28 сен­тяб­ря. Свя­той вели­ко­му­че­ник Никита
Свя­той вели­ко­му­че­ник Ники­та по наци­о­наль­но­сти был готом. Он родил­ся и жил на бере­гах Дуная. Постра­дал за Хри­ста в 372 году. Тогда хри­сти­ан­ская вера уже широ­ко рас­про­стра­ни­лась в стране готов. Свя­той Ники­та уве­ро­вал во Хри­ста и при­нял…

Свя­той вели­ко­му­че­ник Ники­та по наци­о­наль­но­сти был готом. Он родил­ся и жил на бере­гах Дуная. Постра­дал за Хри­ста в 372 году. Тогда хри­сти­ан­ская вера уже широ­ко рас­про­стра­ни­лась в стране готов.

Свя­той Ники­та уве­ро­вал во Хри­ста и при­нял Кре­ще­ние от гот­ско­го епи­ско­па Фео­фи­ла, участ­ни­ка I Все­лен­ско­го Собо­ра. Рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства ста­ли про­ти­вить­ся языч­ни­ки-готы, в резуль­та­те чего воз­ник­ла меж­до­усоб­ная брань.

После побе­ды Фри­ти­гер­на, воз­гла­вив­ше­го вой­ско хри­сти­ан и нанес­ше­го пора­же­ние языч­ни­ку Афа­на­ри­ху, вера Хри­сто­ва ста­ла успеш­нее рас­про­стра­нять­ся сре­ди готов. Епи­скоп Уль­фи­ла, пре­ем­ник епи­ско­па Фео­фи­ла, создал гот­скую азбу­ку и пере­вел на гот­ский язык мно­го свя­щен­ных книг.

В рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства сре­ди сопле­мен­ни­ков усерд­но тру­дил­ся и свя­той Ники­та. Сво­им при­ме­ром и вдох­но­вен­ным сло­вом он при­вел к Хри­сто­вой вере мно­гих языч­ни­ков. Одна­ко Афа­на­рих после пора­же­ния сумел сно­ва попра­вить свои силы, вер­нуть­ся в свою стра­ну и вос­ста­но­вить свое преж­нее могу­ще­ство. Оста­ва­ясь языч­ни­ком, он про­дол­жал нена­ви­деть хри­сти­ан и пре­сле­до­вать их. Свя­той Ники­та, под­верг­ну­тый мно­гим пыт­кам, был бро­шен в огонь, где и скон­чал­ся в 372 году.

Друг свя­то­го Ники­ты, хри­сти­а­нин Мари­ан, ночью отыс­кал тело муче­ни­ка, не повре­жден­ное огнем и оза­рен­ное чудес­ным све­том, пере­нес его и пре­дал погре­бе­нию в Кили­кии. Впо­след­ствии оно было пере­не­се­но в Кон­стан­ти­но­поль. Части­ца свя­тых мощей вели­ко­му­че­ни­ка Ники­ты позд­нее пере­не­се­на в мона­стырь Высо­кие Деча­ны, в Сербии.

Тро­парь, глас 4

Крест Хри­сто́в, я́ко не́кое ору́­жие усе́рд­но вос­при­и́м, /​и к боре́­нию вра­го́в при­те́кл еси́, /​и за Хри­ста́ постра­да́в, /​после­ди́ огне́м свя­ще́н­ную тво­ю́ ду́­шу Го́с­по­ду пре́­дал еси́: /​ото­ну́­ду­же и даро́в исце­ле́­ния /​от Него́ спо­до́­бил­ся еси́ при­я́ти, /​вели­ко­му́­че­ни­че Ники́то. /​Моли́ Хри­ста́ Бо́­га /​/​спа­сти́­ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Пре́ле­сти посе́к дер­жа́ву сто­я́­ни­ем тво­и́м, /​и побе́­ды при­и́м вене́ц во стра­да́ль­че­ствех тво­и́х, /​со А́н­ге­лы сла́вне ра́­ду­е­ши­ся, /​Ники́то тезо­име­ни́­те, /​/​с ни́­ми Хри­ста́ Бо́­га моля́ непре­ста́н­но о всех нас.

Вели­ча­ние

Вели­ча́ем тя, /​стра­сто­те́рп­че свя­ты­́й вели­ко­му́­че­ни­че Ники́то, /​и чтим чест­на́я стра­да́­ния тво­я́, /​я́же за Хри­ста́ /​пре­тер­пе­́л еси́.

Молит­ва вели­ко­му­че­ни­ку Никите

О вели́кий стра­сто­те́рп­че Хри­сто́в и чудо­тво́р­че вели­ко­му́­че­ни­че Ники́то! При­па́­да­ю­ще к свя­то́­му и чудо­тво́р­но­му о́бра­зу тво­е­му́, по́­дви­ги же и чуде­са́ тво­я́ и мно́­гое состра­да́­ние тво­е́ к лю́­дем про­слав­ля́­ю­ще, мо́­лим тя при­ле́ж­но: яви́ нам сми­ре́н­ным и гре́ш­ным свя­то́е и мно­го­мо́щ­ное тво­е́ заступле́­ние, се бо грех ра́­ди на́­ших не и́ма­мы сво­бо́­ды чад Бо́­жи­их, е́же о потре́­бах на́­ших Го́с­по­да и Вла­ды­́ку на́­ше­го дерз­но­ве́н­но про­си́ти, но тебе́ моли́твен­ни­ка к Нему́ бла­го­при­я́т­на­го пред­ла­га́ем и о тво­е́м пред­ста́­тель­стве взы­ва́ем, испро­си́ нам у Го́с­по­да бла­го­по­тре́б­ныя да́­ры душа́м и теле­се́м на́­шим, ве́­ру пра́вую, спа­се́­ния наде́ж­ду несо­мне́н­ную, любо́вь же ко всем нели­це­ме́р­ную, во иску­ше́­ни­их му́­же­ство, в зло­стра­да́­ни­их тер­пе­́­ние, в моли́твах посто­я́н­ство, душ и теле́с здра́вие, зем­ли́ пло­до­но́­сие, воз­ду́­ха бла­го­рас­тво­ре́­ние, жите́й­ских потре́б дово́ль­ство, ми́р­ное и бла­го­че́ст­ное на зем­ли́ жити­е́, хри­сти­а́н­скую жити­я́ кон­чи́­ну и до́брый отве́т на стра́ш­нем суди́­ще Хри­сто́вом. Еще́ же, о стра­сто­те́рп­че Хри­сто́в, у Царя́ Небе́с­на­го испро­си́ стра­не́ на́­шей Рос­си́й­стей мир, здра́вие и спа­се́­ние, и на вра­ги́ побе́­ду и одо­ле́­ние, бла­го­устро­е́­ние, тиши­ну́ и бла­го­де́н­ствие. Хри­сто­лю­би́во­му во́ин­ству бу́­ди сора́тай и помо́щ­ник на вра­ги́ и всем лю́­дем пра­во­сла́в­ным яви́ тво­е́ свя­то́е заступле́­ние: боля́­щия исце­ли́, скор­бя́­щия уте́­ши, бе́д­ству­ю­щим помо­зи́. Ей, уго́д­ни­че Бо́­жий и му́­че­ни­че дол­го­тер­пе­ли́­вый! Не забу́­ди свя­ту́ю оби́­тель тво­ю́ и вся живу́­щия в ней и под­ви­за­́­ю­щи­я­ся и́но­ки­ни же и мир­ски́я, но поспе­ш́и им в сми­ре́­нии и тер­пе­́­нии носи́ти и́го Хри­сто́во и от вся́ких бед и иску­ше́­ний ми́­ло­стивне изба́ви. Всех у́бо нас при­ве­ди́ в ти́­хое при­ста́­ни­ще спа­се́­ния и насле́д­ни­ки спо­до́­би бы́ти пре­све́тла­го Ца́р­ствия Хри­сто́­ва свя­ты­́­ми тво­и́­ми моли́тва­ми, да сла́вим и пое́м вели́кия щед­ро́ты Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, в Тро́и­це сла́ви­ма­го и покла­ня́е­ма­го Бо́­га, и тво­е́ свя­то́е заступле́­ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Пер­во­мч. архи­ди­ак. Сте­фа­на (обрет. мощей, 415). Свя­ти­те­ля Ака­кия, епи­ско­па Мели­тин­ско­го (обре­те­ние мощей, ок. 249 – 251). Муче­ни­ков двух дев, от меча скон­чав­ших­ся; Фео­до­та, Аскли­а­ды (Аскли­пи­о­до­ты) и Мак­си­ма (ок. 305 – 311); Пор­фи­рия, из лице­де­ев (361); Фео­к­ла; Вале­ри­а­на мла­ден­ца, Лео­ни­да. Бла­го­вер­ной цари­цы Пла­кил­лы, супру­ги бла­го­вер­но­го царя Фео­до­сия Вели­ко­го (ок. 379 – 395). Свя­ти­те­ля Иоси­фа, епи­ско­па Алаверд­ско­го (570). Пре­по­доб­ных Марии Егис­ской (нач. VII в.); Фило­фея пре­сви­те­ра, в Малой Азии (не позд­нее X в.); Гера­си­ма Зур­вий­ско­го. Свя­ти­те­ля Вис­са­ри­о­на, архи­епи­ско­па Ларис­ско­го (XVI). Пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Мака­рия Солун­ско­го (1523). Ново­му­че­ни­ка Иоан­на Крит­ско­го (1811). Пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Евдо­кии (1918); свя­щен­но­му­че­ни­ков Андрея, Гри­го­рия, Гри­го­рия, Иоан­на пре­сви­те­ров (1921); пре­по­доб­но­го Игна­тия (Бирю­ко­ва) архи­манд­ри­та, испо­вед­ни­ка, Воро­неж­ско­го (1932); свя­щен­но­му­че­ни­ков Димит­рия (Игна­тен­ко) про­то­и­е­рея, Крым­ско­го (1935); Иоан­на (Бороз­ди­на) про­то­и­е­рея, Мос­ков­ско­го; Иако­ва (Лео­но­ви­ча) пре­сви­те­ра, Твер­ско­го, Пет­ра пре­сви­те­ра и Нико­лая (Цвет­ко­ва) про­то­ди­а­ко­на; пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Марии (Рыко­вой) и муче­ни­цы Люд­ми­лы (Пет­ро­вой), Чим­кент­ской (1937). Ико­ны Божи­ей Мате­ри Ново­ни­кит­ской (372).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму