28 нояб­ря. Пре­по­доб­ный Паи­сий Величковский
Пре­по­доб­ный Паи­сий Велич­ков­ский родил­ся в горо­де Пол­та­ва в укра­ин­ской семье про­то­и­е­рея, потом­ствен­но­го свя­щен­ни­ка, где был один­на­дца­тым ребён­ком. По мате­ри пра­де­дом стар­ца был некто Ман­дя, слав­ный и бога­тый купец еврей­ский, при­няв­ший кре­ще­ние со все­ми сво­им домом. Баб­ка…

Пре­по­доб­ный Паи­сий Велич­ков­ский родил­ся в горо­де Пол­та­ва в укра­ин­ской семье про­то­и­е­рея, потом­ствен­но­го свя­щен­ни­ка, где был один­на­дца­тым ребён­ком. По мате­ри пра­де­дом стар­ца был некто Ман­дя, слав­ный и бога­тый купец еврей­ский, при­няв­ший кре­ще­ние со все­ми сво­им домом. Баб­ка стар­ца по мате­ри, дочь выкре­стив­ше­го­ся еврея, посту­пи­ла в мона­стырь и впо­след­ствии была насто­я­тель­ни­цей Покров­ско­го жен­ско­го мона­сты­ря. Пётр учил­ся в Киев­ской духов­ной шко­ле. После 3‑х лет обу­че­ния он вер­нул­ся домой и сооб­щил мате­ри о наме­ре­нии оста­вить шко­лу и уйти в мона­стырь – наме­ре­ние, кото­рое послед­няя не одобрила.

По сове­ту чер­ни­гов­ско­го стар­ца Пахо­мия, в 17 лет отпра­вил­ся в Любеч, к иерос­хи­мо­на­ху Иоаки­му; но по про­ше­ствии 3‑х меся­цев его жиз­ни в мона­сты­ре, с назна­че­ни­ем ново­го насто­я­те­ля, Пет­ру при­шлось уда­лить­ся из мона­сты­ря. После ски­та­ний по раз­ным мало­рос­сий­ским оби­те­лям посту­пил в Мед­ве­дов­ский мона­стырь под Чиги­ри­ном; был постри­жен в рясо­фор с име­нем “Пла­тон”. После захва­та Мед­ве­дев­ско­го мона­сты­ря уни­а­та­ми пере­шёл в Киев, где рабо­тал в типо­гра­фии Кие­во-Печер­ской лав­ры, овла­дев там искус­ством чекан­ки по меди. Затем напра­вил­ся в Мол­до­ва­ла­хию, где жил в мона­сты­ре Св. Нико­лая – Трей­сте­ны, а вско­ре пере­шёл в скит Кыр­нул. В мол­дав­ских мона­сты­рях все­го про­был око­ло трёх лет, под­ви­за­ясь под руко­вод­ством стар­цев о. Васи­лия, о. Миха­и­ла и о. Онуфрия.

Будучи 24 лет пред­при­нял путе­ше­ствие на Свя­тую Гору Афон, куда он со сво­им спут­ни­ком иеро­мо­на­хом Три­фо­ном при­бы­ли 4 июля 1746 года, в канун памя­ти пре­по­доб­но­го Афа­на­сия Афон­ско­го; посе­лил­ся в мона­сты­ре Пан­то­кра­тор. Жил в нище­те око­ло 4 лет. В 1750 году на Свя­тую Гору при­был мол­дав­ский ста­рец о. Пла­то­на – схи­мо­нах Васи­лий, кото­рый постриг Пла­то­на в ман­тию с наре­че­ни­ем ему име­ни “Паи­сий”. В 1758, на 36‑м году жиз­ни, о. Паи­сий был руко­по­ло­жён в иеро­мо­на­ха. При уве­ли­че­нии чис­ла сво­ей бра­тии, по их прось­бе, Паи­сий испро­сил у Пан­то­кра­то­ра ста­рую кел­лию про­ро­ка Илии и при­сту­пил к устрой­ству ски­та про­ро­ка Илии, став осно­ва­те­лем одно­го из круп­ней­ших ски­тов на Афоне. Со вре­ме­нем, вви­ду воен­ных дей­ствий меж­ду Рос­си­ей и Тур­ци­ей, в кото­рую были вовле­че­ны и гре­че­ские мона­хи Афо­на, решил уйти вме­сте со сво­ей бра­ти­ей в Мол­до-Вала­хию, где поло­жил тру­ды к совер­шен­ство­ва­нию тамош­ней мона­ше­ской жиз­ни. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Мол­дав­ско­го в Яссах полу­чил в 1763 году Свя­то-Духов мона­стырь в Дра­го­мирне в Буко­вине, где уста­но­вил стро­гий обще­жи­тель­ный поря­док, при­чём бого­слу­же­ние совер­ша­лось и на цер­ков­но­сла­вян­ском, и на румын­ском. После того как Дра­го­мир­ня по окон­ча­нии рус­ско-турец­кой вой­ны (по дого­во­ру 1774 года) пере­шла к Авст­ро-Вен­грии, управ­лял Секуль­ским мона­сты­рём, отку­да в 1779 году пере­шёл в Нямец­кий (близ горо­да Тыргу-Нямц).

В 1790 году в Нямец­ком мона­сты­ре, кото­рый к тому вре­ме­ни был занят рос­сий­ски­ми вой­ска­ми, архи­епи­ско­пом Ека­те­ри­но­слав­ским и Хер­сон­ским (кафед­ра тогда была в Пол­та­ве) Амвро­си­ем (Сереб­ре­ни­ко­вым), за год до того назна­чен­ным место­блю­сти­те­лем “Мол­до-Вла­хий­ской экзар­хии”, был воз­ве­дён в сан архи­манд­ри­та. В Нямец­кой лав­ре он мно­го тру­дил­ся над пере­во­да­ми свя­то­оте­че­ских сочи­не­ний и создал сла­вян­ский свод “Доб­ро­то­лю­бия”.

Пере­во­ды Паи­сия с гре­че­ско­го на “сла­вен­ский” язык дол­гое вре­мя были един­ствен­ны­ми в Рос­сии и чита­лись повсю­ду. Тако­вы: сбор­ник “Доб­ро­то­лю­бие”, сочи­не­ния пре­по­доб­но­го Иса­а­ка Сири­на, Фео­до­ра Сту­ди­та, пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия, свя­ти­те­ля Гри­го­рия Пала­мы, пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Испо­вед­ни­ка, Иоан­на Зла­то­уста и мно­гое дру­гое. Широ­ко извест­ны поучи­тель­ные тру­ды Паи­сия Нямец­ко­го (Велич­ков­ско­го). По сло­вам исто­ри­ка Г. П. Федо­то­ва, “Паи­сий Велич­ков­ский ста­но­вит­ся отцом рус­ско­го стар­че­ства. Непо­сред­ствен­но свя­зан­ная с ним Опти­на пустынь и Саров дела­ют­ся дву­мя цен­тра­ми духов­ной жиз­ни: два кост­ра, у кото­рых ото­гре­ва­ет­ся замёрз­шая Рос­сия”. Паи­сий Велич­ков­ский ока­зал зна­чи­тель­ное вли­я­ние на мно­гих пра­во­слав­ных подвиж­ни­ков Рос­сии кон­ца XVIII и XIX веков. Сера­фим Саров­ский полу­чил бла­го­сло­ве­ние на уход в Саров от затвор­ни­ка Кита­ев­ской пусты­ни (под Кие­вом) стар­ца Доси­фея, кото­рый был духов­но свя­зан с оби­те­лью пре­по­доб­но­го Паи­сия и направ­лял туда сво­их уче­ни­ков. Сбор­ник “Доб­ро­то­лю­бие” был настоль­ной кни­гой Про­хо­ра Мош­ни­на – буду­ще­го стар­ца Сера­фи­ма. С его духов­ным насле­ди­ем свя­за­на исто­рия стар­че­ства в Опти­ной пусты­ни. Пер­вые оптин­ские стар­цы – пре­по­доб­ные Лев (Лео­нид), Мака­рий, Мои­сей – были пря­мы­ми уче­ни­ка­ми уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Паи­сия, а их уче­ни­ком явил­ся Амвро­сий Оптинский.

Паи­сий Велич­ков­ский про­слав­лен в лике свя­тых на Помест­ном Собо­ре РПЦ 1988 года.

Тро­парь, глас 2

Стpа́­нен быв на зем­ли́, Небе́с­на­го Оте́­че­ства дости́­гл еси́ /​пpе­по­до́бне о́т­че Паи́­сие, /​добpо­то­лю́­бия подви́ж­ни­че, /​ве́p­ных научи́л еси́ ум к Бо́­гу воз­во­ди́ти /​и се́pд­цем к Нему́ взы­ва́ти: /​Го́с­по­ди Иису́­се Хpи­сте́, Сы́не Бо́­жий, /​/​поми́луй мя, гpе́шнаго.

Кондак, глас 8

Избра́н­ный и́но­че­ска­го жити­я́ рев­ни́­те­лю, /​я́ко пче­ла́ мно­го­тру́д­ная, /​писа́нь­ми оте́­че­ски­ми ду́­ши на́­ша снаб­ди́л еси́, /​кое­го́ж­до настав­ля́я на путь спа­се́­ния, сего́ ра́­ди зове́м ти: /​/​ра́­дуй­ся, Паи́­сие пре­му́д­ре, ста́р­че­ства духо́в­на­го в стра­не́ на́­шей возроди́телю.

Вели­ча­ние

Убла­жа́ем тя, /​пре­по­до́бне о́т­че Паи́­сие, /​и чтим свя­ту́ю па́­мять тво­ю́, /​наста́в­ни­че мона́­хов /​/​и собе­се́д­ни­че а́нгелов.

Молит­ва пре­по­доб­но­му Паи­сию Величковскому

О, вели́кий наста́в­ни­че и учи́­те­лю пре­му́д­рый всех ча́­ю­щих спа­се́­ния и по́­дви­га духо́в­на­го, пре­по­до́бне о́т­че наш Паи́­сие! Ты́ от ю́но­сти люб­ве́ ра́­ди Бо́­жия оста́вил еси́ оте́­че­ство тво­е́ и, в ины­́х стра­на́х без­мо́л­вия ища́, во Свя­те́й Горе́ Афо́н­стей и оби́­те­лех и́но­че­ских Мол­до­вла́­хии Небе́с­ное бога́т­ство обрел еси́. Ты вели́ким воз­дер­жа́­ни­ем, в тру­де́х, тес­но́­те и кра́й­нем лише́­нии плоть сво­ю́ ду́­хо­ви поко­ри́в, сокру­ше́­ние нели­це­мер­ное, трез­ве́­ние бод­рен­ное, без­стра́­стие ангель­ское, моли́тву сер­деч­ную стя­жа́л еси́, и сими обно­ви́­тель дре́в­ня­го и́но­че­ства и столп Пра­во­сла́вия пока­за­́л­ся еси́ и, яко учи­тель, настав­ник и отец чадо­лю­би­вый, свя­ще́н­ный вер­то­гра́д уче­ни́к тво­и́х, и́же про­стре́ о́т­рас­ли сво­я́ во вся кон­цы́ Рос­си́й­ския зем­ли́, наса­дил еси. Сего ради, услы­́­ши на́с, гре́ш­ных, ве́рою и любо́вию при­зы­ва́­ю­щих тя и вон­ми́ про­ше́­ни­ем на́­шим. Умо­ли́ Все­ще́дра­го Бо́­га, да сохра­ни́т свя­ту́ю Це́р­ковь Ру́с­скую и вся свя­ты­́я Це́рк­ви Пра­во­сла́в­ныя в сою́­зе ве́­ры, ми́­ра и бра́т­ския люб­ве́, па́­че же от рас­ко́­лов па́­губ­ных и меж­до­усо́б­ных нестро­е́­ний изба́вит и в непо­ко­ле­би́­мем бла­го­сто­я́­нии утвер­ди́т, во спа­се́­ние всех и́стин­но испо­ве́­да­ю­щих пре­свя­то́е и́мя Его́. Испро­си́, уго́д­ни­че Бо́­жий, оте́­че­ству и наро́­ду на́­ше­му ми́р и бла­го­де́н­ствие, изоби́­лие пло­до́в зем­ны­́х и бла­го­устро­е́­ние ве́­сей и гра́­дов на́­ших, оби́­те­лем же и́но­че­ским житие бого­уго́д­ное, да сла́вит­ся в них пре­свя­то́е и́мя Го́с­по­да Бо́­га и обре­та́­ют в ни́х ве́ч­ное спа­се́­ние лю́­бя­щии Его́. Помо­зи́ нам, в су́ет­нем и гре́ш­нем ми́­ре сем стра́н­ству­ю­щим, о́т­че пре­по­до́бне, и умо­ли́ Го́с­по­да даро­ва́ти нам остав­ле́­ние всех пре­гре­ше́­ний, и во исхо́­де душ на́­ших изба́ви­ти нас воз­ду́ш­ных мыта́рств и муче́­ния ве́ч­на­го, да моли́тва­ми тво­и́­ми узре́в­ше неиз­ре­че́н­ную сла́ву Хри­ста́ Бо́­га, воз­бла­го­да­ри́м тя, яко засту́п­ни­ка и пред­ста́­те­ля наше­го, и про­сла́вим Без­на­ча́ль­ную, Еди­но­су́щ­ную и Нераз­де́ль­ную Тро́и­цу, Отца́ и Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха ны́не и при­́с­но, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этот день свя­тая Цер­ковь так­же празд­ну­ет память:

Мчч. и испп. Гурия, Само­на (299 – 306) и Ави­ва (322). Ико­ны Божи­ей Мате­ри “Бла­го­ухан­ный Цвет”. Мчч. Елпи­дия, Мар­кел­ла и Евсто­хия (361 – 363). Мч. Димит­рия (ок. 307). Прп. Гурия Шалоч­ско­го (XVII). Сщмч. Нико­лая Щер­ба­ко­ва пре­св. (1937) Сщмч. Пет­ра Конар­до­ва пре­св. (1937) Сщмч. Ники­ты Алма­зо­ва диак. (1937) Мч. Гри­го­рия Доли­ни­на (1937). Купя­тиц­кой ико­ны Божи­ей Мате­ри (1182).

Нача­ло Рож­де­ствен­ско­го поста.

Фотографии

Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1240 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка.

Расписание богослужений

Помочь нашему храму

Написать письмоПомощь храму