28 нояб­ря. Свя­тые муче­ни­ки и испо­вед­ни­ки Гурий, Самон и Авив
Во вре­мя гоне­ний на хри­сти­ан при импе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане (284 – 305) и Мак­си­ми­ане (305 – 311) в горо­де Едес­се были схва­че­ны два дру­га: хри­сти­ане Гурий и Самон, про­по­вед­ни­ки Сло­ва Божия. На пред­ло­же­ние при­не­сти жерт­ву богам свя­тые отве­ти­ли реши­тель­ным отка­зом, испо­ве­дав…

Во вре­мя гоне­ний на хри­сти­ан при импе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане (284 – 305) и Мак­си­ми­ане (305 – 311) в горо­де Едес­се были схва­че­ны два дру­га: хри­сти­ане Гурий и Самон, про­по­вед­ни­ки Сло­ва Божия. На пред­ло­же­ние при­не­сти жерт­ву богам свя­тые отве­ти­ли реши­тель­ным отка­зом, испо­ве­дав свою веру во Хри­ста. За это они под­верг­лись страш­ным муче­ни­ям: их били, под­ве­ши­ва­ли за руки, при­вя­зав к ногам тяже­лый груз, бро­са­ли в тес­ную тем­ни­цу. Муче­ни­ки все пере­но­си­ли с твер­до­стью и молит­вой ко Гос­по­ду, кото­рую запи­сал один из сви­де­те­лей их муче­ний: “Гос­по­ди Боже мой, без Его же воли ниже пти­ца еди­на падет в сеть. Ты, Иже Дави­до­во серд­це в скор­би рас­про­стра­нил еси, Иже про­ро­ка Дани­и­ла креп­чай­ше львов пока­зал еси, отро­ком же Авра­ам­лим побе­ди­тель­ми мучи­те­ля и пла­ме­ни быти даро­вал еси. Ты и ныне, Гос­по­ди, ведый немощь есте­ства наше­го, виждь брань, вос­став­шую на нас. Тщит­ся бо враг отторг­нуть от Тебе дело дес­ни­цы Тво­ей и лишить (нас) сущей у Тебя Сла­вы. Но Ты, бла­го­сер­дым Тво­им оком при­з­рев на нас, соблю­ди в нас неуга­са­е­мый све­тиль­ник Тво­их Запо­ве­дей. Тво­им же све­том исправь сто­пы наши, и спо­до­би нас насла­ждать­ся бла­жен­ства Тво­е­го, яко бла­го­сло­вен еси во веки веков”. Ночью муче­ни­ков отвез­ли за город и обез­гла­ви­ли († 299 – 306). Хри­сти­ане погреб­ли их свя­тые тела.

Через мно­го лет послед­ний импе­ра­тор-языч­ник Лики­ний (311 – 324) начал гоне­ние на хри­сти­ан. Диа­кон Едес­ской церк­ви по име­ни Авив, кото­ро­го импе­ра­тор пове­лел схва­тить за рев­ност­ное рас­про­стра­не­ние истин­ной веры, сам при­шел к пала­чам, не желая, что­бы при его розыс­ке постра­да­ли дру­гие хри­сти­ане. Свя­той испо­ве­дал свою веру во Хри­ста и был при­го­во­рен к сожже­нию. Муче­ник сам вошел в огонь и с молит­вой пре­дал дух свой Гос­по­ду († 322). Когда огонь погас, мать свя­то­го и род­ствен­ни­ки обре­ли тело его непо­вре­жден­ным. Муче­ни­ка похо­ро­ни­ли рядом со свя­ты­ми Гури­ем и Самоном.

После смер­ти свя­тых совер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чуде­са с теми, кто с верой и любо­вью при­зы­вал их себе в помощь. Так, одна­жды один воин-гот, послан­ный на служ­бу в Едес­су, взял в супру­ги бла­го­че­сти­вую девуш­ку Евфи­мию. Перед этим он поклял­ся ее мате­ри Софии у гроб­ни­цы муче­ни­ков Гурия, Само­на и Ави­ва, что не сде­ла­ет супру­ге ника­ко­го зла, нико­гда не оскор­бит ее, но будет любить и почи­тать. По окон­ча­нии служ­бы в Едес­се он взял Евфи­мию с собой и воз­вра­тил­ся на роди­ну. Впо­след­ствии ока­за­лось, что он обма­нул ее: на родине у него была жена, и Евфи­мия ста­ла ее рабы­ней. Мно­го изде­ва­тельств и уни­же­ний при­шлось пре­тер­петь Евфи­мии. Когда у нее родил­ся ребе­нок, то рев­ни­вая гот­чан­ка отра­ви­ла его. Евфи­мия обра­ти­лась с молит­вой к свя­тым муче­ни­кам Гурию, Само­ну и Ави­ву – сви­де­те­лям клят­вы обман­щи­ка, и Гос­подь изба­вил Евфи­мию от стра­да­ний и чудо­дей­ствен­но пере­нес ее в Едес­су, где она встре­ти­лась с мате­рью. Через неко­то­рое вре­мя гота-клят­во­пре­ступ­ни­ка вновь посла­ли на служ­бу в Едес­су. Весь город узнал о его зло­де­я­нии, обли­чен­ном Софи­ей, и, по при­ка­зу пра­ви­те­ля, гот был казнен.

Про­слав­ляя свя­тых муче­ни­ков в ака­фи­сте, Свя­тая Цер­ковь обра­ща­ет­ся к ним: “Радуй­те­ся, Гурие, Самоне и Ави­ве, чест­на­го бра­ка небес­нии покровителие”.

Тро­парь, глас 5

Чуде­са́ святы́х Твои́х му́ченик /​сте́ну необоpи́мую нам даpова́вый, Хpи­сте́ Бо́же, /​тех моли́твами сове́ты язы́ков pазоpи́, /​Це́рковь святу́ю укре­пи́, /​/​я́ко Еди́н Благ и Человеколю́бец.

Кондак, глас 2

С высо­ты́ му́дрии благода́ть прие́мше, /​су́щим во искуше́ниих предстои́те, всехва́льнии. /​Те́мже отрокови́цу святи́и от сме́рти го́рькия изба́висте: /​/​вы бо вои́стинну есте́ Еде́су сла́ва и ми́ру ра́дость.

Вели­ча­ние

Велича́ем вас, /​страстоте́рпцы святи́и Гу́рие, Само́не и Ави́ве, /​и чтим честна́я страда́ния ва́ша, /​я́же за Хри­ста́ /​/​претерпе́ли есте́.

Молит­ва муче­ни­кам и испо­вед­ни­кам Гуpию, Само­ну и Авиву

О, святи́и му́ченицы и испове́дницы Христо́вы Гу́рие, Само́не и Ави́ве! Те́плии о на́с хода́таи и моли́твенницы пред Бо́гом, во умиле́нии серде́ц на́ших, взира́я на пречи́стый ва́ш о́браз, смире́нно мо́лим ва́с: услы́шите на́с, гре́шных и недосто́йных рабо́в свои́х, су́щих в беда́х, ско́рбех и напа́стех, и призре́в на́ша тя́жкая и безчи́сленная прегреше́ния, яви́те на́м свою́ вели́кую ми́лость, воздви́гните на́с из глу­би­ны́ грехо́вныя, просвети́те на́ш у́м, смягчи́те зло́е и окая́нное се́рдце, прекрати́те за́висть, враж­ду́ и раздо́ры, в на́с живу́щие. Осени́те на́с ми́ром, любо́вию и стра́хом Бо́жиим, умоли́те милосе́рдаго Го́спода, да покры́ет мно́жество грехо́в на́ших Свои́м неизрече́нным милосе́рдием. Да соблюде́т Це́рковь Свою́ Святу́ю от неве́рия, ересе́й и раско́лов. Да пода́ст стране́ на́шей ми́р, благоде́нствие, зем­ли́ плодоро́дие; супру́гом любо́вь и согла́сие; ча́дам послуша́ние; оби́димым терпе́ние; оби́дящим стра́х Бо́жий; скорбя́щим благоду́шие; ра́дующимся воздержа́ние. Все́х же на́с да покры́ет Свое́ю всеси́льною десни́цею, и да изба́вит от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, и напра́сныя сме́рти. Да огради́т на́с ополче́нием святы́х Свои́х а́нгелов, во е́же изба́вится на́м по исхо́де на́шем из жития́ сего́ от ко́зней лука́ваго и та́йных возду́шных мыта́рств его́, и неосужде́нными предста́ти Престо́лу Го́спода Сла́вы, иде́же ли́цы святы́х А́нгел со все́ми святы́ми вы́ну сла́вят пресвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Прп. Паи­сия Велич­ков­ско­го (1794). Ико­ны Божи­ей Мате­ри “Бла­го­ухан­ный Цвет”. Мчч. Елпи­дия, Мар­кел­ла и Евсто­хия (361 – 363). Мч. Димит­рия (ок. 307). Прп. Гурия Шалоч­ско­го (XVII). Сщмч. Нико­лая Щер­ба­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пет­ра Конар­до­ва пре­св. (1937) Сщмч. Ники­ты Алма­зо­ва диак. (1937) Мч. Гри­го­рия Доли­ни­на (1937). Купя­тиц­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри (1182).

Нача­ло Рож­де­ствен­ско­го поста.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму