28 октяб­ря. Свя­ти­тель Афа­на­сий (Саха­ров) испо­вед­ник, епи­скоп Ковровский
Епи­скоп Афа­на­сий – уро­же­нец Там­бов­ской губер­нии, Кир­са­нов­ско­го уез­да, дерев­ни Царев­ка (насе­лен­ный пункт упразд­нен в 2017 году из-за отсут­ствия жителей). В 1912 году буду­щий свя­ти­тель при­ни­ма­ет мона­ше­ский постриг под име­нем Афа­на­сия, а затем – посвя­ще­ние в сан…

Епи­скоп Афа­на­сий – уро­же­нец Там­бов­ской губер­нии, Кир­са­нов­ско­го уез­да, дерев­ни Царев­ка (насе­лен­ный пункт упразд­нен в 2017 году из-за отсут­ствия жителей).

В 1912 году буду­щий свя­ти­тель при­ни­ма­ет мона­ше­ский постриг под име­нем Афа­на­сия, а затем – посвя­ще­ние в сан иеро­ди­а­ко­на и иеро­мо­на­ха. Пер­вые два года Афа­на­сий начи­на­ет дея­тель­ность в чине пре­по­да­ва­те­ля духов­ных заве­де­ний Пол­та­вы и Волы­ни. С 1914 по 1917 года при­ни­ма­ет актив­ное уча­стие в собра­ни­ях и съез­дах духо­вен­ства и мирян по под­го­тов­ке Помест­но­го собо­ра, будучи в чине епи­ско­па Ковровского.

В 1918 году был издан Декрет новой вла­сти об отде­ле­нии церк­ви от госу­дар­ства. С это­го пери­о­да начи­на­ет­ся гоне­ние на рели­ги­оз­ных дея­те­лей всех кон­фес­сий. Помест­ный собор осу­дил дей­ствия боль­ше­ви­ков, всту­пив тем самым в откры­тый кон­фликт с новой вла­стью. Афа­на­сий стал дея­те­лем сти­хий­ной орга­ни­за­ции, чле­ны кото­рой пыта­лись про­ти­во­сто­ять гоне­ни­ям на рели­гию. Начи­ная с 1922 года, на про­тя­же­нии 30 лет вла­ды­ка Афа­на­сий неод­но­крат­но под­вер­гал­ся аре­стам и запре­ту на про­ве­де­ние бого­слу­же­ний. 1922 – 1924 годы, аре­сты – осво­бож­де­ния, приговоры.

В лаге­рях вла­ды­ка Афа­на­сий выпол­нял раз­ные виды работ: от ассе­ни­за­то­ра до сче­то­во­да, плел лап­ти, рубил лес. На про­тя­же­нии лихо­ле­тья вла­ды­ка сохра­нял стой­кость духа, несмот­ря на физи­че­ские стра­да­ния от пыток, голо­да, изну­ри­тель­но­го тру­да и болез­ней. Молит­вы Гос­по­ду и Бого­ро­ди­це были ему духов­ной опо­рой во все времена.

Пер­вый год после осво­бож­де­ния свя­ти­тель при­ну­ди­тель­но про­вел в доме инва­ли­дов. В 1955 году ему раз­ре­ше­но выехать в город Тута­ев (Яро­слав­ская область), отку­да он через пол­го­да пере­брал­ся во Вла­ди­мир­скую область (посе­лок Петуш­ки). Здесь вла­ды­ка Афа­на­сий про­жил 7 лет до сво­ей кон­чи­ны 28 октяб­ря 1962 года. Похо­ро­нен в хра­ме на Князь-Вла­ди­мир­ском клад­би­ще горо­да Вла­ди­мир. Послед­ние годы жиз­ни Афа­на­сий посвя­тил иссле­до­ва­нию бого­слу­жеб­ных текстов.

Через 38 лет после кон­чи­ны Архи­ерей­ский собор РПЦ кано­ни­зи­ро­вал Афа­на­сия Ков­ров­ско­го как ново­му­че­ни­ка и испо­вед­ни­ка. Мощи свя­то­го Афа­на­сия тор­же­ствен­но пере­за­хо­ро­ни­ли в мона­сты­ре в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы горо­да Владимира.

В 2012 году при­нят и утвер­жден текст молеб­на в память свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка Афа­на­сия Ков­ров­ско­го во всех хра­мах Рус­ской Пра­во­слав­ной церкви.

Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Афа­на­сий Ков­ров­ский внес огром­ный вклад в объ­еди­не­ние и систе­ма­ти­за­цию тек­стов, про­слав­ля­ю­щих рус­ских свя­тых. Бла­го­да­ря его уси­ли­ям ста­рин­ные цер­ков­но­сла­вян­ские тек­сты ста­ли понят­нее веру­ю­щим 20-го столетия.

Свя­ти­тель внес зна­чи­тель­ный вклад в уни­фи­ка­цию бого­слу­же­ний в Рус­ской Пра­во­слав­ной церк­ви. Пер­вые рабо­ты были выпол­не­ны в 20‑е годы. Епи­скоп Афа­на­сий Ков­ров­ский внес пред­ло­же­ние вве­сти допол­ни­тель­ное почи­та­ние рус­ских свя­тых, поми­мо общехристианских.

Начи­ная с 1946 года, нача­лось празд­но­ва­ние памя­ти всех рус­ских свя­тых. Текст служ­бы был отре­дак­ти­ро­ван епи­ско­пом Афа­на­си­ем. Вер­нув­шись из лаге­рей в Петуш­ки, свя­ти­тель занял­ся сбо­ром и систе­ма­ти­за­ци­ей ака­фи­стов и молеб­нов, посвя­щен­ных мест­но­чти­мым святым.

В резуль­та­те про­де­лан­ной рабо­ты были уточ­не­ны све­де­ния о житии свя­тых, отре­дак­ти­ро­ва­ны бого­слу­жеб­ные тек­сты. На осно­ва­нии полу­чен­ных дан­ных Афа­на­сий Ков­ров­ский соста­вил «Допол­ни­тель­ные Минеи» со служ­ба­ми рус­ским свя­тым, отсут­ство­вав­шим в основ­ном вари­ан­те «Миней».

Тро­парь, глас 4

Сла́вы Бо́жия ревни́теля /​и благоле́пия церко́внаго блюсти́теля, /​те́сным житие́м и мно́гими по́двиги /​вели́кому иера́рху Александри́йскому подо́бника, /​святи́теля Афана́сия, испове́дника Росси́йскаго, /​усе́рдно восхва́лим, ве́рнии. /​Сей бо при́сно мо́лится /​о спасе́нии земна́го Оте́чества сво­е­го́ /​и о всех, живу́щих в нем, /​велегла́сно с любо́вию взыва́я: /​Русь Свята́я, /​хра­ни́ ве́ру правосла́вную, /​/​в не́йже тебе́ утвержде́ние.

Кондак, глас 3

Днесь Афана́сий святи́тель, /​Христо́в испове́дник и пра́ведник, /​в невече́рнем Ца́рстве Сла́вы /​све́тло лику́ет /​и в со́нме всех Ру́сских святы́х/ всесоста́вным гла́сом /​побе́дную песнь воспева́я, /​приле́жно мо́лит о нас /​/​Преве́чнаго Триеди́наго Бо́га.

Вели­ча­ние

Велича́ем тя, /​святи́телю и испове́дниче Христо́в Афана́сие, /​богодухнове́нными пе́сньми Це́рковь Ру́сскую украси́вшаго /​и святы́х сро́дников на́ших /​/​любо́вию воспе́вшаго.

Молит­ва свя­ти­те­лю Афа­на­сию испо­вед­ни­ку, епи­ско­пу Ковровскому

О, многострада́льне и благоглаго́ливе святи́телю и испове́дниче Христо́в Афана́сие, па́стырю до́брый па́житей Це́ркве Ру́сския, Правосла́вия ревни́телю, покая́ния пропове́дниче, моли́твы сто́лпе, люб­ве́ неиссяка́емый исто́чниче, цевни́це богодухнове́нная! Ты, земле́ю дре́внею и свято́ю воспита́нный, измла́да сосу́д избра́нный Бо́гу яви́лся еси́, ре́вностно слу­жа́ Ему́ сло­ве­сы́ и де́лы, моли́твою те́плою, посто́м неосла́бным, ми́лостынею нелицеме́рной. Слу́жбе Бо́жией зело́ при­ле­жа́, тала́нт песнотво́рчества усе́рдно умно́жил еси́ и мно́гими духоно́сными пе́нии Це́рковь Ру́сскую украси́л еси́, наипа́че же потруди́лся в прославле́нии святы́х зем­ли́ Ру́сския, и́хже пред кончи́ною ку́пно с Го́сподом зре́ти сподо́бился еси́. И́стины ра́ди и кро́тости и пра́вды досто́йно пома́за тя во святи́тели Влади́мирския благода́ть Свята́го Ду́ха, е́юже просвеще́н, пропове́дал еси́ Правосла́вия преда́ния неукло́нно посре­де́ безбо́жных гони́телей. А́ще и в заточе́ниих, изгна́ниях и го́рьких рабо́тах три́дцать лет пробы́л еси́, поноше́ния, озлобле́ния и ра́ны за Хри­ста́ сла́дце претерпева́я, ты, свяще́нное испове́дание я́ко забра́ло восприи́м, богоху́льные дерзнове́нно обличи́л еси́ и безпло́тные вра­ги́ посрами́л еси́, па́ству свою́ де́лы па́че слов поуча́я, я́ко Бо́гу подоба́ет повинова́тися па́че челове́к. Те́мже блаже́нства изгна́нных пра́вды ра́ди сподо́бився и Престо́лу Небе́сному пред­стоя́, моли́ Всеблага́го Бо́га на́шего, да утверди́т Це́рковь Ру́сскую, ея́ па́стырей непозы́блемы в и́стинах ве́ры, от ересе́й и раско́лов, да пребу́дут ча́да ея́ тве́рды во испове́дании свята́го Правосла́вия, претерпева́я все напа́сти вре́мени, прославля́я еди́ным се́рдцем и еди́ными усты́ ди́вного во святы́х Свои́х Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Евфи­мия Ново­го, Солун­ско­го (889). Прмч. Луки­а­на, пре­св. Антио­хий­ско­го (312). Сщмч. Луки­а­на Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (1243) Свт. Иоан­на, еп. Суз­даль­ско­го (1373). Свт. Дио­ни­сия, архи­еп. Суз­даль­ско­го (1385). Мчч. Сар­ви­ла и Вевеи (II). Свт. Сави­на, еп. Катан­ско­го (760). Сщмч. Симео­на Коню­хо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Димит­рия Касат­ки­на пре­св. (1942). Ико­ны Божи­ей Мате­ри «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» (XIX).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму