29 декаб­ря. Пре­по­доб­ная София, в миру Соло­мо­ния, вели­кая кня­ги­ня Суздальская
Пре­по­доб­ная София, в миру Соло­мо­ния, вели­кая кня­ги­ня, была доче­рью бояри­на Юрия Кон­стан­ти­но­ви­ча Сабурова. В 1505 году на нее пал выбор наслед­ни­ка пре­сто­ла, буду­ще­го вели­ко­го кня­зя Васи­лия Иоанновича. Брак их не был счаст­ли­вым, так как Соло­мо­ния ока­за­лась…

Пре­по­доб­ная София, в миру Соло­мо­ния, вели­кая кня­ги­ня, была доче­рью бояри­на Юрия Кон­стан­ти­но­ви­ча Сабурова.

В 1505 году на нее пал выбор наслед­ни­ка пре­сто­ла, буду­ще­го вели­ко­го кня­зя Васи­лия Иоанновича.

Брак их не был счаст­ли­вым, так как Соло­мо­ния ока­за­лась бес­плод­ной. Что­бы иметь наслед­ни­ка, вели­кий князь Васи­лий Иоан­но­вич решил женить­ся вто­рич­но (на Елене Глин­ской) и 25 нояб­ря 1525 г. велел постричь Соло­мо­нию в мона­хи­ни. Насиль­но постри­жен­ная с име­нем София, Соло­мо­ния была сосла­на под стра­жу в Суз­даль­ский Покров­ский мона­стырь, где подви­га­ми изгна­ла из серд­ца мир­ские помыс­лы и все­це­ло посвя­ти­ла себя Богу.

Князь Курб­ский назы­ва­ет бла­жен­ную кня­ги­ню “пре­по­доб­ною муче­ни­цею”. В руко­пис­ных свят­ках она име­ну­ет­ся как “Свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня София ино­ки­ния, яже бысть в Покров­ском мона­сты­ре деви­че, чудо­твор­ни­ца”. При царе Фео­до­ре Иоан­но­ви­че ее чти­ли как свя­тую. Цари­ца Ири­на Фео­до­ров­на посы­ла­ла в Суз­даль “на вели­кую кня­ги­ню Соло­мо­ни­ду, а во ино­цех Софию, бар­хат­ный покров с изоб­ра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых”. Пат­ри­арх Иосиф писал к Суз­даль­ско­му архи­епи­ско­пу Сера­пи­о­ну о пении над Софи­ей пани­хид и молебнов.

Пре­по­доб­ная София пре­ста­ви­лась к Богу в 1542 году. В опи­са­нии Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния при­во­дит несколь­ко слу­ча­ев чудес­ных исце­ле­ний при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Софии.

Тро­парь, глас 4

Вы́шняго красото́ю я́вственно украша́яся, /​по́стническими бо тру­ды́ подвиза́ся преподо́бная Софи́я, /​и бысть насле́дница Небе́сному Ца́рствию, /​и вни́де в Небе́сный Черто́г наслади́тися Христо́вы кра­со­ты́, /​Его́ же моли́ спасти́ся гра́ду Су́ждалю /​от пога́ных нахожде́ний и междоусо́бныя бра́ни /​/​и пода́ждь душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 1

Но́щи стра́стный избе́гши, Богому́драя Софи́е преподо́бная, /​к Незаходи́мому же Со́лнцу, Хри­сту́, прише́дши, /​умертви́ла еси́ плотско́е мудрова́ние посто́м же, воздержа́нием и моли́твами, /​показа́ся рав­на́ Áнгелом, /​на зем­ли́ бо пожи­ве́ и ду́хи нечи́стыя от челове́к отгна́ла еси́, /​и разли́чная исцеле́ния подава́вши, от мно́гих бед и зол избавляе́ши, /​Софи́е преподо́бная, /​/​мо́ли спасти́ся душа́м на́шим.

Вели­ча­ние

Ублажа́ем тя, /​преподо́бная ма́ти Софи́е, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши о нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва пре­по­доб­ной Софии Суздальской

О, пре­х­валь­ная и пра­вед­ная мати Софие, Суз­даль­ския стра­ны досто­чуд­ная подвиж­ни­це! Сла­вим твое бого­угод­ное житие, чтим твоя вели­кия доб­ро­де­те­ли, покло­ня­ем­ся чест­ным мощем тво­им, с любо­вию лобы­за­ем твой свя­тый образ и с верою при­но­сим тебе при­леж­ныя наша молит­вы. Помо­зи нам, яко стран­ним и при­шель­цем в мире сем, ста­ти на истин­ный путь хри­сти­ан­ска­го жития, не отвра­ти лица сво­е­го от всех при­бе­га­ю­щих к тво­е­му покро­ви­тель­ству, духовне умуд­ри под­ви­за­ю­щих­ся в ино­че­стве позна­ти кое­муж­до образ спа­се­ния сво­ея души, наста­ви в под­ви­зех сми­ре­ния, тер­пе­ния и пока­я­ния, поспе­ше­ствуй стя­жа­ти нам цело­муд­рие, послу­ша­ние и любовь Божию. Буди щит и ограж­де­ние оби­те­ли сия от вся­ка­го зла, в ней же сама рев­ност­но под­ви­за­ла­ся еси. Обра­ти и вра­зу­ми заблуд­шия люди на путь пра­вый. Умо­ли Гос­по­да сил поща­ди­ти души наша и даро­ва­ти нам вре­мя на пока­я­ние, да тво­им пред­ста­тель­ством спо­до­бим­ся без­па­губне прейти попри­ще мно­госкорб­на­го наше­го зем­на­го жития и быти при­част­ни­ки веч­на­го бла­жен­ства в небес­ных оби­те­лех Бога и Спа­са наше­го, Ему же подо­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и покло­не­ние, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прор. Аггея (500 г. до Р. Х.). Сщмч. Арка­дия, еп. Бежец­ко­го (1937). Мч. Мари­на Рим­ско­го (III). Блж. цари­цы Фео­фа­нии (893 – 894). Сщмч. Вла­ди­ми­ра Алек­се­е­ва пре­св. (1918) Сщмч. Илии Чере­де­е­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пав­ла Фаво­ри­то­ва пре­св. (1937) Сщмч. Фео­до­сия Бол­ды­ре­ва пре­св. (1937) Сщмч. Вла­ди­ми­ра Дамас­ки­на пре­св. (1937) Сщмч. Алек­сандра Коло­ко­ло­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пет­ра Зино­вье­ва пре­св. (1937) Прмч. Мака­рия (Смир­но­ва) иером. (1937)

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму