28 сен­тяб­ря. Обре­те­ние мощей свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка и архи­ди­а­ко­на Стефана
После муче­ни­че­ской кон­чи­ны архи­ди­а­ко­на Сте­фа­на в Иеру­са­ли­ме нача­лось пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан, от кото­ро­го они вынуж­де­ны были бежать в раз­ные части Свя­той Зем­ли и в сосед­ние стра­ны. Так хри­сти­ан­ская вера ста­ла рас­про­стра­нять­ся в раз­ных частях Рим­ской импе­рии. Кровь…

После муче­ни­че­ской кон­чи­ны архи­ди­а­ко­на Сте­фа­на в Иеру­са­ли­ме нача­лось пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан, от кото­ро­го они вынуж­де­ны были бежать в раз­ные части Свя­той Зем­ли и в сосед­ние стра­ны. Так хри­сти­ан­ская вера ста­ла рас­про­стра­нять­ся в раз­ных частях Рим­ской импе­рии. Кровь пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на не про­ли­лась даром и его молит­ва о невме­не­нии гре­ха поби­ва­ю­щим его была услы­ша­на. В ско­ром вре­ме­ни Савл, одоб­ряв­ший это убий­ство, уве­ро­вал, кре­стил­ся и стал зна­ме­ни­тым Пав­лом — одним из самых успеш­ных про­по­вед­ни­ков Еван­ге­лия. Мно­го лет спу­стя Павел, посе­тив Иеру­са­лим, был тоже схва­чен разъ­ярен­ной тол­пой иуде­ев, хотев­ших побить его кам­ня­ми. В сво­ей бесе­де с ними он вспом­нил о невин­ной смер­ти Сте­фа­на и о сво­ем уча­стии в ней (Деян. 22, 19).

После того, как свя­той пер­во­му­че­ник архи­ди­а­кон Сте­фан был побит иуде­я­ми кам­ня­ми, его свя­тое тело бро­си­ли без погре­бе­ния на съе­де­ние зве­рям и пти­цам. Одна­ко на вто­рую ночь зна­ме­ни­тый иудей­ский зако­но­учи­тель Гама­ли­ил, начав­ший скло­нять­ся к вере в Иису­са Хри­ста как в Мес­сию и защи­тив­ший апо­сто­лов в синед­ри­оне (Деян. 5, 34 – 40), послал пре­дан­ных ему людей взять тело пер­во­му­че­ни­ка. Гама­ли­ил пре­дал его погре­бе­нию на сво­ей зем­ле, в пеще­ре, неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. Когда скон­чал­ся тай­ный уче­ник Гос­по­да, Нико­дим, при­хо­див­ший к Нему ночью (Ин. 3, 1 – 21; Ин. 7, 50 – 52; Ин. 19, 38 – 42), Гама­ли­ил так­же похо­ро­нил его близ гро­ба архи­ди­а­ко­на Сте­фа­на. Затем и сам Гама­ли­ил, при­няв­ший кре­ще­ние вме­сте со сво­им сыном Ави­вом, был погре­бен при гро­бе пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на и свя­то­го Никодима.

В 415 году мощи свя­тых были чудес­ным обра­зом обре­те­ны и тор­же­ствен­но пере­не­се­ны из дерев­ни Кафар­га­ма­ла в Иеру­са­лим архи­епи­ско­пом Иоан­ном вме­сте с епи­ско­па­ми Сева­стий­ским и Иери­хон­ским. С того вре­ме­ни от мощей нача­ли совер­шать­ся исце­ле­ния. В церк­вях Свя­той Зем­ли это пере­не­се­ние мощей поми­на­ет­ся 2 августа.

Око­ло 428 года, при бла­го­вер­ном импе­ра­то­ре Фео­до­сии II Млад­шем, мощи свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на были пере­ве­зе­ны из Иеру­са­ли­ма в Кон­стан­ти­но­поль и поло­же­ны в церк­ви во имя свя­то­го диа­ко­на Лав­рен­тия, а по созда­нии хра­ма во имя пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на пере­не­се­ны туда 2 августа.

На нача­ло XXI века зна­чи­тель­ная часть мощей свя­то­го Сте­фа­на пре­бы­ва­ла в Гре­ции, осо­бен­но в оби­те­лях Свя­той Горы Афон. В мона­сты­ре Вато­пед нахо­ди­лись части чест­ной гла­вы и пле­ча пер­во­му­че­ни­ка. Части дес­ни­цы апо­сто­ла — дар импе­ра­то­ра Фео­до­сия Млад­ше­го — хра­ни­лись в мона­сты­ре Кон­ста­мо­нит, посвя­щен­ном пер­во­му­че­ни­ку. Дру­гие неболь­шие части­цы его мощей нахо­ди­лись в афон­ских мона­сты­рях Зограф и Став­ро­ни­ки­та. Так­же в Гре­ции, в Метеор­ском жен­ском мона­сты­ре пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на, нахо­ди­лась дру­гая часть гла­вы пер­во­му­че­ни­ка пода­рен­ная мона­сты­рю одним из пред­ста­ви­те­лей пра­вя­щих домов Дунай­ских княжеств.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви так­же сохра­ня­ют­ся части мощей свя­то­го. Части­ца дес­ни­цы пре­бы­ва­ет­ся в Сера­пи­о­но­вой пала­те Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, а перст — в Кие­во-Печер­ской Лав­ре, в раке с изоб­ра­же­ни­ем святого.

Тро­парь, глас 4

Ца́рским венце́м венча́ся /​твой верх от страда́ний, /​я́же претерпе́л еси́ по Хри­сте́ Бо́зе, /​му́чеников первострада́льче Стефа́не, /​ты бо, иуде́йское обличи́вый неи́стовство, /​ви́дел еси́ твое́го́ Спа́са одесну́ю Отца́: /​/​Того́ у́бо моли́ о душа́х на́ших.

Кондак, глас 6

Пе́рвый се́ялся еси́ на зем­ли́ Небе́сным де́лателем, /​всехва́льне Стефа́не, /​пе́рвый на зем­ли́ за Хри­ста́ кровь излия́л еси́, блаже́нне, /​пе́рвый от Него́ побе́ды венце́м увя́злся еси́ на Небесе́х, /​страда́льцев нача́ло, /​/​вене́чниче, му́чеников первострада́льне.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​страстоте́рпче святы́й первому́чениче архидиа́коне Стефа́не, /​и чтим честна́я страда́ния твоя́, /​я́же за Хри­ста́ /​претерпе́л еси́.

Молит­ва пер­во­му­че­ни­ку, архи­ди­а­ко­ну Стефану

Пе́рвый во диа́конех, пе́рвый и в му́ченицех показа́лся еси́, святы́й Стефа́не, апо́столе, испо́лнь бо ве́ры и си́лы во уче́нии и в зна́мениих вели́к яви́лся еси́, и никто́же возмо́же противуста́ти прему́дрости и ду́ху, и́миже глаго́лал еси́, лице́ же твое́ на со́нмищи ви́дено бысть, я́ко лице́ а́нгела. Те́мже, испо́лнен Свята́го Ду́ха быв, ви́дел еси́ отве́рстое не́бо и сла́ву Бо́жию и Сы́на челове́ча, Го́спода на́шего Иису́са Хри­ста́, одесну́ю стоя́ща Бо́га Отца́. Та́же и от жестоковы́йных и уби́йц иуде́ев ка́мением пред лице́м Преблагослове́нныя и моля́щияся о тебе́ Де́вы, Ма́тере Его́, побива́емь, прекло́нь коле́на, возопи́л еси́ гла́сом ве́лиим: Го́споди, не поста́ви им гре­ха́ сего́! И та́ко дух твой Го́споду Иису́су ра́достно пре́дал еси́. Сего́ ра́ди моли́твенника и предста́теля тя стяжа́хом, коле́на души́ и се́рдца на́шего прекло́ньше, тя мо́лим: воз­де­жи́ ру́це твои́ ко Го́споду, и сподви́жи все­му́ ро́ду челове́ческому Предста́тельницу и Хода́таицу к Сы́ну Сво­е­му́, Пресвяту́ю Ма́терь Де́ву, и о нас, при́сно прогневля́ющих грехо́м и ле́ностию, моли́ Блага́го Спа́са на́шего, да пода́ст нам благода́ть во благовре́менную по́мощь к покая́нию и твои́м предста́тельством и заступле́нием Пресвяты́я Ма́тере Сво­ея́ в день он, стра́шный и пра́ведный, да не поста́вит пред на́ми гре­хи́ на́ша, но по щедро́там Свои́м, тобо́ю умоле́н быв, да рече́т души́ на́шей: спасе́ние ва́ше есмь Аз во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Вмч. Ники­ты (ок. 372). Свя­ти­те­ля Ака­кия, епи­ско­па Мели­тин­ско­го (обре­те­ние мощей, ок. 249 – 251). Муче­ни­ков двух дев, от меча скон­чав­ших­ся; Фео­до­та, Аскли­а­ды (Аскли­пи­о­до­ты) и Мак­си­ма (ок. 305 – 311); Пор­фи­рия, из лице­де­ев (361); Фео­к­ла; Вале­ри­а­на мла­ден­ца, Лео­ни­да. Бла­го­вер­ной цари­цы Пла­кил­лы, супру­ги бла­го­вер­но­го царя Фео­до­сия Вели­ко­го (ок. 379 – 395). Свя­ти­те­ля Иоси­фа, епи­ско­па Алаверд­ско­го (570). Пре­по­доб­ных Марии Егис­ской (нач. VII в.); Фило­фея пре­сви­те­ра, в Малой Азии (не позд­нее X в.); Гера­си­ма Зур­вий­ско­го. Свя­ти­те­ля Вис­са­ри­о­на, архи­епи­ско­па Ларис­ско­го (XVI). Пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Мака­рия Солун­ско­го (1523). Ново­му­че­ни­ка Иоан­на Крит­ско­го (1811). Пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Евдо­кии (1918); свя­щен­но­му­че­ни­ков Андрея, Гри­го­рия, Гри­го­рия, Иоан­на пре­сви­те­ров (1921); пре­по­доб­но­го Игна­тия (Бирю­ко­ва) архи­манд­ри­та, испо­вед­ни­ка, Воро­неж­ско­го (1932); свя­щен­но­му­че­ни­ков Димит­рия (Игна­тен­ко) про­то­и­е­рея, Крым­ско­го (1935); Иоан­на (Бороз­ди­на) про­то­и­е­рея, Мос­ков­ско­го; Иако­ва (Лео­но­ви­ча) пре­сви­те­ра, Твер­ско­го, Пет­ра пре­сви­те­ра и Нико­лая (Цвет­ко­ва) про­то­ди­а­ко­на; пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Марии (Рыко­вой) и муче­ни­цы Люд­ми­лы (Пет­ро­вой), Чим­кент­ской (1937). Ико­ны Божи­ей Мате­ри Ново­ни­кит­ской (372).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму