, епи­скоп Гангрский
Свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий был епи­ско­пом горо­да Ган­гры в Пафла­го­нии. В 325 году он при­ни­мал уча­стие в I Все­лен­ском Собо­ре в Никее, на кото­ром была пре­да­на ана­фе­ме ересь Ария. Когда в 326 году свя­ти­тель Ипа­тий воз­вра­щал­ся из Кон­стан­ти­но­по­ля в…

Свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий был епи­ско­пом горо­да Ган­гры в Пафла­го­нии. В 325 году он при­ни­мал уча­стие в I Все­лен­ском Собо­ре в Никее, на кото­ром была пре­да­на ана­фе­ме ересь Ария.

Когда в 326 году свя­ти­тель Ипа­тий воз­вра­щал­ся из Кон­стан­ти­но­по­ля в Ган­гры, в пустын­ном месте на него напа­ли после­до­ва­те­ли рас­коль­ни­ков Нова­та и Фели­цис­си­ма. Ере­ти­ки изра­ни­ли его меча­ми и колья­ми и сбро­си­ли с высо­ко­го бере­га в боло­то. Подоб­но пер­во­му­че­ни­ку архи­ди­а­ко­ну Сте­фа­ну, свя­ти­тель Ипа­тий молил­ся за уби­вав­ших его. Одна жен­щи­на-ари­ан­ка уда­ри­ла свя­ти­те­ля кам­нем по голо­ве, и он скон­чал­ся. Убий­цы скры­ли тело муче­ни­ка в пеще­ре, где его обна­ру­жил кре­стья­нин, хра­нив­ший там соло­му. Опо­знав тело епи­ско­па, он поспе­шил сооб­щить об этом в город, и жите­ли Гангр с честью погреб­ли мощи сво­е­го люби­мо­го архипастыря.

После смер­ти мощи свя­ти­те­ля Ипа­тия про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ны­ми чудо­тво­ре­ни­я­ми, в осо­бен­но­сти изгна­ни­ем бесов и исце­ле­ни­ем болезней.

С дав­них пор свя­щен­но­му­че­ник Ипа­тий осо­бо чтил­ся в Рус­ской зем­ле. Так, в 1330 году в Костро­ме был постро­ен Ипа­тьев­ский мона­стырь, на месте явле­ния Божи­ей Мате­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем и пред­сто­я­щи­ми свя­ты­ми — апо­сто­лом Филип­пом и свя­щен­но­му­че­ни­ком Ипа­ти­ем, епи­ско­пом Ган­гр­ским. Этот мона­стырь впо­след­ствии зани­мал зна­чи­тель­ное место в духов­ной и обще­ствен­ной жиз­ни наше­го наро­да, осо­бен­но в годы Смут­но­го времени.

Древ­ней­шие спис­ки жития свя­щен­но­му­че­ни­ка Ипа­тия были широ­ко рас­про­стра­не­ны в рус­ской пись­мен­но­сти, и один из них вошел в состав Чети­их Миней мит­ро­по­ли­та Мака­рия (1542 – 1564). В этом житии сохра­ни­лась запись о явле­нии Спа­си­те­ля свя­ти­те­лю Ипа­тию нака­нуне муче­ни­че­ской кон­чи­ны. Почи­та­е­мо­му свя­то­му состав­ля­лись молит­вы, похваль­ные сло­ва и поуче­ния в день его памяти.

Бла­го­го­вей­ное почи­та­ние свя­ти­те­ля Ипа­тия выра­зи­лось и в литур­ги­че­ском твор­че­стве рус­ских авто­ров. В XIX веке была напи­са­на новая служ­ба свя­щен­но­му­че­ни­ку Ипа­тию, отли­ча­ю­ща­я­ся от служ­бы, напи­сан­ной пре­по­доб­ным Иоси­фом Сту­ди­том, содер­жа­щей­ся в мар­тов­ской Минее.

Тро­парь, глас 4

Изво­ле́­ни­ем Боже́ствен­на­го ра́­зу­ма /​впе­ри́в ум свой в Небе́с­ныя оби́­те­ли /​и ра́в­но А́н­ге­лом жити­е́ пожи́в на зем­ли́, /​сего́ ра́­ди муче́­ния кра­со­ты́ вене́ц на сво­е́м вер­се́ утвер­ди́в, /​свя­щен­но­му́­че­ни­че Ипа́тие, /​моли́ Хри­ста́ Бо́­га /​/​спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Ри́м­ско­му оте́­че­ству све­ти́ль­ник, /​Бого­за­́р­ны­ми луча́­ми кон­цы́ све­тя́, /​ны́не про­све­ти́ тво­е́ пра́зд­не­ство пою́­щия, Ипа́тие, /​про­ся́ свы­́­ше ми́­ра и гре­хо́в остав­ле́­ния, /​/​моли́тва­ми защи­ти́ ны, Ипа́тие многострада́льне.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​свя­ти́­те­лю о́т­че Ипа́тие, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​ты бо мо́­ли­ши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́­га на́шего.

Молит­ва свя­щен­но­му­че­ни­ку Ипа­тию, епи­ско­пу Гангрскому

Три­со́л­неч­но­го Све́та све­то­за­́р­ная звез­до́, вво­дя́­щая в мир Три­со́л­неч­ный Свет апо́столь­ски­ми тво­и́­ми, Бого­е­ва́н­гель­ска­го про­по­ве́­да­ния свя­щен­но­уче́­нии, свя­щен­но­му́­че­ни­че, иера́р­ше Хри­сто́в, Бого­бла­же́нне Ипа́тие. Ты при­я́л еси́ от Свя­ты­́е Тро́и­цы рав­ноап­о́столь­ную бла­го­да́ть, сера­фи́м­скую в горе́­че­стии к Бо́­гу любо́вь, я́ко же вер­хо́в­ней­ший апо́сто­лов Петр, и херу­ви́м­скую мно­го­очи́тую во уче́­нии пре­му́д­рость, я́ко же вто­ры­́й Па́вел. Про­све­ти́­вый пре­му́д­рым тво­и́м бла­го­че́­стия уче́­ни­ем тьмо­чи́с­лен­ныя наро́­ды, прис­но­усе́рд­но под­ра­жа́я все­ми­́р­на­го Учи́­те­ля, Го́с­по­да Бо́­га и Спа́­са на́­ше­го Иису́­са Хри­ста́. Его́ же ра́­ди все­сми­ре́н­но молю́ бого­под­ра­жа́­тель­ное оте́­че­ское тво­е́ бла­го­у­тро́­бие: при­́зри ми́­ло­стив­но бого­све́т­лы­ми очи́­ма тво­и́­ма на су́­щее недо­сто́ин­ство мое́, я́ко все­ча­до­лю­би́­вый по Бо́­зе оте́ц, и прис­но­усе́рд­ный на́­ше­го спа­се́­ния наста́в­ни­че, и всех в Го́р­них пра­во­не­из­ме́н­ный стро­и́­тель, ада­ма́нт­ная Пра­во­сла́вию сте­на́ и пре­све́т­лый столп, вво­дя́­щий вто­ро­но́­ва­го Изра́и­ля во все­про­свет­ле́й­ший Го́р­ний Сио́н. Пот­щи́­ся вско́­ре помо­ще­ство­ва́ти на бра́­нех во́ин­ству на́­ше­му. Про­си́ же при­́с­но у Свя­ты­́я Тро́и­цы всем пра­во­сла́в­ным хри­сти­а́­ном ми́­ра и тиши­ны́, душе́в­но­го спа­се́­ния и мно­го­ле́т­ня­го в теле­си́ здра́вия, воз­ду́­ха бла­го­рас­тво­ре́­ния, зем­ли́ бла­го­пло́­дия, непло́д­ству­ю­щим бла­го­ча́­дия, и в зако́не Гос­по́д­нем вос­пи­та́­ния, и всех бла­ги́х умно­же́­ния. А по́с­ле жити­я́ кое­му́ж­до жи́з­ни сея́ спо­до́­би свя­ты­́­ми тво­и́­ми моли́тва­ми улу­чи́ти хри­сти­а́н­скую кон­чи́­ну бла́­гу, непо­сты­́д­ну и ми́р­ну, со все­пре­по­до́б­ней­шим испо­ве́­да­ни­ем и со при­ча́­сти­ем Свя­ты­́х Без­сме́рт­ных Небе́с­ных и Живо­тво­ря́­щих Хри­сто́­вых Та́ин, и с молитво­ма́с­ли­ем без­пре­пя́т­ное воз­ду́ш­ных мыта́рств про­ше́ствие, насле́­дие со свя­ты­́­ми все­ра́­дост­ныя прис­но­су́щ­ныя жи́з­ни, в ней же ку́п­но со А́н­гель­ски­ми чи́н­ми непре­ста́н­ныя хва­лы́ воз­не­се́м Отцу́ со Еди­но­ро́д­ным Его́ Сы́­ном и с Пре­свя­ты­́м, Бла­ги́м и Живо­тво­ря́­щим Его́ Ду́­хом, и тебе́, вели́кое тво­е́ оте́­че­ское ми́­ло­сти­вое заступле́­ние, ны́не, и при­́с­но, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Ап. и ев. Мат­фея (60). Прав. Фул­ви­а­на, кн. Ефи­оп­ско­го, во св. Кре­ще­нии Мат­фея (I). Сщмч. Филу­ме­на Свя­то­гроб­ца (1979). Сщмч. Фео­до­ра Коле­ро­ва пре­св. и с ним мчч. Ана­нии Бой­ко­ва и Миха­и­ла Бол­да­ко­ва (1929). Сщмч. Иоан­на Цвет­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Нико­лая Тро­иц­ко­го пре­св. (1937) Сщмч. Вик­то­ра Воро­но­ва пре­св. (1937) Сщмч. Васи­лия Соко­ло­ва пре­св. (1937) Сщмч. Мака­рия Соло­вье­ва пре­св. (1937) Сщмч. Миха­и­ла Абра­мо­ва пре­св. (1937) Прмч. Пан­те­ле­и­мо­на (Аржа­ных) игум. (1937) Мч. Димит­рия Спи­ри­до­но­ва (1938).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму