29 апре­ля. Свя­тые муче­ни­цы Ага­пия, Ири­на и Хиония
Свя­тые муче­ни­цы Ага­пия, Ири­на и Хио­ния были род­ны­ми сест­ра­ми и жили в кон­це III – нача­ле IV века вбли­зи ита­льян­ско­го горо­да Акви­леи. Они оста­лись сиро­та­ми в юном воз­расте. Девуш­ки вели бла­го­че­сти­вую хри­сти­ан­скую жизнь и откло­ня­ли домо­га­тель­ства…

Свя­тые муче­ни­цы Ага­пия, Ири­на и Хио­ния были род­ны­ми сест­ра­ми и жили в кон­це III – нача­ле IV века вбли­зи ита­льян­ско­го горо­да Акви­леи. Они оста­лись сиро­та­ми в юном воз­расте. Девуш­ки вели бла­го­че­сти­вую хри­сти­ан­скую жизнь и откло­ня­ли домо­га­тель­ства мно­го­чис­лен­ных жени­хов. Их духов­ным руко­во­ди­те­лем был свя­щен­ник Зинон. Ему было откры­то в сон­ном виде­нии, что в бли­жай­шее вре­мя он скон­ча­ет­ся, а свя­тых дев возь­мут на муче­ние. Такое же откро­ве­ние было и нахо­див­шей­ся в Акви­лее вели­ко­му­че­ни­це Ана­ста­сии († ок. 304), кото­рую назы­ва­ли Узо­ре­ши­тель­ни­цей за то, что она без­бо­яз­нен­но посе­ща­ла нахо­див­ших­ся в тюрь­мах хри­сти­ан, обод­ря­ла их и помо­га­ла им. Вели­ко­му­че­ни­ца Ана­ста­сия поспе­ши­ла к сест­рам и убеж­да­ла их муже­ствен­но посто­ять за Хри­ста. Вско­ре пред­ска­зан­ное в виде­нии испол­ни­лось. Свя­щен­ник Зинон скон­чал­ся, а три девы были схва­че­ны и направ­ле­ны на суд к импе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну (284 – 305).

Уви­дев юных пре­крас­ных сестер, импе­ра­тор пред­ло­жил им отречь­ся от Хри­ста и обе­щал най­ти знат­ных жени­хов из сво­ей сви­ты. Но свя­тые сест­ры отве­ча­ли, что име­ют одно­го Небес­но­го Жени­ха – Хри­ста, за веру в Кото­ро­го гото­вы постра­дать. Импе­ра­тор убеж­дал их отречь­ся от Хри­ста, но ни стар­шие сест­ры, ни самая млад­шая из них не согла­ша­лись. Они назы­ва­ли язы­че­ских богов идо­ла­ми, сде­лан­ны­ми чело­ве­че­ски­ми рука­ми, и про­по­ве­до­ва­ли веру в Истин­но­го Бога.

По пове­ле­нию Дио­кли­ти­а­на, напра­вив­ше­го­ся в Маке­до­нию, туда были отве­зе­ны и свя­тые сест­ры. Их отда­ли на суд пра­ви­те­лю Дулкицию.

Когда он уви­дел кра­со­ту свя­тых муче­ниц, то вос­пы­лал нечи­стой стра­стью. Он взял сестер под стра­жу и пере­дал им, что они полу­чат сво­бо­ду, если согла­сят­ся испол­нить его жела­ние. Но свя­тые муче­ни­цы отве­ти­ли, что они гото­вы уме­реть за сво­е­го Небес­но­го Жени­ха – Хри­ста. Тогда Дул­ки­ций решил тай­но ночью овла­деть ими насиль­но. Когда свя­тые сест­ры вста­ли ночью на молит­ву и сла­во­сло­ви­ли Гос­по­да, Дул­ки­ций под­крал­ся к две­ри и хотел вой­ти. Неви­ди­мая сила пора­зи­ла его, он поте­рял рас­су­док и кинул­ся прочь. Не нахо­дя выхо­да, мучи­тель по доро­ге попал в повар­ню, где сто­я­ли чугу­ны, ско­во­ро­ды и кот­лы, и весь пере­пач­кал­ся в саже. Слу­ги и вои­ны с тру­дом узна­ли его. Когда он уви­дел себя в зер­ка­ле, то поду­мал, что свя­тые муче­ни­цы окол­до­ва­ли его, и решил им отомстить.

На суде Дул­ки­ций велел обна­жить перед ним свя­тых муче­ниц. Но вои­ны, как ни ста­ра­лись, не мог­ли это­го сде­лать: одеж­ды как бы при­рос­ли к телам свя­тых дев. Во вре­мя суда Дул­ки­ций вне­зап­но заснул, и никто не мог раз­бу­дить его. Но толь­ко его внес­ли в дом, он тот­час проснулся.

Когда обо всем про­ис­шед­шем донес­ли импе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну, он раз­гне­вал­ся на Дул­ки­ция и пере­дал свя­тых дев судье Сиси­нию. Тот начал свой допрос с млад­шей сест­ры Ири­ны. Убе­див­шись в ее непре­клон­но­сти, он отпра­вил ее в тем­ни­цу и попы­тал­ся при­ну­дить к отре­че­нию свя­тых Хио­нию и Ага­пию. Но и их невоз­мож­но было скло­нить к отре­че­нию от Хри­ста, и Сиси­ний при­ка­зал сжечь свя­тых Ага­пию и Хио­нию. Сест­ры, услы­шав при­го­вор, воз­бла­го­да­ри­ли Гос­по­да за муче­ни­че­ские вен­цы. В огне Ага­пия и Хио­ния ото­шли ко Гос­по­ду с молитвой.

Когда огонь погас, все уви­де­ли, что тела муче­ниц и их одеж­да не опа­ле­ны огнем, а лица пре­крас­ны и спо­кой­ны, как у людей, уснув­ших тихим сном. На дру­гой день Сиси­ний при­ка­зал при­ве­сти на суд свя­тую Ири­ну. Он пугал ее уча­стью стар­ших сестер и уго­ва­ри­вал отречь­ся от Хри­ста, а потом стал угро­жать отдать ее на пору­га­ние в блу­ди­ли­ще. Но свя­тая муче­ни­ца отве­ча­ла: “Пусть мое тело будет отда­но на насиль­ствен­ное пору­га­ние, но душа моя не осквер­нит­ся отре­че­ни­ем от Христа”.

Когда вои­ны Сиси­ния пове­ли свя­тую Ири­ну в блу­ди­ли­ще, их нагна­ли два свет­лых вои­на и ска­за­ли: “Ваш гос­по­дин Сиси­ний пове­ле­ва­ет вам при­ве­сти деви­цу на высо­кую гору и оста­вить там, а затем прид­ти к нему и доло­жить о выпол­не­нии при­ка­за”. Вои­ны так и посту­пи­ли. Когда они доло­жи­ли об этом Сиси­нию, тот при­шел в ярость, так как не давал тако­го рас­по­ря­же­ния. Свет­лые вои­ны были Анге­лы Божии, спас­шие свя­тую муче­ни­цу от пору­га­ния. Сиси­ний с отря­дом вои­нов напра­вил­ся к горе и уви­дел на ее вер­шине свя­тую Ири­ну. Дол­го искал он доро­гу к вер­шине, но так и не смог най­ти. Тогда один из вои­нов ранил свя­тую Ири­ну стре­лой из лука. Муче­ни­ца крик­ну­ла Сиси­нию: “Я сме­юсь над тво­ей бес­силь­ной зло­бой и чистой, неосквер­нен­ной отхо­жу ко Гос­по­ду мое­му Иису­су Хри­сту”. Воз­бла­го­да­рив Гос­по­да, она лег­ла на зем­лю и пре­да­ла дух свой Богу за день до Свя­той Пас­хи († 304).

Вели­ко­му­че­ни­ца Ана­ста­сия узна­ла о кон­чине свя­тых сестер и с честью погреб­ла их тела.

Тро­парь, глас 1

Агни­цы слове́сныя, /​Агн­цу и Па́стырю приведо́стеся муче́нием ко Хри­сту́, /​тече́ние сконча́вше, и ве́ру соблю́дше. /​Те́мже днесь ра́достною душе́ю соверша́ем, досточу́днии, /​/​святу́ю ва́шу па́мять, Хри­ста́ велича́юще.

Кондак, глас 4

Кре́пко ду́шу, Ири́но, ополчи́ла еси́ ве́рою, /​я́ве лука́ваго посрами́вши, /​и ко Хри­сту́ при­ве­ла́ еси́ тьмы люде́й мно́жества, блаже́нная, /​и, порфи́ру от крове́й нося́щи, /​/​со Áнге­лы ны́не весели́шися.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​страстоте́рпицы святы́я Ага́пие, Ири́но и Хиони́е, /​и чтим честна́я страда́ния ва́ша, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́ли есте́.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мч. Лео­ни­да и мцц. Харие́ссы, Ники, Гали­ны, Кали́сы, Нунехи́и, Васи­лис­сы, Фео­до­ры, Ири­ны и дру­гих (258). Свя­тых Пав­ла и Тимо­фея. Мч. Миха­и­ла Вур­ли­о­та (1772). Прп. Фео­до­ры Ниже­го­род­ской (1378). Сщмч. Кон­стан­ти­на Жда­но­ва, пре­сви­те­ра (1919). Ильин­ско-Чер­ни­гов­ской (1658) и Там­бов­ской (1692) икон Божи­ей Матери.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму