28 октяб­ря. Ико­на Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мая “Спо­ри­тель­ни­ца хлебов”
Напи­са­на по бла­го­сло­ве­нию прп. Амвро­сия Оптин­ско­го (+ 1891). Пре­по­доб­ный Амвро­сий пла­ме­нел дет­ской верой к Божи­ей Мате­ри. Он осо­бен­но чтил все Бого­ро­дич­ные празд­ни­ки и в эти дни усу­губ­лял молит­ву. Ико­ной “Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов” отец Амвро­сий бла­го­сло­вил осно­ван­ную им…

Напи­са­на по бла­го­сло­ве­нию прп. Амвро­сия Оптин­ско­го (+ 1891). Пре­по­доб­ный Амвро­сий пла­ме­нел дет­ской верой к Божи­ей Мате­ри. Он осо­бен­но чтил все Бого­ро­дич­ные празд­ни­ки и в эти дни усу­губ­лял молит­ву. Ико­ной “Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов” отец Амвро­сий бла­го­сло­вил осно­ван­ную им неда­ле­ко от Опти­ной пусты­ни Шамор­дин­скую жен­скую оби­тель в честь Казан­ской ико­ны Божи­ей Матери.На этой иконе Божия Матерь изоб­ра­же­на сидя­щей на обла­ках. Ее руки рас­про­стер­ты на бла­го­сло­ве­ние. Вни­зу — сжа­тое поле, а на нем сре­ди трав и цве­тов сто­ят и лежат сно­пы ржи.

Ста­рец Амвро­сий сам ука­зал день празд­не­ства — 15 октяб­ря и назвал образ “Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов”, ука­зы­вая этим, что Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца — “Помощ­ни­ца людям в их тру­дах по снис­ка­нию хле­ба насущного”.

Перед сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ной отец Амвро­сий зака­зы­вал во мно­же­стве фото­сним­ки с этой ико­ны и раз­да­вал и рас­сы­лал их сво­им духов­ным детям. Для пения ака­фи­ста перед свя­тым обра­зом ста­рец соста­вил осо­бый при­пев: “Радуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с Тобою! Подаждь и нам, недо­стой­ным, росу бла­го­да­ти Тво­ея и яви мило­сер­дие Твое!”

День погре­бе­ния стар­ца Амвро­сия в Шамор­дин­ской оби­те­ли при­шел­ся как раз на 15 октяб­ря — день празд­не­ства иконы.

После кон­чи­ны Амвро­сия Оптин­ско­го на рас­ту­щее почи­та­ние ико­ны обра­ти­ла вни­ма­ние Кон­си­сто­рия. В 1892 года она выда­ла пред­пи­са­ние «пред­ста­вить сию ико­ну в кафед­раль­ный собор для хра­не­ния в риз­ни­це», кото­рое и было испол­не­но. Поми­мо того, Свя­тей­ший Синод поста­но­вил запре­тить рас­про­стра­не­ние изоб­ра­же­ний Божи­ей Мате­ри с необыч­ным названием.

В 1896 году Свя­тей­ший Синод вновь рас­смот­рел дело «О допу­ще­нии к упо­треб­ле­нию ико­ны Божи­ей Мате­ри, име­ну­е­мой „Спо­ри­тель­ни­цею хле­бов“» и не нашёл осно­ва­ний к пере­смот­ру преж­не­го реше­ния. Запрет на печа­та­ние и рас­про­стра­не­ние изоб­ра­же­ний дан­ной ико­ны был свя­зан, одна­ко, не столь­ко с необыч­ной ико­но­гра­фи­ей обра­за и его назва­ни­ем, сколь­ко с лич­но­стью стар­ца Амвросия.

И всё же, несмот­ря на запре­ще­ния Сино­да, изоб­ра­же­ния ико­ны про­дол­жа­ли рас­про­стра­нять­ся. В 1918 году иконе посвя­тил свои сти­хи поэт Вяче­слав Ива́нов, один из идей­ных вдох­но­ви­те­лей Сереб­ря­но­го века, из кото­рых вид­но, что к тому вре­ме­ни образ был уже весь­ма изве­стен в пра­во­слав­ной среде.

Пер­вое чудо от свя­той ико­ны засви­де­тель­ство­ва­но в 1891 году, когда во всей Рос­сии был голод из-за неуро­жая, а в Калуж­ской обла­сти и на полях Шамор­дин­ской оби­те­ли хлеб родил­ся. В 1892 году, уже после кон­чи­ны стар­ца Амвро­сия, его послуш­ник Иван Федо­ро­вич Чере­па­нов послал спи­сок с ико­ны в Пят­ниц­кую жен­скую оби­тель Воро­неж­ской обла­сти. В той мест­но­сти была засу­ха и угро­жал голод, но вско­ре после того, как перед ико­ной “Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов” был отслу­жен моле­бен, пошел дождь и засу­ха прекратилась.

Начи­ная с 1995 года, в кален­да­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­сут­ству­ет день празд­но­ва­ния ико­ны «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» (реше­ние было при­ня­то Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Алек­си­ем II в нояб­ре 1993 года).

Судь­ба пер­во­на­чаль­но­го обра­за в точ­но­сти неизвестна.

Тро­парь, глас 3

Пречи́стая Де́во Мари́е, Ма́ти Царя́ Небе­си́ и зем­ли́, /​благоутро́бно призира́еши на лю́бящих Сы́на Тво­е­го́, Хри­ста́ Бо́га на́шего, /​и тружда́ющихся во и́мя Его́ ве́чнаго ра́ди спасе́ния, /​и подае́ши им вся оби́льно к наслажде́нию. /​Спори́тельнице су́щи хлебо́в им, /​избавля́я их вся́кия ну́жды и утесне́ния /​/​и устроя́я им, рабо́м Твои́м су́щим, избавле́ние ве́чныя му́ки и жизнь ве́чную.

Кондак, глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, /​хода́тайство ко Твор­цу́ непрело́жное, /​не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, /​но пред­ва­ри́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; /​уско­ри́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, /​/​предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Вели­ча­ние

Велича́ем Тя, /​Пресвята́я Де́во, /​Богоизбра́нная Отрокови́це, /​и чтим о́браз Твой честны́й, /​/​и́мже показа́ла еси́ пречу́дное зна́мение.

Молит­ва пред ико­ной Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы “Спо­ри­тель­ни­ца хлебов”

О, Пресвята́я Де́во Богоро́дице, Преми́лостивая Влады́чице, Цари́це Небе­се́ и зем­ли́, вся́каго до́ма и семе́йства христиа́нскаго Благоустрои́тельнице, тружда́ющихся благослове́ние, нужда́ющихся неистощи́мое бога́тство, си́рых и вдови́ц и все́х люде́й Корми́тельнице! Пита́тельнице на́ша, ро́ждшая Пита́теля Вселе́нныя и Спори́тельнице хле́бов на́ших, Ты́ Влады́чице, нис­по­сы­ла­е­ши Твое́ Ма́тернее благослове́ние градо́м на́шим, села́м и ни́вам и коему́ждо до́му, на Тя́ упова́ние иму́щему. Те́мже с благогове́йным тре́петом и сокруше́нным се́рдцем смире́нно мо́лим Тя́: бу́ди и на́м, гре́шным и недосто́йным рабо́м Твои́м, му́драя Домострои́тельнице, житие́ на́ше до́бре устроя́ющая. Вся́кое же соо́бщество, вся́кий до́м и семе́йство во благоче́стии и правосла́вии, единомы́слии, послуша́нии и дово́льстве соблю­ди́. Ни́щия и неиму́щия пропита́й, ста́рость под­дер­жи́, младе́нцы воспита́й, все́х вра­зу­ми́ преи́скренне взыва́ти ко Го́споду: «Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь». Сохра­ни́, Пречи́стая Ма́ти, лю́ди Твоя́ от вся́кия ну́жды, боле́зни, гла́да, губи́тельства, гра́да, огня́, от вся́каго зла́го обстоя́ния и вся́каго нестрое́ния. Оби́тели на́шей (ве́си), дома́м и семе́йствам и вся́кой души́ христиа́нстей и все́й стране́ на́шей исхода́тайствуй ми́р и ве́лию ми́лость, да сла́вим Тя́, Преми́лостивую Пита́тельницу и Корми́тельницу на́шу, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Евфи­мия Ново­го, Солун­ско­го (889). Прмч. Луки­а­на, пре­св. Антио­хий­ско­го (312). Сщмч. Луки­а­на Печер­ско­го, в Дальн. пещ. (1243) Свт. Иоан­на, еп. Суз­даль­ско­го (1373). Свт. Дио­ни­сия, архи­еп. Суз­даль­ско­го (1385). Свт. Афа­на­сия исп., еп. Ков­ров­ско­го (1962). Мчч. Сар­ви­ла и Вевеи (II). Свт. Сави­на, еп. Катан­ско­го (760). Сщмч. Симео­на Коню­хо­ва пре­св. (1918) Сщмч. Димит­рия Касат­ки­на пре­св. (1942).

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму