Преподобный Паисий Величковский родился в городе Полтава в украинской семье протоиерея, потомственного священника, где был одиннадцатым ребёнком. По матери прадедом старца был некто Мандя, славный и богатый купец еврейский, принявший крещение со всеми своим домом. Бабка старца по матери, дочь выкрестившегося еврея, поступила в монастырь и впоследствии была настоятельницей Покровского женского монастыря. Пётр учился в Киевской духовной школе. После 3‑х лет обучения он вернулся домой и сообщил матери о намерении оставить школу и уйти в монастырь – намерение, которое последняя не одобрила.
По совету черниговского старца Пахомия, в 17 лет отправился в Любеч, к иеросхимонаху Иоакиму; но по прошествии 3‑х месяцев его жизни в монастыре, с назначением нового настоятеля, Петру пришлось удалиться из монастыря. После скитаний по разным малороссийским обителям поступил в Медведовский монастырь под Чигирином; был пострижен в рясофор с именем “Платон”. После захвата Медведевского монастыря униатами перешёл в Киев, где работал в типографии Киево-Печерской лавры, овладев там искусством чеканки по меди. Затем направился в Молдовалахию, где жил в монастыре Св. Николая – Трейстены, а вскоре перешёл в скит Кырнул. В молдавских монастырях всего пробыл около трёх лет, подвизаясь под руководством старцев о. Василия, о. Михаила и о. Онуфрия.
Будучи 24 лет предпринял путешествие на Святую Гору Афон, куда он со своим спутником иеромонахом Трифоном прибыли 4 июля 1746 года, в канун памяти преподобного Афанасия Афонского; поселился в монастыре Пантократор. Жил в нищете около 4 лет. В 1750 году на Святую Гору прибыл молдавский старец о. Платона – схимонах Василий, который постриг Платона в мантию с наречением ему имени “Паисий”. В 1758, на 36‑м году жизни, о. Паисий был рукоположён в иеромонаха. При увеличении числа своей братии, по их просьбе, Паисий испросил у Пантократора старую келлию пророка Илии и приступил к устройству скита пророка Илии, став основателем одного из крупнейших скитов на Афоне. Со временем, ввиду военных действий между Россией и Турцией, в которую были вовлечены и греческие монахи Афона, решил уйти вместе со своей братией в Молдо-Валахию, где положил труды к совершенствованию тамошней монашеской жизни. По благословению митрополита Молдавского в Яссах получил в 1763 году Свято-Духов монастырь в Драгомирне в Буковине, где установил строгий общежительный порядок, причём богослужение совершалось и на церковнославянском, и на румынском. После того как Драгомирня по окончании русско-турецкой войны (по договору 1774 года) перешла к Австро-Венгрии, управлял Секульским монастырём, откуда в 1779 году перешёл в Нямецкий (близ города Тыргу-Нямц).
В 1790 году в Нямецком монастыре, который к тому времени был занят российскими войсками, архиепископом Екатеринославским и Херсонским (кафедра тогда была в Полтаве) Амвросием (Серебрениковым), за год до того назначенным местоблюстителем “Молдо-Влахийской экзархии”, был возведён в сан архимандрита. В Нямецкой лавре он много трудился над переводами святоотеческих сочинений и создал славянский свод “Добротолюбия”.
Переводы Паисия с греческого на “славенский” язык долгое время были единственными в России и читались повсюду. Таковы: сборник “Добротолюбие”, сочинения преподобного Исаака Сирина, Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и многое другое. Широко известны поучительные труды Паисия Нямецкого (Величковского). По словам историка Г. П. Федотова, “Паисий Величковский становится отцом русского старчества. Непосредственно связанная с ним Оптина пустынь и Саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия”. Паисий Величковский оказал значительное влияние на многих православных подвижников России конца XVIII и XIX веков. Серафим Саровский получил благословение на уход в Саров от затворника Китаевской пустыни (под Киевом) старца Досифея, который был духовно связан с обителью преподобного Паисия и направлял туда своих учеников. Сборник “Добротолюбие” был настольной книгой Прохора Мошнина – будущего старца Серафима. С его духовным наследием связана история старчества в Оптиной пустыни. Первые оптинские старцы – преподобные Лев (Леонид), Макарий, Моисей – были прямыми учениками учеников преподобного Паисия, а их учеником явился Амвросий Оптинский.
Паисий Величковский прославлен в лике святых на Поместном Соборе РПЦ 1988 года.
Тропарь, глас 2
Стpа́нен быв на земли́, Небе́снаго Оте́чества дости́гл еси́ /пpеподо́бне о́тче Паи́сие, /добpотолю́бия подви́жниче, /ве́pных научи́л еси́ ум к Бо́гу возводи́ти /и се́pдцем к Нему́ взыва́ти: /Го́споди Иису́се Хpисте́, Сы́не Бо́жий, //поми́луй мя, гpе́шнаго.
Кондак, глас 8
Избра́нный и́ноческаго жития́ ревни́телю, /я́ко пчела́ многотру́дная, /писа́ньми оте́ческими ду́ши на́ша снабди́л еси́, /коего́ждо наставля́я на путь спасе́ния, сего́ ра́ди зове́м ти: //ра́дуйся, Паи́сие прему́дре, ста́рчества духо́внаго в стране́ на́шей возроди́телю.
Величание
Ублажа́ем тя, /преподо́бне о́тче Паи́сие, /и чтим святу́ю па́мять твою́, /наста́вниче мона́хов //и собесе́дниче а́нгелов.
Молитва преподобному Паисию Величковскому
О, вели́кий наста́вниче и учи́телю прему́дрый всех ча́ющих спасе́ния и по́двига духо́внаго, преподо́бне о́тче наш Паи́сие! Ты́ от ю́ности любве́ ра́ди Бо́жия оста́вил еси́ оте́чество твое́ и, в ины́х страна́х безмо́лвия ища́, во Святе́й Горе́ Афо́нстей и оби́телех и́ноческих Молдовла́хии Небе́сное бога́тство обрел еси́. Ты вели́ким воздержа́нием, в труде́х, тесно́те и кра́йнем лише́нии плоть свою́ ду́хови покори́в, сокруше́ние нелицемерное, трезве́ние бодренное, безстра́стие ангельское, моли́тву сердечную стяжа́л еси́, и сими обнови́тель дре́вняго и́ночества и столп Правосла́вия показа́лся еси́ и, яко учитель, наставник и отец чадолюбивый, свяще́нный вертогра́д учени́к твои́х, и́же простре́ о́трасли своя́ во вся концы́ Росси́йския земли́, насадил еси. Сего ради, услы́ши на́с, гре́шных, ве́рою и любо́вию призыва́ющих тя и вонми́ проше́нием на́шим. Умоли́ Всеще́драго Бо́га, да сохрани́т святу́ю Це́рковь Ру́сскую и вся святы́я Це́ркви Правосла́вныя в сою́зе ве́ры, ми́ра и бра́тския любве́, па́че же от раско́лов па́губных и междоусо́бных нестрое́ний изба́вит и в непоколеби́мем благостоя́нии утверди́т, во спасе́ние всех и́стинно испове́дающих пресвято́е и́мя Его́. Испроси́, уго́дниче Бо́жий, оте́честву и наро́ду на́шему ми́р и благоде́нствие, изоби́лие плодо́в земны́х и благоустрое́ние ве́сей и гра́дов на́ших, оби́телем же и́ноческим житие богоуго́дное, да сла́вится в них пресвято́е и́мя Го́спода Бо́га и обрета́ют в ни́х ве́чное спасе́ние лю́бящии Его́. Помози́ нам, в су́етнем и гре́шнем ми́ре сем стра́нствующим, о́тче преподо́бне, и умоли́ Го́спода дарова́ти нам оставле́ние всех прегреше́ний, и во исхо́де душ на́ших изба́вити нас возду́шных мыта́рств и муче́ния ве́чнаго, да моли́твами твои́ми узре́вше неизрече́нную сла́ву Христа́ Бо́га, возблагодари́м тя, яко засту́пника и предста́теля нашего, и просла́вим Безнача́льную, Единосу́щную и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В этот день святая Церковь также празднует память:
Мчч. и испп. Гурия, Самона (299 – 306) и Авива (322). Иконы Божией Матери “Благоуханный Цвет”. Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361 – 363). Мч. Димитрия (ок. 307). Прп. Гурия Шалочского (XVII). Сщмч. Николая Щербакова пресв. (1937) Сщмч. Петра Конардова пресв. (1937) Сщмч. Никиты Алмазова диак. (1937) Мч. Григория Долинина (1937). Купятицкой иконы Божией Матери (1182).