После мученической кончины архидиакона Стефана в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19).
После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, его святое тело бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34 – 40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1 – 21; Ин. 7, 50 – 52; Ин. 19, 38 – 42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.
В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления. В церквях Святой Земли это перенесение мощей поминается 2 августа.
Около 428 года, при благоверном императоре Феодосии II Младшем, мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви во имя святого диакона Лаврентия, а по создании храма во имя первомученика Стефана перенесены туда 2 августа.
На начало XXI века значительная часть мощей святого Стефана пребывала в Греции, особенно в обителях Святой Горы Афон. В монастыре Ватопед находились части честной главы и плеча первомученика. Части десницы апостола — дар императора Феодосия Младшего — хранились в монастыре Констамонит, посвященном первомученику. Другие небольшие частицы его мощей находились в афонских монастырях Зограф и Ставроникита. Также в Греции, в Метеорском женском монастыре первомученика Стефана, находилась другая часть главы первомученика подаренная монастырю одним из представителей правящих домов Дунайских княжеств.
В Русской Православной Церкви также сохраняются части мощей святого. Частица десницы пребывается в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, а перст — в Киево-Печерской Лавре, в раке с изображением святого.
Тропарь, глас 4
Ца́рским венце́м венча́ся /твой верх от страда́ний, /я́же претерпе́л еси́ по Христе́ Бо́зе, /му́чеников первострада́льче Стефа́не, /ты бо, иуде́йское обличи́вый неи́стовство, /ви́дел еси́ твое́го́ Спа́са одесну́ю Отца́: //Того́ у́бо моли́ о душа́х на́ших.
Кондак, глас 6
Пе́рвый се́ялся еси́ на земли́ Небе́сным де́лателем, /всехва́льне Стефа́не, /пе́рвый на земли́ за Христа́ кровь излия́л еси́, блаже́нне, /пе́рвый от Него́ побе́ды венце́м увя́злся еси́ на Небесе́х, /страда́льцев нача́ло, //вене́чниче, му́чеников первострада́льне.
Величание
Велича́ем тя, /страстоте́рпче святы́й первому́чениче архидиа́коне Стефа́не, /и чтим честна́я страда́ния твоя́, /я́же за Христа́ /претерпе́л еси́.
Молитва первомученику, архидиакону Стефану
Пе́рвый во диа́конех, пе́рвый и в му́ченицех показа́лся еси́, святы́й Стефа́не, апо́столе, испо́лнь бо ве́ры и си́лы во уче́нии и в зна́мениих вели́к яви́лся еси́, и никто́же возмо́же противуста́ти прему́дрости и ду́ху, и́миже глаго́лал еси́, лице́ же твое́ на со́нмищи ви́дено бысть, я́ко лице́ а́нгела. Те́мже, испо́лнен Свята́го Ду́ха быв, ви́дел еси́ отве́рстое не́бо и сла́ву Бо́жию и Сы́на челове́ча, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, одесну́ю стоя́ща Бо́га Отца́. Та́же и от жестоковы́йных и уби́йц иуде́ев ка́мением пред лице́м Преблагослове́нныя и моля́щияся о тебе́ Де́вы, Ма́тере Его́, побива́емь, прекло́нь коле́на, возопи́л еси́ гла́сом ве́лиим: Го́споди, не поста́ви им греха́ сего́! И та́ко дух твой Го́споду Иису́су ра́достно пре́дал еси́. Сего́ ра́ди моли́твенника и предста́теля тя стяжа́хом, коле́на души́ и се́рдца на́шего прекло́ньше, тя мо́лим: воздежи́ ру́це твои́ ко Го́споду, и сподви́жи всему́ ро́ду челове́ческому Предста́тельницу и Хода́таицу к Сы́ну Своему́, Пресвяту́ю Ма́терь Де́ву, и о нас, при́сно прогневля́ющих грехо́м и ле́ностию, моли́ Блага́го Спа́са на́шего, да пода́ст нам благода́ть во благовре́менную по́мощь к покая́нию и твои́м предста́тельством и заступле́нием Пресвяты́я Ма́тере Своея́ в день он, стра́шный и пра́ведный, да не поста́вит пред на́ми грехи́ на́ша, но по щедро́там Свои́м, тобо́ю умоле́н быв, да рече́т души́ на́шей: спасе́ние ва́ше есмь Аз во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Вмч. Никиты (ок. 372). Святителя Акакия, епископа Мелитинского (обретение мощей, ок. 249 – 251). Мучеников двух дев, от меча скончавшихся; Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) и Максима (ок. 305 – 311); Порфирия, из лицедеев (361); Феокла; Валериана младенца, Леонида. Благоверной царицы Плакиллы, супруги благоверного царя Феодосия Великого (ок. 379 – 395). Святителя Иосифа, епископа Алавердского (570). Преподобных Марии Егисской (нач. VII в.); Филофея пресвитера, в Малой Азии (не позднее X в.); Герасима Зурвийского. Святителя Виссариона, архиепископа Ларисского (XVI). Преподобномученика Макария Солунского (1523). Новомученика Иоанна Критского (1811). Преподобномученицы Евдокии (1918); священномучеников Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921); преподобного Игнатия (Бирюкова) архимандрита, исповедника, Воронежского (1932); священномучеников Димитрия (Игнатенко) протоиерея, Крымского (1935); Иоанна (Бороздина) протоиерея, Московского; Иакова (Леоновича) пресвитера, Тверского, Петра пресвитера и Николая (Цветкова) протодиакона; преподобномученицы Марии (Рыковой) и мученицы Людмилы (Петровой), Чимкентской (1937). Иконы Божией Матери Новоникитской (372).