28 октяб­ря. Свя­ти­тель Иоанн, епи­скоп Суздальский
О месте рож­де­ния свя­то­го, о роди­те­лях его, обу­че­нии гра­мо­те и о вре­ме­ни при­нятия им ино­че­ства све­де­ний не сохра­ни­лось. Извест­но лишь, что св. Иоанн пре­бы­вал в неко­ей оби­те­ли, где в испол­не­нии пору­чен­ных ему служб отли­чал­ся послу­ша­ни­ем к…

О месте рож­де­ния свя­то­го, о роди­те­лях его, обу­че­нии гра­мо­те и о вре­ме­ни при­нятия им ино­че­ства све­де­ний не сохра­ни­лось. Извест­но лишь, что св. Иоанн пре­бы­вал в неко­ей оби­те­ли, где в испол­не­нии пору­чен­ных ему служб отли­чал­ся послу­ша­ни­ем к игу­ме­ну и бра­тии. Игу­мен мона­сты­ря того, муж опыт­ный в ино­че­ском житель­стве, руко­во­дил бла­жен­но­го Иоан­на и учил его уста­ву ино­че­ско­му, настав­ляя его иметь страх Божий пред оча­ми сво­и­ми, не пре­не­бре­гать убо­ги­ми, не воз­но­сить­ся веде­ни­ем, но все­гда пре­бы­вать в сми­ре­нии мыс­ли, не уны­вать в скор­бях, но муже­ствен­но пере­но­сить их и не жало­вать­ся на слу­чив­ши­е­ся на­пасти. Ибо по вну­ше­нию Свя­то­го Духа игу­мен пред­ви­дел, что бла­жен­но­му Иоан­ну пред­сто­ит при­нять епи­скоп­ский пре­стол и бла­го­вер­но пасти Хри­сто­ву паству.

В то вре­мя князь Кон­стан­тин Васи­лье­вич, полю­бив Ниж­ний Нов­го­род, сде­лал его вме­сто Суз­да­ля глав­ным горо­дом сво­е­го обшир­но­го кня­же­ства. Это было в 1350 году. Вме­сте с тем он поже­лал иметь при себе осо­бо­го епи­ско­па, отдель­но­го от Ростов­ско­го и Вла­ди­мир­ско­го, и обра­тил­ся о том к пат­ри­ар­ху. Соглас­но с его жела­ни­ем бла­го­че­сти­вый Иоанн посвя­щен был пат­ри­ар­хом в епи­ско­па Ниже­го­род­ско­го и Суз­даль­ско­го (1350 г.).

Свя­ти­тель Иоанн поко­рял серд­ца свя­той вере осо­бен­но сво­ею высо­кою бла­го­стью и живым благочестием.

Бога­тых учил он не вели­чать­ся богат­ством и не упо­вать на ми­мо­текущеее богат­ство; вдо­виц — при­ле­жать посту и воз­дер­жа­нию и избе­гать укра­шения в одеж­де. Бес­ко­рыст­ный и сер­до­боль­ный, он забо­тил­ся более о покое дру­гих, чем о сво­ем. Ему каза­лось, что на кре­стья­нах, кото­рые жили на зем­лях цер­ков­ных, лежат тяже­лые нало­ги, и он облег­чил повин­но­сти их. Он устро­ил бога­дель­ни для боль­ных и пре­ста­ре­лых. Бла­го­че­стие в наро­де воз­буждал и под­дер­жи­вал он повре­мен­ным совер­ше­ни­ем крест­ных ходов.

Когда при­бли­зи­лось вре­мя его бла­жен­ной кон­чи­ны, св. Иоанн забо­лел, но не надол­го. В час раз­лу­че­ния с телом он при­ча­стил­ся Свя­тых и Пре­чи­стых Таин тела и Кро­ви Иису­са Хри­ста, Гос­по­да наше­го, и почил о Гос­по­де в 1373 году, октяб­ря меся­ца в 15‑й день. Тело его свя­тое с пес­но­пе­ни­я­ми было пере­не­се­но в город Суздаль.

Стен­ная над­пись 1635 г. в Суз­даль­ском собо­ре гово­рит: «Лето 6882 октяб­ря 15 дня (1373 г.) свя­ти­тель Иоанн почи зде». Мощи его почи­ва­ют в Суз­даль­ском собо­ре под спу­дом. Над­пись на шитом покро­ве гово­рит: «лето 7086 (1578) июля 28 декаб­ря — поло­жи­ла есми покров на гро­бе вели­ко­го чудо­твор­ца Ива­на епи­ско­па кня­же Вла­ди­ми­ро­ви­ча кня­ги­ня Андре­еви­ча Евпрак­сия удель­ная». На том же покро­ве вышит тро­парь, в кото­ром свт. Иоанн про­слав­ля­ет­ся как чудо­тво­рец. «Зло­умыш­лен­ным цер­ков­ни­ком молит­вою ско­ро про­зре­ти пове­ле и научи, яко­же преж­де св. Леон­тия, — свя­за и паки бла­го­сло­ви» Итак, в 1578 г. свя­ти­тель Иоанн был уже почи­та­ем в чис­ле свя­тых. В честь его воз­дви­га­лись в Суз­даль­ской сто­роне хра­мы; а служ­ба ему напи­са­на была в нача­ле XVI столе­тия. У гро­ба свя­ти­те­ля засви­де­тель­ство­ва­ны мно­го­чис­лен­ные чудеса.

Тро­парь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче, /​благоче́стия учи́телю и чисто­ты́, /​Су́ждалю пресве́тлый свети́льниче, /​святи́телем Богодухнове́нное удобре́ние, Иоа́нне прему́дре, /​уче́нием твои́м па́ству твою́ просвети́л еси́; /​/​святи́телю блаже́нне, моли́ Хри­ста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Незаходи́мое со́лнце воз­сия́ днесь /​пресла́вная па́мять твоя́, святи́телю Христо́в Иоа́нне, /​созыва́юще нас к похвале́нию Хри­ста́ Бо́га на́шего. /​Те́мже, притека́юще к тебе́, исцеле́ния да́ры прие́млем /​/​моли́твами твои́ми.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю о́тче Иоа́нне, /​и чтим святу́ю па́мять твою́, /​ты бо мо́лиши за нас /​/​Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Молит­ва свя­ти­те­лю Иоан­ну, епи­ско­пу Суздальскому

О святы́й вели́кий архиере́ю Бо́жий Иоа́нне чудотво́рче, уго́дниче Христо́в и засту́пниче нам те́плый, гра́ду Су́ждалю и всей Росси́йстей стране́ похва­ло́ и утвержде́ние, церко́вная кра­со­та́, си́рым оте́ц, вдо́вам те́плый засту́пник, скорбя́щим утеше́ние, боля́щим исцеле́ние, Правосла́вию наста́вник, благоче́стию учи́тель и чисто­те́, за́поведей апо́стольских и оте́ческих ве́рный храни́тель, ста́да слове́сных ове́ц бо́дренный блюсти́тель, и всем христолюби́вым лю́дем ско́рый предста́тель! Поми́луй нас, и услы́ши в час сей моле́ние на́ше, и помя­ни́ нас у Престо́ла Влады́ки Хри­ста́ Царя́, и помоли́ся о нас, я́ко да изба́вит нас от всех бед, и зол, и от вся́кия непра́вды, ду́ши на́ша да очи́стит от вся́кия скве́рны грехо́вныя, ум да просвети́т ве́дением суде́б Свои́х, се́рдце же да утверди́т во вся́кой доброде́тели, и та́ко сотвори́т нас насле́дниками Ца́рствия Сво­е­го́ Небе́снаго; я́ко да твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хва­лу́, благодаре́ние и поклоне́ние возсыла́ем Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Евфи­мия Ново­го, Солун­ско­го (889). Прмч. Луки­а­на, пре­св. Антио­хий­ско­го (312). Сщмч. Луки­а­на Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (1243). Свт. Дио­ни­сия, архи­еп. Суз­даль­ско­го (1385). Свт. Афа­на­сия исп., еп. Ков­ров­ско­го (1962). Мчч. Сар­ви­ла и Вевеи (II). Свт. Сави­на, еп. Катан­ско­го (760). Сщмч. Симео­на Коню­хо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Димит­рия Касат­ки­на пре­св. (1942). Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» (XIX).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму