Написана по благословению прп. Амвросия Оптинского (+ 1891). Преподобный Амвросий пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой “Спорительница хлебов” отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу — сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи.
Старец Амвросий сам указал день празднества — 15 октября и назвал образ “Спорительница хлебов”, указывая этим, что Пресвятая Богородица — “Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного”.
Перед своей блаженной кончиной отец Амвросий заказывал во множестве фотоснимки с этой иконы и раздавал и рассылал их своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил особый припев: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!”
День погребения старца Амвросия в Шамординской обители пришелся как раз на 15 октября — день празднества иконы.
После кончины Амвросия Оптинского на растущее почитание иконы обратила внимание Консистория. В 1892 года она выдала предписание «представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице», которое и было исполнено. Помимо того, Святейший Синод постановил запретить распространение изображений Божией Матери с необычным названием.
В 1896 году Святейший Синод вновь рассмотрел дело «О допущении к употреблению иконы Божией Матери, именуемой „Спорительницею хлебов“» и не нашёл оснований к пересмотру прежнего решения. Запрет на печатание и распространение изображений данной иконы был связан, однако, не столько с необычной иконографией образа и его названием, сколько с личностью старца Амвросия.
И всё же, несмотря на запрещения Синода, изображения иконы продолжали распространяться. В 1918 году иконе посвятил свои стихи поэт Вячеслав Ива́нов, один из идейных вдохновителей Серебряного века, из которых видно, что к тому времени образ был уже весьма известен в православной среде.
Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился. В 1892 году, уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха и угрожал голод, но вскоре после того, как перед иконой “Спорительница хлебов” был отслужен молебен, пошел дождь и засуха прекратилась.
Начиная с 1995 года, в календаре Русской Православной Церкви присутствует день празднования иконы «Спорительница хлебов» (решение было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года).
Судьба первоначального образа в точности неизвестна.
Тропарь, глас 3
Пречи́стая Де́во Мари́е, Ма́ти Царя́ Небеси́ и земли́, /благоутро́бно призира́еши на лю́бящих Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, /и тружда́ющихся во и́мя Его́ ве́чнаго ра́ди спасе́ния, /и подае́ши им вся оби́льно к наслажде́нию. /Спори́тельнице су́щи хлебо́в им, /избавля́я их вся́кия ну́жды и утесне́ния //и устроя́я им, рабо́м Твои́м су́щим, избавле́ние ве́чныя му́ки и жизнь ве́чную.
Кондак, глас 6
Предста́тельство христиа́н непосты́дное, /хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, /не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, /но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; /ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, //предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Величание
Велича́ем Тя, /Пресвята́я Де́во, /Богоизбра́нная Отрокови́це, /и чтим о́браз Твой честны́й, //и́мже показа́ла еси́ пречу́дное зна́мение.
Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы “Спорительница хлебов”
О, Пресвята́я Де́во Богоро́дице, Преми́лостивая Влады́чице, Цари́це Небесе́ и земли́, вся́каго до́ма и семе́йства христиа́нскаго Благоустрои́тельнице, тружда́ющихся благослове́ние, нужда́ющихся неистощи́мое бога́тство, си́рых и вдови́ц и все́х люде́й Корми́тельнице! Пита́тельнице на́ша, ро́ждшая Пита́теля Вселе́нныя и Спори́тельнице хле́бов на́ших, Ты́ Влады́чице, ниспосылаеши Твое́ Ма́тернее благослове́ние градо́м на́шим, села́м и ни́вам и коему́ждо до́му, на Тя́ упова́ние иму́щему. Те́мже с благогове́йным тре́петом и сокруше́нным се́рдцем смире́нно мо́лим Тя́: бу́ди и на́м, гре́шным и недосто́йным рабо́м Твои́м, му́драя Домострои́тельнице, житие́ на́ше до́бре устроя́ющая. Вся́кое же соо́бщество, вся́кий до́м и семе́йство во благоче́стии и правосла́вии, единомы́слии, послуша́нии и дово́льстве соблюди́. Ни́щия и неиму́щия пропита́й, ста́рость поддержи́, младе́нцы воспита́й, все́х вразуми́ преи́скренне взыва́ти ко Го́споду: «Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь». Сохрани́, Пречи́стая Ма́ти, лю́ди Твоя́ от вся́кия ну́жды, боле́зни, гла́да, губи́тельства, гра́да, огня́, от вся́каго зла́го обстоя́ния и вся́каго нестрое́ния. Оби́тели на́шей (ве́си), дома́м и семе́йствам и вся́кой души́ христиа́нстей и все́й стране́ на́шей исхода́тайствуй ми́р и ве́лию ми́лость, да сла́вим Тя́, Преми́лостивую Пита́тельницу и Корми́тельницу на́шу, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Прп. Евфимия Нового, Солунского (889). Прмч. Лукиана, пресв. Антиохийского (312). Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальн. пещ. (1243) Свт. Иоанна, еп. Суздальского (1373). Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского (1385). Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (1962). Мчч. Сарвила и Вевеи (II). Свт. Савина, еп. Катанского (760). Сщмч. Симеона Конюхова пресв. (1918) Сщмч. Димитрия Касаткина пресв. (1942).