Епископ Афанасий – уроженец Тамбовской губернии, Кирсановского уезда, деревни Царевка (населенный пункт упразднен в 2017 году из-за отсутствия жителей).
В 1912 году будущий святитель принимает монашеский постриг под именем Афанасия, а затем – посвящение в сан иеродиакона и иеромонаха. Первые два года Афанасий начинает деятельность в чине преподавателя духовных заведений Полтавы и Волыни. С 1914 по 1917 года принимает активное участие в собраниях и съездах духовенства и мирян по подготовке Поместного собора, будучи в чине епископа Ковровского.
В 1918 году был издан Декрет новой власти об отделении церкви от государства. С этого периода начинается гонение на религиозных деятелей всех конфессий. Поместный собор осудил действия большевиков, вступив тем самым в открытый конфликт с новой властью. Афанасий стал деятелем стихийной организации, члены которой пытались противостоять гонениям на религию. Начиная с 1922 года, на протяжении 30 лет владыка Афанасий неоднократно подвергался арестам и запрету на проведение богослужений. 1922 – 1924 годы, аресты – освобождения, приговоры.
В лагерях владыка Афанасий выполнял разные виды работ: от ассенизатора до счетовода, плел лапти, рубил лес. На протяжении лихолетья владыка сохранял стойкость духа, несмотря на физические страдания от пыток, голода, изнурительного труда и болезней. Молитвы Господу и Богородице были ему духовной опорой во все времена.
Первый год после освобождения святитель принудительно провел в доме инвалидов. В 1955 году ему разрешено выехать в город Тутаев (Ярославская область), откуда он через полгода перебрался во Владимирскую область (поселок Петушки). Здесь владыка Афанасий прожил 7 лет до своей кончины 28 октября 1962 года. Похоронен в храме на Князь-Владимирском кладбище города Владимир. Последние годы жизни Афанасий посвятил исследованию богослужебных текстов.
Через 38 лет после кончины Архиерейский собор РПЦ канонизировал Афанасия Ковровского как новомученика и исповедника. Мощи святого Афанасия торжественно перезахоронили в монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Владимира.
В 2012 году принят и утвержден текст молебна в память священноисповедника Афанасия Ковровского во всех храмах Русской Православной церкви.
Священноисповедник Афанасий Ковровский внес огромный вклад в объединение и систематизацию текстов, прославляющих русских святых. Благодаря его усилиям старинные церковнославянские тексты стали понятнее верующим 20-го столетия.
Святитель внес значительный вклад в унификацию богослужений в Русской Православной церкви. Первые работы были выполнены в 20‑е годы. Епископ Афанасий Ковровский внес предложение ввести дополнительное почитание русских святых, помимо общехристианских.
Начиная с 1946 года, началось празднование памяти всех русских святых. Текст службы был отредактирован епископом Афанасием. Вернувшись из лагерей в Петушки, святитель занялся сбором и систематизацией акафистов и молебнов, посвященных местночтимым святым.
В результате проделанной работы были уточнены сведения о житии святых, отредактированы богослужебные тексты. На основании полученных данных Афанасий Ковровский составил «Дополнительные Минеи» со службами русским святым, отсутствовавшим в основном варианте «Миней».
Тропарь, глас 4
Сла́вы Бо́жия ревни́теля /и благоле́пия церко́внаго блюсти́теля, /те́сным житие́м и мно́гими по́двиги /вели́кому иера́рху Александри́йскому подо́бника, /святи́теля Афана́сия, испове́дника Росси́йскаго, /усе́рдно восхва́лим, ве́рнии. /Сей бо при́сно мо́лится /о спасе́нии земна́го Оте́чества своего́ /и о всех, живу́щих в нем, /велегла́сно с любо́вию взыва́я: /Русь Свята́я, /храни́ ве́ру правосла́вную, //в не́йже тебе́ утвержде́ние.
Кондак, глас 3
Днесь Афана́сий святи́тель, /Христо́в испове́дник и пра́ведник, /в невече́рнем Ца́рстве Сла́вы /све́тло лику́ет /и в со́нме всех Ру́сских святы́х/ всесоста́вным гла́сом /побе́дную песнь воспева́я, /приле́жно мо́лит о нас //Преве́чнаго Триеди́наго Бо́га.
Величание
Велича́ем тя, /святи́телю и испове́дниче Христо́в Афана́сие, /богодухнове́нными пе́сньми Це́рковь Ру́сскую украси́вшаго /и святы́х сро́дников на́ших //любо́вию воспе́вшаго.
Молитва святителю Афанасию исповеднику, епископу Ковровскому
О, многострада́льне и благоглаго́ливе святи́телю и испове́дниче Христо́в Афана́сие, па́стырю до́брый па́житей Це́ркве Ру́сския, Правосла́вия ревни́телю, покая́ния пропове́дниче, моли́твы сто́лпе, любве́ неиссяка́емый исто́чниче, цевни́це богодухнове́нная! Ты, земле́ю дре́внею и свято́ю воспита́нный, измла́да сосу́д избра́нный Бо́гу яви́лся еси́, ре́вностно служа́ Ему́ словесы́ и де́лы, моли́твою те́плою, посто́м неосла́бным, ми́лостынею нелицеме́рной. Слу́жбе Бо́жией зело́ прилежа́, тала́нт песнотво́рчества усе́рдно умно́жил еси́ и мно́гими духоно́сными пе́нии Це́рковь Ру́сскую украси́л еси́, наипа́че же потруди́лся в прославле́нии святы́х земли́ Ру́сския, и́хже пред кончи́ною ку́пно с Го́сподом зре́ти сподо́бился еси́. И́стины ра́ди и кро́тости и пра́вды досто́йно пома́за тя во святи́тели Влади́мирския благода́ть Свята́го Ду́ха, е́юже просвеще́н, пропове́дал еси́ Правосла́вия преда́ния неукло́нно посреде́ безбо́жных гони́телей. А́ще и в заточе́ниих, изгна́ниях и го́рьких рабо́тах три́дцать лет пробы́л еси́, поноше́ния, озлобле́ния и ра́ны за Христа́ сла́дце претерпева́я, ты, свяще́нное испове́дание я́ко забра́ло восприи́м, богоху́льные дерзнове́нно обличи́л еси́ и безпло́тные враги́ посрами́л еси́, па́ству свою́ де́лы па́че слов поуча́я, я́ко Бо́гу подоба́ет повинова́тися па́че челове́к. Те́мже блаже́нства изгна́нных пра́вды ра́ди сподо́бився и Престо́лу Небе́сному предстоя́, моли́ Всеблага́го Бо́га на́шего, да утверди́т Це́рковь Ру́сскую, ея́ па́стырей непозы́блемы в и́стинах ве́ры, от ересе́й и раско́лов, да пребу́дут ча́да ея́ тве́рды во испове́дании свята́го Правосла́вия, претерпева́я все напа́сти вре́мени, прославля́я еди́ным се́рдцем и еди́ными усты́ ди́вного во святы́х Свои́х Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Евфимия Нового, Солунского (889). Прмч. Лукиана, пресв. Антиохийского (312). Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальн. пещ. (1243) Свт. Иоанна, еп. Суздальского (1373). Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского (1385). Мчч. Сарвила и Вевеи (II). Свт. Савина, еп. Катанского (760). Сщмч. Симеона Конюхова пресв. (1918) Сщмч. Димитрия Касаткина пресв. (1942). Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX).